Педагогическая диагностика и коррекция речевых нарушений, ведущих к трудностям в обучении.
Рекомендации логопеда
Педагогическая типология трудностей речи
Варианты педагогической коррекция
Дефекты звукопроизношения
Занятия с логопедом. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
Контроль за произношением поставленных звуков.
Консультация психолога, невропатолога.
Нарушение слоговой структуры слова (перестановки, пропуски звуков, слогов)
Развивать фонематический слух.
Проговаривание стихов, потешек, скороговорок в замедленном темпе.
Выработка самоконтроля за темпом речи.
Трудности запоминания стихов.
Учить приёмам смысловой обработки текста.
Составление опорных рисунков для запоминания.
Совместное заучивание по схеме, например:
Взрослый начинает: “Вот прыжок у .”. Ребёнок заканчивает: “кенгуру,”
“Десять метров он в “длину”
“Вот прыжок ” “ .у кенгуру”
“ Десять метров он . “в длину”.
Затруднения воспроизведения прочитанного
Расширять и активизировать объём словарного запаса.
Работать над смысловой стороной текста.
Систематически выполнять задания на подбор действий и признаков к предметам.
Учить отвечать на вопрос, максимально используя слова вопросов, например:
Куда однажды ранним утром отправились дети?
“Однажды ранним утром дети отправились на дачу”.
Нарушение связи слов в предложениях.
Учить приёмам словообразования, словоизменения.
Упражнять в правильности употребление предлогов.
Детализированный, дословный пересказ.
Развивать вербальное мышление.
Консультация психолога.
Неряшливое, нестабильное, неровное письмо
Медленный темп.
Развивать зрительно-моторные координации.
Совершенствовать мелкую моторику.
Ограничение объёма письменных заданий (дозированное, тактированне письмо).
Упражнения на формирование личностных качеств:усидчивости, прилежания и т.п.
Консультация психолога, невропатолога
Не удерживает в поле зрения рабочую строку при чтении и письме
Развитие зрительной памяти, пространственного восприятия.
Консультация невропатолога, психолога.
Замены букв по артикуляционно-акустическому сходству: Б-П, Г-К-Х, Д-Т, Ж-З, С-З, А-Я, У-Ю и т.п.
Занятия с логопедом.
Развитие фонематического слуха.
Замены букв по пространственному сходству: Б-Д,И=Ш, П-Т, И-У, Л-М и т.п.
Развивать зрительную и двигательную память.
Формировать зрительный анализ и пространственное восприятие.
Занятия с психологом. Занятия с логопедом.
Ошибки на сращивание слов, перестановки и пропуски букв, слогов.
Развитие звуко-буквенного анализа.
Ежедневные упражнения в списывании текстов не более 5-7 минут.
Расширение и активизация словарного запаса.
Консультация психолога.
Занятия с логопедом.
Создавайте для ребёнка культурную и богатую речевую среду
Педагогическая диагностика и коррекция речевых нарушений,
ведущих к трудностям в обучении.
Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью владеют звуковой стороной речи, имеют довольно развёрнутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью проходит одинаково. Он может быть замедленным, и тогда у детей наблюдаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития.
Нарушения речи многообразны. Они имеют различную выраженность. Каждый педагог должен видеть специфическое содержание речевой деятельности, владеть педагогическими приёмами диагностики речевых нарушений, что необходимо для своевременного прогнозирования школьных трудностей. Нарушение речевого развития нарушает процесс формирования школьных навыков и, в том числе, особенно чтения и письма, вызывают комплекс учебных трудностей.
Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему ещё предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребёнка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретённая письменная речь.
У детей не редко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно осложняет овладение письмом и приводит к появлению специфических ошибок, неподдающихся исправлению обычными школьными методами. Поэтому так важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольников и успеть их преодолеть до начала его обучения грамоте.
Обязательной проверке подлежит следующее:
1. Правильность произношения звуков.
2. Умение различать звуки на слух.
3. Владение элементарными навыками звукового анализа.
4. Состояние словарного запаса (активного и импрессивного).
5. Сформированность грамматического строя (инверсионных конструкций).
6. Владение связной речью (прогнозирование речи).
И педагогам, и родителям важно уметь проанализировать речевые нарушения и понять какие компоненты языковой системы данное нарушение затрагивает. Дефект может распространяться только на один компонент речи – фонетический, при котором отмечается нарушение звукопроизношения или затрагивает ещё и фонематические процессы. Тогда нарушается не только устная речь, но также чтение и письмо. Может иметь место недоразвитие всей языковой системы: произношения и различения звуков, словарного запаса, грамматического строя, связного высказывания.
Учитывая это, речевые нарушения условно можно разделить на 3 группы.
Первая группа – фонетические нарушения. Они выражаются в дефектах произношения отдельных звуков. Сущность фонетических нарушений в том, что у ребёнка под влиянием различных причин: анатомических нарушений в строении артикуляционного аппарата (зубов, челюсти, языка, нёба и др.) и подвижности, подражания неправильной речи складывается и закрепляется искажённое артикулирование, которое не мешает развитию других компонентов речевой системы. Типичные примеры таких нарушений разнообразные искажения звуков: “Р”-увулярное, велярное, одноударное, мягкое произношение шипящих при нижнем положении языка, межзубное произношения свистящих и т.п.
Вторая группа – фонематические нарушения. Они выражаются в том, что ребёнок не только дефектно произносит отдельные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает артикуляционной и акустической разницы между оппозиционными звуками, Это ведёт к специфическим ошибкам чтения и письма. При этих нарушениях появляются в письменных работах учеников смешения и замены звуков, перестановки, пропуски, добавления звуков и слогов. Полноценное овладение грамматикой при этом невозможно. Ошибки на правила правописания у детей с фонематическим (фонетико-фонематическим) недоразвитием более распространенные и более стойкие.
Третья группа – общее недоразвитие речи (ОНР). Оно проявляется в том, что речевое нарушение затрагивает как звуковую, так и смысловую стороны речи. Наблюдается невнятность произношения, страдает слоговая структура слова, словарный запас сужен и качественно неполноценен, низкий уровень способности построения предложений. Ошибки в письменных работах такие же как и у детей с фонематическим (фонетико-фонематическим) недоразвитием, а также ошибки, связанные с недоразвитием лексико-грамматического строя речи: слитное написание предложений, либо деление предложений на части, не связанные в смысловом и грамматическом отношении. Дети с ОНР имеют значительные нарушения письменной речи.
Дети, имеющие недоразвитие только звуковой стороны речи, не всегда нуждаются в углублённом логопедическом обследовании с целью выявления нарушений интеллектуального развития. Среди данной группы детей следует обратить внимание на тех, у которых страдает слоговая структура слова и различение звуков. Данные нарушения приводят к трудностям усвоения чтения и письма, тем более, если эти затруднения сопровождаются дефектами звукопроизношения. Нарушения слоговой структуры говорит об общем недоразвитии речи, а трудности различения – о фонематическом недоразвитии. Нарушения же смысловой стороны: ограниченный объём словарного запаса, аграмматизмы в речи, трудности связного высказывания, дают повод для углублённого обследования всей познавательной сферы для отграничения речевого ребёнка с сохранным интеллектуальным развитием от речевого ребёнка с ЗПР или у/о.
Звуковая сторона речи
Смысловая сторона речи
Звукопроизношение
Объём словарного запаса
Различение звуков
Грамматический строй речи
Слоговая структура речи
Связное высказывание
(Приложение: «Диагностические методики»)
Логопеды выделяют 4 этапа нарушения письменной речи, которые проходит школьник:
1.Специфические трудности формирования чтения и письма (6-7 лет, конец 1-го полугодия 1 класса.
Показатели:
нечёткое знание ребёнком букв алфавита;
сложности при переводе звука в букву и наоборот;
перевод печатной графемы в письменную;
трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, чтение отдельных слогов с усвоенными буквами, письмо отдельных букв под диктовку.
2. Нарушения формирования процессов чтения и письма (7-8 лет, со второго полугодия 1 класса и в начале 2 класса).
Показатели:
смешение письменных и печатных букв;
побуквенное чтение;
списывание с печатного осуществляет, но самостоятельное письмо в стадии формирования;
типичные ошибки: написание слов без гласных, слияние нескольких слов или же их расщепление.
3. Дисграфия и дислексия ( не ранее второго полугодия 2 класса и 3 класс).
Показатели:
при письме и чтении буквы смешиваются по оптическим и фонематическим признакам;
слитное написание предлогов или расщепление слов («на ступила»);
пропуски букв, слогов, слов;
письмо под диктовку крайне замедленно, контроль постепенно утрачивается, ошибки нарастают лавинообразно;
при чтении возврат к предыдущему слогу, слову;
нарушение последовательности при пересказе текста, утрата ряда элементов.
4. Дисорфография (дисорфография с элементами дисграфии) – 4 класс и выше.
Показатели:
преобладают ошибки на все грамматические правила;
чтение медленное и не соответствует ЗУНам.
Процесс обучения письму опирается на всю систему языкового развития ребёнка, а не только на развитие тонкокоординированных движений руки и пальцев. Для формирования письма необходим слаженный механизм, который основывается на:
правильной артикуляции;
сохранном слуховом анализе;
зрительной памяти;
зрительно-моторных координациях;
пространственно-временных ориентировках;
навыках моторного контроля;
комплекса лингвистических умений.
К сожалению ни психология, ни физиология, ни педагогика не располагают данными о том, какое из звеньев этой сложной структуры имеет решающее значение. Но если выпадает хотя бы одно из этих звеньев, то овладение чтением и письмом вызывает определённые трудности и ведёт к специфическим нарушениям письменной речи: дисграфии, дислексии.
Многие педагоги и родители специфические ошибки связывают с личностными качествами ребёнка: невнимательностью, неусидчивостью, ленью и т.п. Очень важно вовремя отличить простую невнимательность, небрежность от логопедических нарушений, в основе которых лежать физиологические, функциональные и психологические проблемы. Нарушениями письменной речи в 7-8 лет страдает мальчиков в 5 раз больше чем девочек. Устранение подобных нарушений – сложный и достаточно длительный коррекционный процесс, в котором должны участвовать не только логопеды, но и учителя, родители, психологи.
Наиболее эффективные результаты достигаются при работе с детьми до 10-11 лет. Позже коррекции протекает значительно сложнее и, как правило, с меньшим успехом, а само расстройство всё более явно принимает характер стойкого хронического нарушения.
К чему могут привести в будущем «дисграфия» и «дислексия»? Безграмотное, с большим количеством нелепых ошибок, несформированная, неправильная речь, бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль, непонимание причинно-следственных связей. Последнее обстоятельство приводит к резким осложнениям при усвоении математических понятий. В более старшем возрасте подросток бывает практически неспособен излагать свои мысли, а, следовательно, и писать сочинения и изложения, не говоря уже о решении математических уравнений и задач. Немаловажен и психологический аспект этой проблемы, так как неудачи в учёбе формируют у детей низкий уровень самооценки, вызывают сложности во взаимоотношениях со сверстниками и учителями. С возрастом это прогрессирует и выливается в потерю интереса к обучению и стойкому нежеланию посещать школу.
Именно поэтому учителя и родители должны внимательно присмотреться к характеру ошибок, которые допускает ребёнок в устной и письменной речи. Проанализируйте, часто ли встречаются ошибки, подобные рассмотренным ниже:
1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематического и слухового восприятия (отсутствие способности различать звуки человеческой речи):
пропуски букв и слогов – «трва» (трава), «кродил» – крокодил, «пинёс» –принёс;
перестановки буква и слогов – «онко» – окно, «звял» – взял, «натуспила» – наступила;
наращивание слов лишними буквами и слогами – «тарава» – трава, «котораые» – которые, «клюкиква» – клюква;
искажение слов – «наотух» – на охоту, «хабаб» – храбрый, «чуки» –щёки;
слитное написание слов и их произвольное деление –«нас тупила», «на ступила» -наступила, «у стала» – устала;
неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений;
коррелятивные замены – «зуки» – жуки, «панка» – банка, «тельпан» - тюльпан, «запоги, шапоги» – сапоги;
нарушение смягчения согласных - «смали» – смяли, «кон» – конь.
2. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматического строя речи:
неумение согласовать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже и существительные с числительными в числе (пять белый грибы);
неправильный выбор падежной формы существительных в словосочетаниях, например: пошли с корзинки, катались на санки.
3. Ошибки, обусловленные несформированностью оптико-пространственного восприятия: «писто»-пусто, «Зто»-Это, «мепкий»-меткий.
Дисграфия и дислексия не столь уж невинны, как может оказаться на первый взгляд и могут принести ребёнку много вреда. Затруднения в обучении, обусловленные речевыми дефектами, ведут к стойким трудностям в обучении всех учебных дисциплин.
Диагностический материал
Диагностика слоговой структуры слова
Методика обследования состояния слоговой структуры слов
Цель: выявить состояние слоговой структуры и звуконаполняемости слов.
Оборудование: речевой материал, предметные картинки.
Методика обследования детей 3 лет
Детям предлагается воспроизвести вслед за логопедом слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов. При этом отмечается общее количество правильно воспроизведённых слогов.
Методика обследования детей 4-5 лет
Детям предлагаются различные типы слов: простые – из открытых слогов без стечения согласных; более сложные – из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова.
Речевой материал: дом, каша, снег, капуста, крыша, кошка, мостик, пуговица, скворечник, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство.
Виды работ должны варьироваться:
Назвать предметные картинки;
Повторить слова за логопедом;
Ответить на вопросы (Где подстригают волосы?).
Если у ребёнка выявляются трудности в воспроизведении слоговой структуры слова, его звуконаполняемости, то предлагается:
Повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных звуков:
па-ту-ко;
Из разных согласных, но одинаковых гласных: па-та-ка-ма;
Из разных гласных, но одинаковых согласных: па-по-пу;
Из одинаковых гласных и согласных, но с разным ударением: па-па-па, па-па-па, па-па-па;
Отстучать ритмический рисунок слова;
Методика обследования детей после 5 лет.
Повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов:
Водопроводчик чинил водопровод. В аквариуме плавают разноцветные рыбки. Строители работают на строительстве высотного дома. Волосы подстригают в парикмахерской. Хлопотливые трудолюбивые муравьи тащат травинку.
Методика обследования детей школьного возраста
Задания в ходе обследования даются как в устной, так и в письменной форме:
Чтение слов сложной слоговой структуры;
Чтение предложений, насыщенных словами разного типа;
Чтение скороговорок;
Списывание сложных слов и предложений;
Запись слов и предложений под диктовку;
Письмо проверочных слуховых диктантов.
Таким образом, логопед выявляет степень и уровень нарушения слоговой структуры слов в каждом конкретном случае и наиболее типичные ошибки, которые допускает ребёнок в устной и письменной речи (нарушение количества и последовательности слогов в 2-5-сложных словах, в словах со стечением согласных, замена слогов и т.д.). Это позволяет установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.
Кн. Агранович «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей», Санкт-Петербург, 2001
Диагностика фонематического восприятия
2.1 Методика определения правильности произносимых слов (8-9 лет).
Цель: выявить сформированность фонематического восприятия
Процедура исследования: определить асемантические звукосочетания (неправильные слова), исправить их.
Речевой материал: асемантические звукосочетания (неправильные слова), сходные по звучанию с хорошо знакомыми словами и правильные слова.
МАГАЗИН НИЛИЦИОНЕР МОГА СОПАКА БОЧКА БАРИКМАХЕРСКАЯ
СТРЕКОСА СОВА ШАПКА ШУК КОЛУБЬ ГРУША АГВАРИУМ Щ АСЫ
ЧАЙНИК ЛАНДЫЩ ТВЕРЬ ДЕМПЕРАТУРА ДЕВОЧКА ЗОРОКА ЧИГР
КРОВАТЬ ЩЕНОК ЧУКА ПЛАШ КОЗМОНАВТ СЕМЛЯНИКА ШАБА
ЕЖИ ЖУБА МОТОЧИКЛ ЖАЕЦ СУБА СОЛУДЬ ЦКОВОРОДА ЩАПКА
ЯЩИК ЧЕЛОВЕК ВОДОПЛОВОДЧИК
Оценка:
4 балла – высокий уровень (отсутствие ошибок при выполнении)
3 балла – средний уровень (наличие от 1 до 5 ошибок)
2 балла – низкий средний уровень (6 - 10 ошибок)
1 балл - низкий уровень (11 –15 ошибок)
0 баллов- очень низкий уровень (более 16 ошибок)
КН. Воронова А. П. «Нарушение письма у детей» С-Пб 1994
2.2 Методика исследования фонематического восприятия (с 7 –8 лет).
Цель: выявить сформированность фонематического восприятия
Процедура исследования: Выслушай фразы, которые я скажу. В некоторых из них есть ошибки. Найди эти ошибки и исправь их.
Речевой материал:
З-С: Хозяйка сварила зуб. Мальчик перелез через сабор и забрался в огород. У девочки болел суб. На лугу паслась коса.
П-Б: Воду хранили в почке. На цветке сидела папочка. Мальчик бил воду из стакана. Из чайника шёл бар.
Д-Т: В этом томе я живу. У меня взрослая точка. На лугу росла густая дрова. В конце предложения надо ставить дочку.
Г-К: Футболисты забили кол. Собака грызла гости. В этом доме я живу третий кот. Учитель поставил мальчику гол.
Ж-Ш: В руке у мальчика воздушный жар. После дождя образовалась большая луша. Летом я шил у бабушки. Раскалённая печка давала сильный шар.
Щ-С: В нашем доме отремонтировали крысу. Я люблю пить томатный шок. Из норы выбежала большая чёрная крыша. Продавец взял острый нос и отрезал кусок колбасы.
2.3 Методика исследования фонематических представлений (с 7 –8 лет).
Повторение слогов с оппозиционными звуками:
СА-ША, ША-СА, СА-ЗА, ЗА-СА, ЗА-ЖА, ЖА-ЗА, ША-ЖА, ЖА-ША
СА-СА-ША, ША-СА-ША, ША-ША-ЖА, ЖА-ША-ЖА
ПО-БО. БО-ПО, ТА=ДА, ДА-ТА, ЛА-РА, РА-ЛА
ПА=ПА-БА, БА-БА-ПА, ДА-ТА-ДА, ТА-ДА-ТА
Придумать слова, начинающиеся со звуков: Р, С, Ш, П, Д, Т и др.
Подобрать картинки на заданный звук: П-Б, Ш-С, З-С, Д-Т и др.
2.4 Методика исследования фонематического анализа (с 7 –8 лет).
Выделение звука на фоне слова (по картинкам и на слух).
Выделение ударного гласного в начале (Алик, азбука, уточка, ослик), в середине (мак, сон, лук, стол, куст), в конце слова (коза, кусты, мячи, весло).
Выделение согласного вначале слова (крыло, сажа, зеркало).
Выделение безударного гласного в начале слова (игра, утёнок, огурец, арбуз).
Назвать звуки в ловах по порядку: сок, лак, кошка, карандаш.
Эти задания доступны 78% детей 6 лет.
Кн. А.Н. Корнев. Нарушение чтения и письма у детей. (Диагностика, коррекция, предупреждение). Санкт-Петербург. 1997
Диагностика объёма словарного запаса
3.1 Методика изучения словарного запаса.
Цель: определение уровня словарного развития.
Инструкция: представь себе, что ты встретился с иностранцем, который плохо понимает русский язык. Как ты объяснишь ему эти слова?
Наборы слов:
Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, смех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
Самолёт, молоток, книга, плащ, перья друг, прыгать, разделять, бить, тугой.
Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий
Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, переделывать, мягкий.
Мотоцикл, щётка, тетрадь, ботинки, шкура, врач, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый.
Пароход, грабли, посылка, сколько, волосы, бездельник, ехать, резать, разбрасывать, твёрдый.
Лодка, тряпка, ручка, варежка, кожа, лодырь, ползти, прилипать, жевать, липкий.
Самокат, лодка, журнал, платок, когти умелец, кружиться, открываться, складывать, мокрый.
Оценка (сумма баллов за каждое слово из 10 слов набора)
0 баллов - отсутствие понимания, неправильное объяснение.
1 балл - понимает значение, но словесно выразить не может. Использует жест, ри-сунок и т.п.
1,5 балла - словесное описание предмета (Зонтик, чтобы прикрыться от дождя)
2 балла - определение полное и несёт видовые признаки.
Возраст
Уровень словарного развития (сумма набранных баллов)
6 лет
7 лет
низкий
средний
высокий
6,5
11,5
7-12
12-15
12,5 - 20
15,5 - 20
Кн. Подготовка ребёнка к школе. Под ред. Айзмана Р.И. Томск, 1994.
3.2 Методика «Противоположности».
Цель: Выявление уровня словарного запаса, произвольности и дифференцированности ассоциаций.
Инструкция: К каждому слову нужно подобрать слово противоположного значения.
Тупой
тонкий
грязный
исчезновение
Чужой
низ
крупный
враг
Младший
отталкивать
удаление
высокий
Внешний
твёрдый
сухой
красивый
Исправление
множить
громкий
спокойствие
Сходство
меньшинство
поднимать
беречь
Разрешать
скупой
починять
порицание
Голод
забывать
легко
победа
бодрость
просторно
приказывать
исключительный
Мирить
неуклюжий
разрушать
суживать
Спешить
горе
спор
наступление
Истина
скрытность
Анализ результатов: Учитывается скорость нахождения, направленность ассоциаций, точность подбираемых понятий.
Показателем низкого уровня словарного запаса является попытка частого употребления противоположностей с отрицательной приставкой «НЕ» (высокий – невысокий и т.п.)
Практический материал для психологической работы в школе. Составитель Усанова О.Н., НПЦ «Коррекция» 1991
Диагностика грамматической стороны речи
4.1 Методика «Исправь предложение». (С 6 лет.)
Цель: оценка правильности грамматических конструкций, выявление навыка использования морфологических элементов и служебных слов для построения грамматически правильных фраз
Оборудование: карточки с текстами предложений у учителя-логопеда
Инструкция:
1 задание – оценка правильности произнесённой фразы.«Выслушай предложение, которое я тебе прочитаю, и ответь: правильно оно построено или нет, так говорят или допущена ошибка?».
2 задание – оценка и исправление неверно произнесённой грамматической конструкции. «Выслушай и, если допущена ошибка, исправь её».
Набор предложений.
Падежные окончания существительных.
1 задание: Птичка клюёт зёрен. Отец читает книгу дети. Собака вышла в будку. Дети подходят к школу. Мама довольна сына. Учитель ставит отметку ученик.
2 задание: Собака сидит около будка. Лошадь скачет по дорогу. Он пишет шариковой ручку. Машина стоит перед дома.
Личные окончания глаголов.
1 задание: Я ешь суп. Ты едим суп. Они едят суп. Мы читаем книга.
2 задание: Он летишь на самолёте. Собака громко лаем. Часы идут точно. Люди идём по улице. Мальчик идут в школу.
Времена глаголов.
1 задание: Я вчера буду купаться. Мы завтра были на даче. Он (завтра был) вчера пойдёт в кино.
2 задание: У нас в школе завтра была экскурсия. Ты придёшь вчера? Ты был там завтра?
Родовые окончания прилагательных.
1 задание: Родной дочь. Дорогая друг. Высокий небо. Золотое кольцо. Большая город.
2 задание: Красивый ручка. Высокая дом. Плохой погода. Куриный яйцо. Злой собака.
Линейная схема фразы порядок слов.
Правильно ли я сказала: Дети сели в класс и вошли за парты. Хозяйка, которую сварила каша, очень вкусная.
Логико-грамматические конструкции.
Правильно ли я сказала: Телега везёт лошадь. Мышка поймала кошку. Земля освещается солнцем.
Ответь на вопрос: Витю слушал учитель. Кто говорил. Петю ударил Ваня. Кто драчун.
Правильно ли я сказала: Цветы не поливали, потому что они засохли. Светит солнце, потому что на улице светло. Шёл дождь, потому что я взял зонт.
Оценка результатов:
За каждый неверный ответ – штрафное очко.
Кн. А.Н. Корнев. Нарушение чтения и письма у детей. (Диагностика, коррекция, предупреждение). Санкт-Петербург. 1997
Диагностика связной речи
5.1 Методика «Дополни рассказ».
Цель: выявить умение логически построить рассказ, адекватно использовать лексический материал, уровень сформированности связной речи, причинно-следственных связей, вербального мышления.
Оборудование: три карточки с напечатанным текстом коротких рассказов, с пропущенным содержанием в середине текста.
Процедура исследования: ребёнку даётся последовательно 3 карточки, на которых напечатаны небольшие рассказы с пропущенным содержанием. Ребёнку необходимо дополнить очень коротко содержание текста.
Последовательность предъявления карточек:
Дети пошли в лес.
.
Поэтому, не дойдя до леса, они бегом бросились домой.
Таня зашла за Катей и позвала её гулять.
.
Тогда Таня решила остаться и помочь подруге.
Зима наступила неожиданно.
«Зимой всегда так красиво», – сказала мама.
Оценка результатов:
Высокий уровень - дополнение красочное, логичное, с элементами воображения.
Средний уровень - дополнение логически верное, но очень лаконичное.
Низкий уровень - дополнение логически не связано с концом.
Очень низкий уровень - дополнить не может, отказывается от работы.
Кн. «Младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития». Под ред. М.В.Гамезо. Москва, 1995.
Зимой на крышах домов лежало много снега. Но однажды выглянуло ласковое солнышко. С каждым днём становилось всё теплее. Потекли с крыши холодные слёзы. Вернулась ночью зима и заморозила эти слёзы. Утром люди проснулись и увидели . .
Пошёл тёмной ночью ёжик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол на серую иголочку. Увидел жёлтые листья и тоже наколол. Заметил, наконец, в голубой луже голубую звезду. Тоже хотел наколоть – да ничего не вышло. Подумал ёжик, подумал и накрыл её лопушком; пусть до утра полежит. А утром под лопушком вместо голубой звезды увидел .
5.2 Методика «Незаконченное предложение».
Цель: выявить умение логически построить предложение, адекватно использовать лексический материал, уровень сформированности связной речи, причинно-следственных связей, вербального мышления.
Инструкция: Закончи предложения, которые я тебе прочту.
Ход выполнения задания:
Если в комнату принесли кусочек льда, то .
Мальчик весело смеялся, потому что ..
Если зимой будет сильный мороз, то .
Если взлететь высоко как птица, то .
Девочка стояла и очень сильно плакала, потому что
Мальчик заболел, у него высокая температура, потому что .
Когда наступает день рождения, то .
Если весь снег растает, то .
В комнате погас свет, потому что
Если пойдёт сильный дождь, то ..
Оценка:
Высокий уровень - чёткий правильный ответ на все предложения.
Средний уровень - половина ответов нечёткие, недостаточно обоснованные.
Низкий уровень - половина ответов нечёткие, недостаточно обоснованные,
а часть предложений без вариантов ответов.
Очень низкий - нет ответа.
Кн. «Младший школьник. Помоги ему учиться». Г.И. Вергелес, Л.А. Матвеева, А.И. Раев. Санкт-Петербург. Издательство «Союз». 2000.
5.3 Методика оценки речевого развития.
Цель: выявить особенности речевого развития детей дошкольного и школьного возраста.
На основе анализа пересказа текста определить индивидуальные особенности речи и соотнести их с уровнями речевого развития и уровень осмысленного оперирования текстами.
Материал: короткие рассказы, стихи, сказки.
3-4 года. В бутылке было молоко. Кот толкнул бутылку. Бутылка упала, молоко потекло. Кот лакал молоко.
5-6 лет. Папа у Шуры охотник. Он принёс сыну зайца. Зайчик жил у Шуры всю зиму. Шура давал зайцу капусту, морковку, свёклу и другие овощи. Однажды заяц убежал в сад. Шура поймал его и отнёс в школу в живой уголок.
7-9 лет. «Ёжик», «Галка и голуби» и др.
В. Лисичкин Веснушки. Есть у солнца лук тугой, золотые стрелы-
Ищет солнышко весной молозагорелых.
Только выйдешь за ворота – начинается охота.
Лена к мама прибежала с горькими слезами.
Сколько стрел в неё попало, сосчитайте сами.
9-12 лет. Муравей и голубка.
Муравей захотел напиться и спустился вниз к ручью. Волна захлестнула его. и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.
На следующий день муравей увидел, что охотник хочет поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли и выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
Ход работы: Ученикам предлагается пересказать прослушанный текст.
Следует обратить внимание на следующее:
Особенности восприятия и понимания текста (степень заинтересованности, вовлечённости ребёнка в работу, просит ли повторить текст, различает ли ребёнок рассказ и сказку, стихотворение и прозу).
Особенности пересказа текста: начинает пересказ сразу после прочтения, просит повторить, сколько раз повторяли текст, пересказывает самостоятельно или с помощью, задаёт ли ребёнок уточняющие вопросы, с чего начинает пересказ, насколько он подробен, имеются ли отвлечения от темы, скорость пересказа, построение предложений.
Анализ результатов:
Высокий уровень:
пересказ осуществляется без повторного чтения текста, без подсказок и наводящих вопросов;
передаёт смысл текста своими словами;
речь громкая отчётливая;
предложения строит логически правильно;
присутствует эмоциональное отношение к содержанию текста.
Средний уровень:
пересказ осуществляется после повторного прочтения при помощи педагога;
произношение внятное;
пересказ состоит из логически правильно построенных предложений;
активное отношение к предлагаемой задаче.
Низкий уровень:
пассивное отношение к предлагаемой задаче;
отказ от работы: «Я не могу. У меня не получится и т.д.»
пересказ осуществляет с трудом только после нескольких повторов и с большой помощью педагога;
(В кн. «Младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития». Под ред. М.В.Гамезо. Москва, 1995. Даётся по кн. Романова Е.С., Усанова О.Н., Потёмкина О.Ф. Психологическая диагностика школьников в норме и патологии. М., 1995.)
5.4 Методика «Три слова»
Цель исследования: определить уровень умения составлять связное высказывание (текст, предложение), устанавливать причинно-следственные связи, уровень сформированности грамматического конструирования.
Процедура исследования:
1 вариант. Даются 3 слова в такой последовательности: ОКНО, СТОЯТЬ, СТОЛ. Необходимо составить одно предложение, в которое бы вошли эти слова.
2 вариант. Даны 3 слова: ДЕВОЧКА, ДЕРЕВО, ПТИЦА.
Задание: придумать небольшой рассказ про девочку, дерево, птицу.
3 вариант. Даны 3 картинки на отдельных карточках: ДЕВОЧКА, ДЕРЕВО, ПТИЦА. Необходимо описать, как бы выглядела одна картинка, на которой изображены девочка, дерево, птица.
Оценка результатов:
Высокий уровень: составляет сразу, самостоятельно.
Средний уровень: составляет не сразу, перебирает варианты.
Низкий уровень: составляет с помощью педагога.
Очень низкий уровень: не справляется с заданием.
Кн. «Младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития». Под ред. М.В.Гамезо. Москва, 1995
5.5 Методика «Пересказ текста».
Цель: выяснение возможности осмышления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое).
Плохой сторож. (5-6 лет)
У одной хозяйки мыши в погребе поели сало. Тогда хозяйка заперла в погреб кошку. А кошка поела и сало, и масло, и молоко.
Галка и голуби. (8-9 лет)
Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби её приняли, как свою. Накормили, но галка на удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби её прогнали. Они вернулась было к галкам, но те её тоже не приняли.
Умная галка. (8-9 лет)
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода тольк на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.
Муравей и голубка. (9-12 лет)
Муравей захотел напиться и спустился вниз к ручью. Волна захлестнула его. и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.
На следующий день муравей увидел, что охотник хочет поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли и выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
Анализ результатов: учитывается понимание последовательности событий, общего и скрытого смысла
Высокий уровень:
пересказ осуществляется без повторного чтения текста, без подсказок и наводящих вопросов;
передаёт смысл текста своими словами;
речь громкая отчётливая;
предложения строит логически правильно;
присутствует эмоциональное отношение к содержанию текста.
Средний уровень:
пересказ осуществляется после повторного прочтения при помощи педагога;
произношение внятное;
пересказ состоит из логически правильно построенных предложений;
активное отношение к предлагаемой задаче.
Низкий уровень:
пассивное отношение к предлагаемой задаче;
отказ от работы: «Я не могу. У меня не получится и т.д.»
пересказ осуществляет с трудом только после нескольких повторов и с большой помощью педагога;
5.6 Методика «Последовательные картинки».
Цель: выявить способность устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации. Делать обобщения, составлять рассказ
Оборудование: картинки из нескольких последовательных изображений (5 лет – девочка проснулась, умывается, завтракает, сидит за партой в школе, 6 лет – «Зайка и снеговик», 7-8 лет –«Наводнение», «Бобик», 9-11 лет –« »)
Процедура обследования: перед ребёнком выкладываются картинки в произвольном порядке, которые он рассматривает 20-30 сек. Инструкция: «Разложи картинки по порядку, что было сначала, что потом». После того, как ребёнок разложил картинки, предлагают составить по ним рассказ.
Анализ результатов.
Дети с нормальным умственным развитием с интересом рассматривают картинки, понимают инструкцию и выполняют задание, раскладывают картинки в нужном порядке, сопровождая свои действия речью. Качество рассказа разное: от скупого описания до развёрнутого рассказа с элементами собственного опыта или наблюдений.
Дети с задержкой психического развития при раскладывании часто нуждаются в наводящих вопросах. Затрудняются в составлении развёрнутого рассказа. К заданию проявляют интерес, порядок последовательности доступен.
Дети с умственной отсталостью ограничиваются называнием отдельных картинок с помощью наводящих вопросов. Последовательность не устанавливают, Помощь не используют.
Кн. С.Д. Забрамная От диагностики к коррекции. Москва, 1998
13PAGE 14215
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415