Урок РР Лингвистическая сказка


Класс: 7
Предмет: русский язык Дата:
Тема урока:
Р/Р. Лингвистическая сказка. Различение частиц в речи.
Цель:
На теоретическом материале и материале практических упражнений дать понятие о роли частиц; формировать умение определять смысловое значение частиц.
Задачи урока:
В ходе урока учащиеся будут знать об условиях различения разрядов частиц. Покажут умения правильно определять условия написания отрицательных частиц с различными частями речи. Покажут навыки работы в парах при определении условий правописания частиц.
Вид деятельности Действия преподавателя и действия участников
Приветствие
I.Орг. момент Психологический настрой.
Учитель желает ученикам здоровья, хорошего настроения, плодотворной работы.
Разминка «Пальчики». Развиваем правое и левое полушария. Попеременно выставляем пальчики правой и левой руки «большой-мизинчик».
Целевые установки Учитель сообщает тему и цели урока
II.Актуализация опорных знаний.
Вступительное слово учителя о теме и цели урока.
Слушать, так душе отрадно,
Кто придумал их так ладно?
И не пил бы, и не ел,
Всё бы слушал и сидел…
А.С.Пушкин.
- Вы согласны с Пушкиным, что частицы – это необыкновенная часть речи.
- Давайте поговорим о том, что мы знаем о них.
Работа в группах
1. Блиц-опрос (письменно)
1. Служебные части речи, которые служат для связи слов в предложении – это______________________________ (союз)
2. Частицы давай, пусть служат для__________________?
(для образования повелительного наклонения глагола)
3. Если НЕ пишется слитно, то это_______________________
(приставка или часть корня, если без не не употребляется)
4. Какова функция частицы НИ, если уже есть отрицание в предложении? ______________________________(усиливает отрицание)
5. Частицы, которые внося различные оттенки в предложения, называются __________________________ (смысловыми)
6. Частицы –ТО, -ТАКИ и -КА пишутся __________________? (через дефис)
7. Каков смысл предложения, если в нем 2 частицы не: не мочь + н.ф.гл.? ___________________________________ (положительный)
8. Частица – это ______________(служебная часть речи, которая служит для образования форм слов и вносит различные оттенки значения в предложение.9. Чем отличаются они от самостоятельных частей речи?
_____________________________________________________
10. Разряды частиц___________________________Приведите примеры. Проверка
2. Отличие частиц от других частей речи.
- Выписать из ряда слов частицы.
Пусть, слева, о, только, она, чтобы, неужели, если, впоследствии, да, бы, зато, для, в связи, даже, едва, вон, это, мой, именно, что, ведь, про, почти.3. Работа с раздаточным материалом «Найдите соответствие».
(Ученики выбирают из первого столбика частицу и определяют, какую роль она играет).
Вот, вон вопрос
Ли, разве указание
Пускай, бы ограничение
Не, ни усиление
Только, лишь формообразование
Что за, как сомнение
Даже, ведь, же отрицание
Вряд ли, едва ли восклицание
Проверка
4. Коллективная работа по правописанию частиц.
А) Раскрыть скобки «Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи»
(Ни)чем (не) нарушаемая тишина, (не)повторимый запах весны, (не)приведена в порядок, (не)чего надеяться, (не)яркое пламя, чувствовал себя (не)уверенно, (не)ожиданно приехавшие, (не)заменят (ни)когда свободы, указал на (не)справедливость.
Б) Правописание частиц бы и же, ли.
Что(бы) тебе подарить? Проверь что(бы) прогноз погоды был точным. Так(же), как и её родители, Варя всегда говорила правду. Прочитай то(же) стихотворение, с которым выступала вчера. Я так(же) с ним согласна. Можно(ли) написать сочинение в один вечер?
5. Обобщение
- Частицы требуют к себе почтения, очень нужны они в речи, без них не обойтись. Так давайте постараемся их использовать и правильно писать.
III. Рефлексия Укрась торт
Я доволен своей работой на уроке — красный цвет.
Я хорошо работал, но умею еще лучше – зеленый.
Работа не получилась, не доволен собой – синий цвет.
IV. Оценивание Взаимооценивание групп по критериям
оценка удовл. хорошо отлично
Блиц-опрос Был ответ на 3-4 вопроса Ответил на 5-7 вопросов Ответил на 8-10 вопросов
V. Домашнее задание Написать сочинение-рассуждение (лингвистическую сказку)
«Зачем нужны частицы?»