Урок русского языка Лингвистическая игра
Лингвистическая игра Русский язык 7 класс
Цели:
-активизировать познавательную деятельность детей,
-развивать логику, интеллект,
-способствовать повышению интереса к изучению русского языка,
-воспитывать чувство коллективизма.
Ход игры
Вопрос 1. Среди всех книг, созданных человечеством, на первое место по общему тиражу изданий занимает Библия. А как переводится на русский язык это греческое слово? (Ответ: книги)
Вопрос 2. соберите слова, а из полученных слов восстановите пословицу. (Ответ: Порядок время бережет)Вопрос 3. Известному артисту МХАТа Е. Евстигнееву показали письмо пятиклассника: “Я мечтаю снимаца в кино в роле Штирлеца или Дортаняна как Михаил Баярский”.
- Как вы думаете, он сможет стать артистом?
- На это письмо мне тоже хочется ответить письменно.
Евстигнеев берет ручку и пишет.
Вопрос: Какое слово и как написал артист? (Ответ: Никада)Вопрос 4. Перед вами фразеологизм “От а до я”. Назовите греческий вариант. (Ответ: От альфы до омеги)Вопрос 5. Тимур Кизяков, ведущий передачи “Пока все дома”, однажды закончил выпуск так: “Для тех, кто смотрел с самого начала, и для тех, кто подключился только сейчас, сообщаю: Вы просмотрели передачу “Пока все дома””
Почему ведущий смог объединить тех, кто смотрел с самого начала, и тех, кто подключился только сейчас? (Ответ: Глагол просмотреть имеет несколько значений, в том числе: 1) осматривая, ознакомиться с чем-либо; 2) пропустить. Зрители просмотрели программу либо в 1-м, либо во 2-м значении)Вопрос 6. На ценниках в магазине часто пишут мясо говядины, мясо свинины. Правильно ли оформлены такие ценники? (Ответ: Неправильно. Говядина – “это мясо коровы или быка как пища”, а свинина – “свиное мясо как пища” (Словарь русского языка С.И. Ожегова). Нужно писать: говядина, свинина)Вопрос 7. Хоть и мала я, но взгляни:
Весь мир я отражаю.
Но одну букву замени –
Я по болоту зашагаю. Ответ: (Капля – цапля)
Вопрос 8. Объясните значение архаичного существительного в составе фразеологизма “У черта на куличках”. (Ответ: Кулички – “лесистые, глухие, болотистые места”)Вопрос 9. Некоторые нарицательные имена являются эпонимами, то есть восходят к именам собственным. Например, брюки (по названию города Брюгге, откуда в Россию ввозилось сукно брюкиш) или гобелен (по имени красильщиков Гобеленов, работавших в Париже с XV века. А как появилось слово “хулиган”? (Ответ: По имени владельца постоялого двора близ Лондона ирландца Хулигэна, жившего в XVIII век и имевшего скандальный характер)Вопрос 10. Какое значение имеет слово скрижаль, которое употребляется в выражении “Запечатлеть на скрижалях истории”? (Ответ: Скрижаль – “каменная плита; доска с написанным на ней священным текстом”)Вопрос 11. Заимствованные слова – неотъемлемая часть любого языка. Карате (в японском – “голыми руками”), кайф (в арабском – “послеполуденный отдых”), шабаш (в еврейском - суббота). А какое слово, заимствованное из китайского языка, в языке-источнике обозначает “большой ветер”. (Ответ: Тайфун)Вопрос 12. Четыре девочки встретили незнакомого мальчика. “Как тебя зовут?” - спросили они его. “А как зовут вас?” - спросил мальчик вместо ответа. Девочки представились: “Поля, Лена, Рита, Валя”. Подумав, мальчик сказал: “Если ваши имена записать в столбик, мое имя прочитается по диагонали”. Как звали мальчика? (Ответ: Петя)Вопрос 13. Я цвет одинаковый часто имею:
И с г зеленею, и с к зеленею,
Но с к вам со мною рискованно быть:
Могу и до слез довести, и убить. (Ответ: Лук – луг)Вопрос 14. Вставьте пропущенные слова в составе фразеологизмов: ахиллесова ____, мамаево ____, прокрустово ____, потемкинские ____, ариаднина ____, прометеев ____, эзопов ____, пиррова ____, дамоклов ____, филькина ____. (Ответ: Ахиллесова пята, мамаево побоище, прокрустово ложе, потемкинские деревни, ариаднина нить, прометеев огонь, эзопов язык, пиррова победа, дамоклов меч, филькина грамота)Вопрос 15. А.С. Пушкин. Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
К чему, кроме океана, обращается герой стихотворения и что обозначает этот архаизм? (Ответ: Ветрило – парус)Вопрос 16. В поэме А. Твардовского “За далью - даль” есть строки:
И все, от корки и до корки,
Что в книгу вписано вчера,
Все с нами – в силу поговорки
Насчет пера и топора.
Какую поговорку имеет в виду автор?
Какой фразеологизм использован в этих строках? (Ответ: написано пером, не вырубишь топором. От корки до корки)Вопрос 17. “В сборную военного округа по волейболу вошли 11 человек: … моряка, … пехотинца, … сапера и … танкистов”, - писал в окружной газете капитан сборной танкист Петров. Сколько моряков было в сборной? Ответ: 2 моряка (1 танкист, 2, 3, 4 танкиста, 5 танкистов; следовательно, 2 моряка, 2 пехотинца, 2 сапера)Вопрос 18. Объясните значение архаичного существительного во фразеологизме “быльем поросло”. Ответ: Былье – трава, отсюда былинка.
Вопрос 19. Из местной радиопередачи: Потерялась собачка (далее следует описание).
Нашедшего просьба позвонить по телефону …
Как вы исправите это объявление?
(Ответ: Нарушена сочетаемость слов. При сущ. просьба зависимое слово должно иметь форму Д.п. с предлогом к. Правильно: Просьба к нашедшему позвонить… А лучше: Нашедшего просят позвонить…)Вопрос 20. Найдите (на столы кладутся сборники басен) или вспомните в одной из басен И.А. Крылова существительное общего рода. Ответ: Зевака, забияка (“Слон и Моська”), кривляка (“Зеркало и обезьяна”), невежда (“Петух и жемчужное зерно”).
Вопрос 21. Вспомните две пословицы или поговорки, в состав которых входят краткие прилагательные.
Возможные ответы. Мал золотник, да дорог. Долг платежом красен.
Вопрос 22. Серый Волк придумал несуществующее слово “рочь” и спросил у трех поросят, к какой части речи оно относится.
Ниф-Ниф сказал: “Это сущ. женск. рода”.
Нуф-Нуф сказал: “Это сущ. мужск. рода”.
Наф-Наф сказал: “Это глагол”.
Кто из поросят неправ? (Ответ: Нуф-Нуф)Вопрос 23. Вы все, вероятно, ели манную, пшенную и перловую каши, приготовленные соответственно из манной, пшенной и перловой крупы. А из каких злаков готовится каждая из этих круп? (Ответ: Манная – из пшеницы, Пшенная - из проса, Перловая – из ячменя)Вопрос 9. В романе К. Симонова “Солдатами не рождаются” Синцов спрашивает одного командира о настроении. Тот отвечает:
- Настроение среднее. И нанес, и понес. Немцев при их контратаках положили – снег черный, но и потеряли много.
И нанес, и понес. Компонентами каких фразеологизмов являются эти слова? (Ответ: И нанес урон (противнику), и понес потери (сам))Вопрос 24. Отрывок из стихотворения Б. Слуцкого:
Цепляюсь за слежавшийся, сложившийся,
Служивший многим людям оборот.
Я поверну его наоборот,
И он, привычной тяжести лишившийся,
Ввысь воспарит и ринется вперед.
Сколько в этом отрывке причастий и причастных оборотов? (Ответ: 4 причастия, 2 причастных оборота)
Вопрос 25. Даны звуки [л?], [с?], [т?], [э]. Какие три русских слова можно составить из этих звуков (в каждом слове должны быть использованы все звуки, притом только один раз). (Ответ: Лесть, лезть, сельдь)Вопрос 26. “Баю-баюшки, баю” из колыбельной песни. Переведите с древнего языка смысл этой привычной, но непонятной фразы. (Ответ: Баюшки баю, буквально “сказываю сказочки”. Баять – говорить, сказывать. Отсюда диалектное слово “байка”)Вопрос 27. Какое слово можно составить из 3-й, 11-й и 16-й букв русского алфавита? (Ответ: йод)
Вопрос 28. Даны слова: Ольга, ягода, баня, удочка, драться, мириться, форель, завидно, тринадцать. В каком слове при произношении звучат только твердые согласные? (Ответ: Драться)Вопрос 29. Откуда взялось выражение “жить на широкую (большую) ногу?” (Ответ: В XIV веке в Западной Европе знатность определялась длиною башмака. Башмак рядового дворянина был в полтора фута, башмак барона – в два фута, а князя – в 2,5 фута. Впоследствии вместо “жить на большую ногу” стали говорить “жить на широкую ногу”)Вопрос 30. Найдите заимствованные слова во фразе “Устами младенца глаголет истина”. Замените их исконно русскими соответствиями. (Ответ: Все слова в этом предложении заимствованы из старославянского и церковно-славянского языков. Русский вариант: Ртом ребенка говорит правда)Вопрос 31. Анаграммы: Апельсин – спаниель, камыш – мышка, лось – соль, отпор – ропот, палка – лапка. К какой из этих пар можно прибавить еще хотя бы одно существительное. (Ответ: Отпор – ропот – топор)Вопрос 32. У нее забирают, а она все больше становится. Начинается с конца, а кончается с начала. О чем речь? Ответ: Яма (конец и начало алфавита).
Вопрос 33. В.И. Даль предлагал заменять в речи иноязычные слова русскими словами-соответствиями. Например, агитатора заменить волнователем, эгоиста – себятником, а фиолетовый цвет – сине-алым. Какое заимствованное слово должно было заменить, по мнению В.И. Даля, слово “глазоем”? (Ответ: Горизонт)Вопрос 34. Даны слова: лен, шел, яр. Поставьте в каждом из них звуки в обратном порядке. Транскрипции каких трех новых слов получились у вас. (Ответ: Ноль, ложь, рай)