Презентация на тему Дифференциальная диагностика и коррекция речевых нарушений у детей с ЗПР


Педагог-психолог Мбоу сош №55 г. ВоронежаВеликородная Мария ГеннадьевнаДифференциальная диагностика и коррекция речевых нарушений у детей с ЗПР Виды психического дизонтогенеза (В. В. Лебединский):1) психическое недоразвитие- это олигофрения;2) задержка психического развития;3) поврежденное психическое развитие - органическая деменция.4) дефицитарное психическое развитие – связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.5) искаженное психическое развитие - характеризует ранний детский аутизм.6) дисгармоническое психическое развитие - психопатии и патологическое развитие личности. Проявления нарушений речи детей с ЗПР (Е. В. Мальцева)Первая группа — дети с изолированным фонетическим дефектом, проявляющимся в неправильном произношении лишь одной группы звуков. Нарушения произношения звуков в этой группе детей связаны с аномалией строения артикуляторного аппарата, недоразвитием речевой моторики. В эту группу вошли 24,7% детей с ЗПР, имеющих нарушения речи.Вторая группа (52,6%) — дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты звукопроиз­ношения охватывают 2-3 фонетические группы и проявля­ются чаще всего в заменах фонетически близких звуков. Кроме дефектов звукопроизношения, у детей этой группы наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа.Недостаточное развитие фонематических процессов у этих детей отражается в письменной речи, обусловливает нару­шения чтения и письма. В письменных работах этих детей отмечается большое количество ошибок: замены букв, ис­кажения звукослоговои структуры слова, неправильное оформление предложения.Третья группа (22,5%) — дети с системным недоразви­тием всех сторон речи (дети с ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений, у этих детей наблюдаются суще­ственные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность и недиференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы. Нарушения устной речи от­ражаются на письме. Кроме замен букв, искажений звуко-слоговой структуры слова, характерными ошибками в письме детей этой группы являются смысловые замены слов, аграм­матизмы, синтаксические ошибки. Речевые нарушения при задержке психического развития обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора. Характерные признаки ЗПР:• ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем, • низкий уровень познавательной активности, • недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения, • более низкая способность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации Этапы обследования Первый этап (сентябрь). Выявление особенностей психического развития каждого ребенка, определить исходный уровень обученности.Второй этап (январь). Выявление особенностей динамики развития каждого ребенка в специально организованных условиях. Третий этап (май). Цель – определить характер динамики, оценить результативность работы, составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить образовательный маршрут для каждого воспитанника. Параметры логопедического мониторинга Артикуляционная моторика;Мелкая моторика;Фонематическое восприятиеЗвукопроизношение;Лексика;Грамматика; Связная речь; Использование диагностического инструментария позволяет решить следующие задачи:Учесть особенности детей с ЗПР.Сделать вывод о степени сформированности всех сторон речи в количественном (5-тибальном) отношении и в качественном отношении (учёт допускаемых ошибок, сам процесс выполнения заданий и другие характеристики).Выявить потенциальные возможности обследуемого ребёнка.Спланировать коррекционно-развивающую работу в процессе систематических занятий в соответствии с реальными возможностями ребёнка.Осуществить индивидуальный подход.При сопоставлении результатов, полученных в разные периоды, выявить динамику в развитии и определить дальнейшие направления в коррекционной работе. Включение оздоровительных технологий в образовательный процессИспользование различных видов гимнастики для развития и коррекции моторных функций, снятие психического и мышечного напряжения, профилактики нарушений зрения (артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, кинзиологическая гимнастики, двигательные разминки, упражнения для релаксации, гимнастика пробуждения и др.)Включение в образовательный процесс занятий по ЛФК, массажа, различных видов самомассажа, специальные занятия по коррекционной ритмике, кислородный коктейль, ароматерапия, хромотерапия, сказкотерапия, песочная терапия. Арттерапия. Обследование:Задачи обследования речи совместно решают учитель-дефектолог и учитель-логопед;Логопед – исследует все компоненты речевого развития, при этом он выявляет уровень овладения языковыми средствами.Учитель-дефектолог совместно исследует состояние связной речи.Психолог исследует особенности протекания психических процессов, изучает эмоционально-волевую и личностную сферу воспитанников.Музыкальный руководитель и инструктор по физкультуре тесно взаимодействуют с логопедом и дефектологом при написании учебной программы. Приёмы логопедического обследования:Методика исследования сенсорных функций детей. Методика исследования психомоторных функций.Методика исследования орального праксиса.Методика исследования произвольной мимической моторики. Многоуровневое логопедическое заключение является основным результатом диагностической деятельности логопеда-дефектолога, в котором, на основе клинико-педагогической классификации, отражается следующее1. Механизм и форма речевого нарушения, т.е. характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности (например, дислалия функциональная: моторная, сенсорная, сенсо-моторная, дислалия органическая (механическая); дизартрия: бульбарная, псевдобульбарная, корковая, подкорковая, мозжечковая, мезэнцефально-диэнцефальная; алалия: моторная афферентная, эфферентная, сенсорная и др.; дислексия (фонематическая, оптическая и др.); дисграфия (артикуляторно-акустическая, акустическая, оптическая, аграмматическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза); заикание (органическое или функциональное).2. Структура речевого дефекта, т.е. совокупность речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей. В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первыми, а также системные последствия. Различная структура речевого дефекта находит своё отражение в определённом соотношении первичных и вторичных симптомов, что во многом определяет специфику дальнейшего целенаправленного логопедического воздействия.3. Речевая симптоматика (например, нарушения звукопроизношения по проявлению).4. Состояние неречевых психических функций: слухового восприятия, внимания и памяти; психомоторики, оптико-пространственных представлений, невербального интеллекта, эмоционально-волевой сферы, особенностей поведения, игровой активности (у дошкольников).5. Объём нарушения. Образовательная программа С.Г. Шевченко «С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с ЗПР»включает: социально-нравственное развитие, познавательное развитие(сенсорное воспитание, ознакомление с окружающим миром, ФЭМП, развитие речи и коммуникативных способностей, подготовка к обучению грамоте), эстетическое развитие, формирование и развитие основных видов деятельности детей дошкольного возраста.Развитие речи и коммуникативных способностей является приоритетным направлением коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР. Задачи этого направления решаются на каждом занятии всеми специалистами. Коррекциционно- развивающие занятияИндивидуальные, фронтальные, подгрупповые (подвижные мини-группы)Коррекционная работа распределена между учителем-дефектологом, логопедом, психологом в тесном сотрудничестве с воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, хореографом, концертмейстером. Цель программы:Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников. Задачи:1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова). 2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова) 3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ЗПР. 4. Формирование грамматического строя речи. 5. Развитие связной речи старших дошкольников. 6. Развитие коммуникативности, успешности в общении. В каждом периоде обучения выделяются лексические темы, связанные с ближайшим окружением детей, имеющие большую практическую значимость и важные для организации общения. В их контексте проводится специальная работа по совершенствованию фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи детей.Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда, дефектолога, воспитателя и других участников образовательного процесса. При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с ЗПРНа подгрупповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях звуки. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала. Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. Литература и интернет ресурсыБорякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. — М., 1999.Гопубева Г. Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития. Автореферат дис. ...канд. пед. наук.— СПб., 2006.Лалаева Р. И. Нарушения речи у детей с задержкой психического развития. — СПб., 1992.Логинова Е. А. Нарушения письма у учащихся младших классов с задержкой психического развития // Психолого-педагоги¬ческие основы коррекционнои работы с аномальными детьми. — Л., 2011. — С. 22-24.Мальцева Е. В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста. Автореферат дис. ...канд. пед. наук. — М., 2001.Мальцева Е. В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 2010 — № 6. — С. 10-18.Рахманова Г. Н. Особенности построения предложений в речи младших дошкольников с ЗПР // Дефектология. — 2007. — № 6.Цыпина Н. А. Обучение чтению детей с задержкой психического развития. — М., 2004.Шевченко С. Г.Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. — М., 2000.