Развитие иноязычных способностей как основа индивидуализации обучения иностранному языку
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
Колледж связи №54 имени П.М.Вострухина115172, Москва, ул. Б.Каменщики, д. 7; тел., факс: (495) 911-20-77; e-mail: 54@prof.educom.ru
ЭССЕ
Тема: Развитие иноязычных способностей как основа индивидуализации обучения иностранному языку.
Автор-составитель: Рогозина О.Н. - преподаватель иностранного языка высшей квалификационной категории.
г. Москва
2016г.
Развитие иноязычных способностей как основа индивидуализации обучения иностранному языку.
Известно, что иноязычные способности являются одним из основных факторов, обеспечивающих успешность усвоения иностранного языка.
В настоящее время преподавателей не нужно убеждать в том, что каждый студент является личностью, обладающей неповторимыми индивидуальными особенностями и своей историей психического развития.
Понятия индивидуализация обучения и дифференциация обучения, казалось, завоевали прочные позиции в педагогических теориях. Однако индивидуальный подход к личности студента , как стратегия обучения не заложен в учебные программы и необеспечен содержанием учебников.
Между тем преподаватель вынужден индивидуализировать процесс обучения, ибо игнорировать индивидуальные различия студентов на практике не представляется возможным.
во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. Во – вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам или умением, которые уже выработаны у данного человека.
В соответствие с первым признаком особенности являются одним из объектов, ориентирующих преподавателя в индивидуальном подходе к студентам: студенты, различаясь качествами, которые обеспечивают легкость и быстроту приобретения знаний и формирования навыков и умений, нуждаются в том, чтобы эти различия были замечены, осознаны преподавателем и стали бы для него руководством к действию. Второй признак способностей свидетельствует о важности этих качеств для прогрессивности движения студента в учебной деятельности. Однако не только способности являются психическими детерминантами успешности учебной деятельности – мощнейшее влияние на эту деятельность оказывают и такие факторы, как мотивация, воля( учебная мотивация как система побудителей включает потребности, цели, установки личности, эмоции и т.д., волевые качества также являются сильным катализатором, ибо они упорядочивают учебное поведение студента) и др. Но при равных условиях (методы обучения, личность учителя и др.)
Главной задачей преподавателя является достижение высокого результата обучения. Этот результат определяется при прочих равных условиях отношением студента к учебе: если обучаемый ленится, недобросовестно, без интереса относится к предмету, то ему не помогут и способности ( ведь эрудиция , глубокий ум, хорошая память, высокая речевая культура не обеспечивает успешности учебной деятельности) и все усилия преподавателя обучить его окажутся тщетными, и наоборот, если студент со средними способностями много занимается, активен, проявляет интерес к предмету, то он неуклонно прогрессирует и может достичь хорошего или по крайней мере прочного среднего уровня владения ИЯ. Такую позицию не трудно понять, ибо учебная деятельность обусловлена не только учебными мотивами, но и стремлением испытать, выявить свои силы и способности.
Расхождения во взглядах преподавателей и студентов выявили необходимость проведения воспитательной работы с молодыми людьми.
Очень важно убедить студента в том, что условиями высоких достижений в любой сфере деятельности, даже при наличии определенных способностей к ней, является трудолюбие, дисциплинированность ума и поведения, любовь к своему делу и чувство ответственности.
Вместе с тем, необходимо подчеркнуть важность работы преподавателя по развитию интеллектуальных качеств обучаемых, ибо именно эти качества способствуют при прочих равных условиях легкому и быстрому достижению успеха в учебной деятельности.
Студенты, придя в колледж, демонстрируют любовь к иностранному языку и желание овладеть этим предметом, но не только одна треть из них обладает развитыми иноязычными способностями. Две трети контингента студентов вынуждены затрачивать все свободное от аудиторных занятий время на домашнюю подготовку. Они буквально растворяются в учебной деятельности, и им не хватает времени на участие в культурной жизни колледжа и города, на спорт и туризм, на личную жизнь. Студенческие годы их не радуют.
Поэтому колледж призван развивать способности студентов. И поскольку способности являются индивидуальными особенностями обучаемых, возникает необходимость в индивидуализации самого обучения.
Индивидуализация обучения – это единственное средство актуализации потенциальных возможностей каждого студента. Она ведет к мобилизации резервов психического развития студента.
Таким образом, в отношении способностей индивидуализация обучения направления на выполнение двух задач: учета способностей и их развитие.
Обучение должно представлять собой посильный, но достаточно трудный процесс, вызывающий психическое напряжение, которое возникает в результате расхождения между требованиями преподавателя и актуальными возможностями студента. Поэтому урок должен стимулировать максимум интеллектуальной активности, на которую способен студент. Между тем, обучая рациональным приемам восприятия, осмысления, запоминания, воспроизведения и д.р., мы ускоряем процесс усвоения ими материала на уроке. Кроме того, совместная работа умножает возможности каждого по принципу «заражения» студент мобилизует свои силы, что ведет к успешному участию в коллективной работе, к возникновению чувства успеха «на людях» и в конечном счете стимулирует развитие способностей.
Целенаправленное развитие способностей студентов не стирает различий между ними: способные студенты в условиях развивающего обучения прогрессируют быстрее средне – и малоспособных. Но поскольку преподаватель способствует развитию всех обучаемых, то эти различия проявляются уже на более высоком уровне сформированности индивидуальных способностей. Прогрессирующий в своем развитии малоспособный студент уже не является таковым: если он осознает свое продвижение, то он уже чувствует себя способным, что окрыляет его и ускоряет процесс психического совершенствования.
Необходимо начинать с формирования и развития тех учебных приемов, которые ускоряют, облегчают студенту процесс усвоения иностранного языка. Вначале студенту трудно, но с облегченным материалом, приходит интерес к процессу занятия языком, к урокам иностранного языка. Студент начинает сознательно прилагать волевые усилия к овладению материалом, поскольку он увидел реальную возможность усвоить иностранный язык и потому что доволен собою. Таким образом. Именно оптимальные приемы запоминания, ориентации в анализе текстов, в построении собственных высказываний и т.д., формируют то ядро «снежного кома», которое будет постепенно расти и приведет не только к развитию способностей, но и к изменению всей структуры психологических детерминант, обеспечивающих успешность усвоения иностранного языка. Только теперь возникает положительная учебная мотивация, ускоряющая и интенсифицирующая дальнейшее развитие иноязычных способностей, а успехи, достигаемые благодаря возросшим способностям, в с вою очередь усиливает мотивацию.
Следует заметить также, что иноязычные способности развиваются не только при непосредственной работе над усвоением языкового материала и развитием речевой деятельности на иностранном языке. Чтение художественной литературы на родном языке, соприкосновения с искусством, спорт, туризм, дружба - все это вносит свой вклад в развитие личности студента и его иноязычных способностей, которые относятся к группе гуманитарных способностей, тесно переплетающихся с общим умственным развитием индивида, с его умением.
Развитие способностей лежит в основе индивидуализации обучения, которая и заключается в том, чтобы выявлять сильные и слабые стороны иноязычных способностей конкретного студента, совместно с ним терпеливо преодолевать трудности, опираясь на все крепкое и прогрессивное, что заложено в данной личности.
Для преподавателя развитие способностей – трудная задача и большая нагрузка психологическая характера. Однако, как писал Л.Н. Толстой, « чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Настоящий преподаватель делает однозначный выбор при такой альтернативе.