План-конспект урок по русскому языку на тему Изменение глаголов по временам и числам


Русский язык Тема урока: Изменение глаголов по временам и числам
Цели: . Повторение изменения глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы.
Задачи:
развивать умение изменять глагол по числам;
согласовывать имя существительное и глагол в числе
Закрепление знаний о глаголах синонимах и антонимах.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Минутка чистописания.
- Рассмотрите картинку, что вы видите? (из вложений) (Летят лебеди) - А могут ли лететь птицы, не совершая действий?- А представьте себе мир без действий. Какой он? ( Это будет застывший, мёртвый, неживой, неподвижный мир. Мир, где жизнь остановилась.)- Что делать? Как оживить мир? (Нужны действия и слова, которые их называют) - С какой частью речи мы будем работать на уроке? (с глаголами)- Какая тема нашего урока? Какие упражнения вам помогли сделать этот вывод (каллиграфическая минутка, задание в начале урока, ….)- Что по данной теме вы хотите узнать, чему научиться?- Что про глаголы вы уже знаете?
К. Паустовский говорил: «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца…- в русском языке есть множество хороших слов и названий».К такому множеству относятся и глаголы.Монологический ответ о глаголе.Посмотрите на статью  в словаре В. Даля.ГЛАГОЛ – 1. Слово, речь.
2.Словесная речь человека(т.е. глагол обозначает процесс говорения, некое действие).3. Часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние, страдание.Итак, глагол в значении «речь» и глагол – «часть речи» - это омонимы.Слово «глагол» в значении «речь» заимствовано из старославянского языка. Сравните диалектизм «глаголить» - говорить. Это слово дало много родственных – глаголица (название старославянского алфавита, созданного просветителем Кириллом), глаголь – название буквы в старом алфавите.По статистике слова, относящиеся к части речи – глагол - самые употребляемые в повседневной речи: на 100 слов к глаголу относятся 47%.
На доске запись:
Щёголь-щегол на берёзе щебечет.
Щурится, греясь на солнышке, кречет.
Щурка летает в гуще ветвей.
Щёлкает в роще певец-соловей.
Щиплет телёнок траву у реки…
Щедрые, добрые нынче деньки!
В. Лунин
– Прочитайте стихотворение. Кто такой щеголь? (Щёголь – любящий наряжаться, нарядно одетый человек.)
– Кто догадался, какую букву мы будем писать сегодня на минутке чистописания? (Мы будем писать букву щ, с нее начинается первое слово на каждой строке.)
– Наши цепочки будут состоять из прописной буквы щ и первых слогов глаголов, которые встречаются в стихотворении. Назовите эти слоги. (Щебечет – ще, щурится – щу, щёлкает – щёл, щиплет – щип.)
Щще щщу Щщёл Щщип Щще …
– Определите порядок написания букв в цепочках и напишите строчку до конца.
III. Упражнение в определении числа глаголов.
1. Чтение учителем загадок.
Учащиеся отгадывают загадки, находят в тексте глаголы, записывают их и определяют число. (Лучше всего использовать комментированное письмо.)
Желанный гостьОна на белых камушках сидит.
С далёкого краяНе подходите близко – закричит.
Под окном живет.(Наседка.)
(Ласточка.)
Коридоры всюду роют,Длинное ухо, комочек пуха,
А потом построят домПрыгает ловко, грызет морковку.
И живут спокойно в нем. (Кролик.)
(Кроты.)

3. На доске записаны цепочки слов:
испаряет, опадает, заостряет, смотрят;
наполняет, горюют, утопают, накопают.
– Напишите цепочки, исключив из них лишние слова. Подчеркните орфограммы. Определите число глаголов.
4. На доске записаны предложения:
Жур..вли кружатся (над) рекой.
Ветер нырнул (в) п..хучую тр..ву.
Ежевика п..к..залась (из) ж..рной зел..ни.
Звёзды приветливо смотрят (на) землю.
– Прочитайте. Сгруппируйте предложения в зависимости от числа глаголов. Напишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.
IV. Работа с глаголами – синонимами, антонимами.
Упр. 20 – комментированное письмо
Упр. 21 – комментированное письмо
На доске записаны слова:
Блестеть, сиять, ... (сверкать, искриться, светиться).
Шалить, проказничать, … (баловаться, озорничать).
Победить, одолеть, … (побороть, сломить, разбить).
– Продолжите каждую строчку, подбирая слова-синонимы.
Эту работу дети выполняют коллективно под руководством учителя.
Упр. 23 - устно
V. Повторение о времени глагола.
- Что мы знаем о временах глагола?
– Как вы определяете время глагола? (По значению и по вопросу.)
– Расскажите о глаголах прошедшего времени: что они обозначают и на какие вопросы отвечают.
– Что можете сказать о глаголах настоящего времени? Будущего времени?
– Что нужно сделать, чтобы определить время глагола в предложении? (Задать вопрос, определить, в какой момент происходит или происходило действие, затем определить время глагола.)
Учитель открывает таблицу-схему.
– Обоснуйте наши рассуждения по плану, глядя на таблицу-схему:

– Назовите грамматические признаки глагола. (Глаголы изменяются по числам. Они могут быть в единственном и во множественном числе. Глаголы изменяются по временам. Они могут быть в настоящем, прошедшем и будущем времени.)
V. Итог урока. Рефлексия
– Чему учились на уроке?
– Как узнать, в каком числе стоит глагол?
А сейчас, подводя итоги,
К себе мы будем очень строги.
Расскажем, что нам удавалось
И что у нас не получалось,
Во всем прошедшем разберемся
И рефлексией мы займемся!
Домашнее задание. Упражнение 25.