Пяснительная записка по предмету Развитие речи в 5 классе(надомное обучение) ГКОУ ЛО Всеволожская специальная школа-интернат
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир», 5 класса разработана на основе Примерной программы коррекционно-развивающей направленности:
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011 соответствующей Федеральному компоненту ГОС развитие речи и окружающий мир.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом рассчитана на 34 часа 1 час в неделю (исходя из 34 учебных недель в году).
При разработке программы учитывался контингент детей класса:
Дети имеют сложные дефекты развития: тяжелые нарушения речевой, двигательной, эмоционально-волевой и сенсорной сферы. Для этой категории детей характерно неустойчивое внимание, замедленный темп восприятия, специфические особенности памяти. У многих детей выражена недостаточность развития моторных функций, что тесно связано с развитием речи, имеются разнообразные нарушения двигательной сферы, в частности плохо развита координация движений и зрительно-двигательная координация. Это затрудняет овладение всех видов деятельности. Также наблюдаются нестабильное эмоциональное состояние.
Цель программы:
1.Развитие интереса и потребности к речевому общению.
2.Развитие интереса к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия), формировать предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности.
Задачи:
формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении («я и взрослый», «я в семье», «я в школе»);
вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);
учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я);
обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
развивать фразовую речь;
формировать умение составлять с помощью взрослого простейший словесный отчет о выполненных действиях;
формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях («у меня глаза — я умею смотреть», «это мои руки — я умею...» и т. д.);
привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица педагога (перед зеркалом и без него) и его действиям;
развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;
формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека;
формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
использовать малые формы фольклора для формирования представлений о простейших явлениях природной и социальной действительности;
- знакомить с простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям вместе с педагогом.
Форма организации учебного процесса:
Форма обучения:
- урок изучения нового материала;
- урок закрепления пройденного материала;
- урок повторения и обобщения знаний.
Методы и приёмы обучения:
- игра;
- беседа;
- демонстрация.
Виды деятельности учащихся на уроке:
-упражнения на формирование правильного дыхания, на развитие артикуляции, на развитие движений пальцев рук и мимической мускулатуры;
- дидактические, сюжетно-ролевые и театрализованные игры;
- работа с помощью символических средств: пиктограмм, карточек со словами;
-работа с иллюстрациями и предметными картинками;
-совместное с учителем проигрывание ситуаций;
-разыгрывать по ролям вместе с педагогом простейшие
рассказы, сказки, стихотворения;
-игровые упражнения.
Коррекционные задачи:
- развитие коммуникативной функции речи;
- обучение восприятию и пониманию выразительных движений и
естественных жестов, особенно мимики и эмоциональных состояний
человека;
-формировать представления о себе и своем окружении;
-формировать представления о предметах быта;
- формировать представления о явлениях природы;
-обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания
ситуаций общения.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 5 класса.
Обучающиеся должны знать:
-свое окружение:
-предметы быта, посуду;
-продукты питания,
- о труде продавца хозяйственного отдела, кассира, покупателя;
- правильное обращение с предметами личной гигиены и различными моющими средствами, уход за телом, волосами;
- как ухаживают за собой животные, повадки животных и птиц;
- о жизни растений, животных, об одежде и труде людей в определенное время года;
Обучающиеся должны уметь:
-выполнять задания по образцу и по словесной инструкции;
- понимать мимические реакции;
-различать гласные звуки [а, у, и, о, ы, э] с опорой на предметные картинки-символы, на основе восприятия беззвучной артикуляции звуков, с опорой на картинки, изображающие положение губ при их произнесении;
- использовать речевые и неречевые средства общения;
-соотносить предмет с его изображением на картинке.
Разделы учебно-тематического плана
1.Развитие общих речевых навыков
2.Развитие навыков общения, диалогической и связной речи
3.Мир окружающих предметов
4.Мир животных
5.Мир растений
6.Приборы и предметы быта
7.Явления природы
8.Мир цвета и звука
Содержание программы
Развитие общих речевых навыков
Упражнения на формирование осанки.
Упражнения на развитие слухового восприятия учащихся: различение силы звука, темпа и ритма звучания, чувства ритма, узнавание неречевых звуков, определение местонахождения источника звука.
Упражнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи с помощью выполнения учащимися двух- и трехступенчатых инструкций, прослушивания и совместного с учителем элементарного обсуждения стихов и сказок.
Знакомство учащихся с гласными звуками [и, э, ы], формирование навыка различения их с опорой на предметные картинки, на изображения положения губ при их артикуляции.
Упражнения на развитие фонематического восприятия: закрепление навыка различения гласных звуков [а, у, и, о, ы, э] с опорой на предметные картинки-символы, на основе восприятия беззвучной артикуляции звуков, с опорой на картинки, изображающие положение губ при их произнесении.
Упражнения на совершенствование произносительных качеств речи учащихся: уточнение правильной артикуляции гласных звуков [а, у, и, о, ы, э], произношения звукосочетаний гласных [ау], [иа], [уа], [иау].
Упражнения на развитие силы голоса и устойчивости звучания. Работа над
интонационной выразительностью речи: формирование умения учащихся
слышать выразительность речи других, понимать мимические реакции, адекватные воспринятой интонации.
Развитие навыков общения, диалогической и связной речи
Создание образовательных коммуникативных ситуаций для развития диалогической речи учащихся («Покупка предметов личной гигиены», «Покупка в магазине и подарок другу предметов личной гигиены»).
Совместное с учащимися составление коротких описательных рассказов о предметах личной гигиены с использованием картинного плана, пиктограмм и речи.
Стимулирование учащихся к выражению эмоционально-оценочного отношения к героям прослушанных художественных произведений, заботящихся и не заботящихся о своей чистоте и здоровье, используя речевые и неречевые средства общения.
Обучение учащихся пересказу небольших текстов после предварительного обсуждения их содержания с опорой на серию картинок (исходя из индивидуальных возможностей учащихся).
Мир окружающих предметов
Сюжетно-ролевые игры, в которых учащиеся проигрывают знакомые им ситуации о труде продавца хозяйственного отдела, кассира, покупателя, общаясь друг с другом по ситуации сюжетных игр. Обучающие игры с реальными предметами, с предметами-заместителями, называние их.. Разыгрывание ситуаций, в которых ученики отвечают на вопросы «Кто это?», «Что делает продавец?», «Какие товары продаются в этом отделе магазина?», «Какие предметы гигиены надо купить для мытья головы?», «Что нужно для ухода за полостью рта и зубами?» и др.
Моделирование вместе с учащимися простых сюжетов, отражающих правильное обращение с предметами личной гигиены и различными моющими средствами, уход за телом, волосами. Совместное с учащимися рисование по контурам, по трафаретам предметов личной гигиены для стенда «Если хочешь быть чистым и опрятным». Беседы по фотографиям, картинкам, рассматривание натуральных предметов личной гигиены: мыло жидкое, кусок мыла, разные зубные пасты и щетки. Составление вместе с учащимися коротких рассказов о них, разучивание стихотворений.
Работа с пиктограммами «мыло», «душ», «мыться», «кран», «полотенце», «ванная»
Стимулирование учащихся к составлению трех-четырех-словных предложений в виде сообщений от собственного имени («Я мою руки», «Мы моем руки мылом»), второго и третьего лица («Он...», «Они...»).
Мир животных
Совместные с учащимися наблюдения, беседы, игры, чтение литературы о домашних и диких животных, их детенышах, о птицах. Театрализованные игры о животных, птицах и насекомых.
Работа с пиктограммами «мычать», «хрюкать», «мяукать», «лаять». Упражнения на соотнесение существительного и глагола по пиктограммам и картинкам.
Стимулирование желания учащихся повторять за учителем фразы о повадках животных и птиц (с помощью вербальных и невербальных средств общения), подражать их голосам, самостоятельно называть животных, птиц, насекомых и их действия.
Мир растений
Расширение представлений учащихся о взаимосвязи и взаимозависимости жизнедеятельности человека и природы (в различных игровых ситуациях, в театрализованных играх, пантомимах и этюдах). Беседы с учащимися о том, что растения это живые организмы. Наблюдения за ростом растений в классе, на улице. Наблюдение за трудом взрослых в природе.
Чтение литературных произведений и простые по смыслу беседы по ним с использованием реальных растений, их моделей, игрушек, картинок, комментированного рисования, рисунков и аппликаций, лепных поделок и др.
Приборы и предметы быта
Упражнения с игрушечными аналогами: миксером, микроволновой печью. Упражнения в соотнесении существительного и глагола по пиктограммам и картинкам типа «Покажи то, что я назову», «Найди одинаковые картинки». Совместный с учащимися рассказ о правильном и безопасном использовании приборов и бытовых предметов и уходе за ними.
Явления природы
Дидактические игры, игровые упражнения и предметно-практические действия, в которых уточняются представления учащихся о жизни растений, животных, об одежде и труде людей в определенное время года.
Части суток: утро. Практические действия, рассматривание фотографий, иллюстраций и беседы о жизни ученика в утренний период времени.
Формирование представлений учащихся о жизни окружающего природного и социального мира утром.
Мир цвета и звука
Дидактические игры на формирование и закрепление представлений о цвете: «Цветные прищепки», «Цветные ключи к замкам», «Листья и божьи коровки», «Логические блоки», «Подберем куклам одежду по цвету» и др.
Игры и упражнения на восприятие отдельных звуков и музыкальных фраз, на различение звуков по длительности звучания (долгие и короткие), силе (громко — тихо), темпу (быстро — медленно — умеренно), ориентировка в пространстве класса с учетом динамики музыкального произведения (тихо, громко, медленно, быстро): учащиеся должны собраться в центре (в середине) класса, затем по сигналу разойтись по всему классу (сесть за парты).
Упражнения на определение цвета частей суток: утро. Определение цвета времен года: осени и зимы.
Совместное с учащимися рассказывание об музыкальных инструментах. Составление простых повествовательных и вопросительных предложений о музыкальных инструментах.
Учебно-методические комплект, обеспечивающий реализацию программы
Список литературы (основной) (учебник, программа)
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Обучение грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для ученика. –СПб.: СОЮЗ, 2004.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я- ребенок: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми.-М.:Дрофа, 2007.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок и мир животных: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми.-М.:Дрофа, 2007.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок в семье: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми.-М.:Дрофа, 2007.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок и его дом: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми.-М.:Дрофа, 2007.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок в школе: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми.-М.:Дрофа, 2007.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок и явления природы: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми.-М.:Дрофа, 2007.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок и мир растений: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми.-М.:Дрофа, 2007.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса:
Набор картинок, пиктограмм по темам;
Аудиомагнитофон; компьютер (презентации по темам).
Игровой комплект «Азбука здоровья и гигиены», дидактический и литературный материал; настольно-печатные игры о животных, птицах и насекомых.
4.Тематические альбомы «Уроки Мойдодыра»