Конспект урока по математике Задачи на уменьшение и увеличение числа в несколько раз в косвенной форме
математика,
УМК – «Школа России», 4 класс
Тема урока – Задачи на уменьшение и увеличение числа в несколько раз в косвенной форме.
Цель урока: понимать различие между задачами на уменьшение и увеличение числа в несколько раз в прямой и косвенной форме, применять вычислительные навыки при решении задач
Формируемые УУД:
Личностные – самостоятельно делать выбор, опираясь на данные.
Регулятивные – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки самостоятельно или при помощи учителя.
Познавательные – делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные – сотрудничать в совместном решении проблемы, рассуждать, правильно оформлять работу.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять –
И внимательно считать.
Учащиеся проверяют готовность к уроку
Устный счет
-Прежде чем начать работать по теме урока, проведем небольшую разминку:
1. быстро считать промежуточные результаты:
2. найти 2/5 от 100; 3/4 от 1кг
3. решить задачу: В 4 «А» классе 25 учеников, это на 1 ученика больше, чем в 4 «Б» классе. Сколько учеников в 4 «Б» классе?
Учащиеся считают устно, называют ответы (30, 3, 75, 48, 6;
130, 13, 90, 540, 1000)
100:5х2=40; 1кг=1000г:4х3=600г
25-4=24 (ученика)
Актуализация знаний
-Скажите, к какому типу относится эта задача? (уменьшение числа на несколько единиц в косвенной форме)
-Составьте задачу с этими данными в прямой форме. (В 4 «А» классе 25 учеников, а в 4 «Б» классе на 1 ученика меньше. Сколько учеников в 4 «Б» классе?
-Сегодня на уроке мы продолжим учиться различать задачи с формулировками в прямой и косвенной форме.
-Даны две задачи про муравья. Нужно составить краткие записи и решить их. Итак, муравей невелик, а горы копает.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Муравей весит 5г, а вес добычи, которую он может нести в 50 раз больше. Какова масса добычи?
Муравей весит 5г, это в 50 раз меньше массы добычи, которую он может нести. Какова масса добычи?
Муравей – 5г
Добыча - , в 50 раз больше ?
Муравей – 5г
Добыча - ( , в 50 раз больше) ?
-Изменится ли краткая запись для второй задачи? Что нужно поправить?
- Как решаются эти задачи? Почему обе задачи решаются одинаково?
Учащиеся отвечают на вопросы
Учащиеся составляют краткие записи к задачам.
Учащиеся предлагают решения задач, дают понятие «прямой» и «косвенной» формулировки.
Образец комплексного применения знаний
-Сегодня на уроке мы будем решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз в прямой и косвенной форме. Наша задача, научиться различать «прямую» и «косвенную» формулировки.
-Вспомните мультфильм «38 попугаев» .
-Давайте мы с вами попробуем измерить рост удава.
-Даны следующие данные:
Длина попугая – 10см, мартышки – 76см, слоненка – 190см.
Длина удава – 38 попугаев, 5 мартышек, 2 слоненка.
-Давайте решим и сравним две задачи:
Длина попугая 10см, а длина удава в 38 раз больше. Какова длина удава?
Длина попугая 10см, это в 38 раз меньше длины удава. Какова длина удава?
-Составьте еще задачи про рост удава.
Учащиеся смотрят фрагмент мультфильма (5 мин. 25 сек. –
7 мин. 47 сек.)
Учащиеся составляют краткие записи к задачам и решают их. Определяют, какая задача в прямой форме, какая в косвенной.
Краткие записи и решения записывают в тетрадь (один ученик у доски)
Учащиеся устно составляют задачи про рост удава относительно мартышки и слоненка в прямой и косвенной форме.
Самостоятельное применение знаний в сходной ситуации (работа в группах)
-Вам предложены карточки с данными о животных.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Карточка № 1.
Белый медведь в длину достигает 3м, кашалот достигает в длину 18м.
Карточка № 2.
Белый медведь может нырять под воду на глубину до 2м, кашалот ныряет на глубину 2км.
Карточка № 3.
Белый медведь весит 800кг, кашалот весит 40т.
Карточка № 4. Белый медведь может развивать скорость под водой до 7км/ч, кашалот – до 35км/ч.
-Ваша задача, найти соотношение между данными величинами (во сколько раз одно число больше или меньше другого) и составить две задачи: одну задачу с формулировкой в прямой форме, другую – в косвенной форме.
Учащиеся работают в группах. Составляют по две задачи по данным в карточке, составляют краткие записи, записывают в тетрадь решения.
Проверка.
Физкультминутка
Учащиеся выполняют движения, которые показывают под музыку мультипликационные герои
Упражнения на повторение
-Решите задачу:
Чтобы собрать 100г меда, пчела посещает 1млн. цветков. Сколько цветков должна посетить пчела, чтобы собрать 1кг меда?
100г – 1000000цв.
1кг - ? цв.
1кг = 1000г
Во сколько раз увеличилось количество меда?
1000:100=10(раз)
Сколько нужно посетить цветков?
1000000х10=10000000(цв)
Ответ: пчела должна посетить 10000000цветков.
Один ученик решает задачу у доски (решение по вопросам).
Те учащиеся, кто решает быстро, подумать над вторым способом.
Самостоятельная работа
Длина прямоугольника 18см, что в 2 раза больше его ширины. Найти площадь и периметр этого прямоугольника.
Вычислить: 1 вариант 981:9х6
2 вариант 696:8х3
Учащиеся самостоятельно выполняют задания в тетради. (два ученика для проверки на доске с обратной стороны)
Итог урока
-В конце урока давайте проверим, как мы научились различать задачи на уменьшение или увеличение числа в несколько раз в прямой и косвенной форме. Для этого выполним задание электронного приложения.
Домашнее задание
-Дома вам нужно выполнить задания на странице 73 в тетради на печатной основе
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник
Рисунок 4Фотография Стрекоза и Муравей из раздела макро 989167 - фото.сайт - Photosight.ru15