Научно-исследовательская работа Орнамент северных народов
3-4
Исследовательская часть.5-10
Заключение.11
Использованная литература..12
Приложение13-17
Введение
Зашифрованы в узорах, Чтобы радовать людей Синь озёр, а на озёрах, Гордый контур лебедей.
Рыбы лов, охоты сценки,
Ритм труда, азарт игры... С древних пор владеют ненки
Тайной мастерства иглы.
П.Явтысый
Актуальность работы: тема приобщения учащихся к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в повседневной жизни. Возрастает проблема формирования у подрастающего поколения подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.
Цель работы: познакомить с образцами орнаментов северных народов и их значениями, глубже проникнуть в изучение культуры нашей малой родины.
Объект исследования: орнамент северных народов.
Предмет исследования: орнаменты в национальной одежде народов Севера и различных предметах.
Задачи исследования:
изучить теоретическую информацию в научно-популярной литературе и интернет – ресурсах;
посетить губкинский музей освоения Севера, городскую и школьную библиотеки;
рассмотреть орнаментальную отделку одежды ненцев, научиться читать язык орнамента;
подготовить текст и иллюстрирующие материалы
Основные методы исследования: поиск, анализ и изучение орнаментов народов Севера.
Каждый народ выработал свою философию общения с природой. И осознание этого приходит к каждому человеку с самого раннего детства – через сказки, песни, пословицы, поговорки, через наблюдения за поведением родителей, соседей, через игры, обряды и орнаменты.
Северные народы и их предки очеловечили Заполярье – суровый край со сдержанной краской.
Предки лесных ненцев испокон веков вслушивались в неторопливую речь леса, шёпот прибрежной волны, пытались постичь смысл зверей и отразили в своих узорах всё, что они постигли и чему научились. Орнаменты – художественная летопись самого народа, но прочесть её можно лишь зная правила расшифровки сложного и во многом непонятного сегодня стиля. Несмотря на значительную литературу, посвящённую феномену ненецкого орнамента, далеко не все его тайны и загадки раскрыты.
Слово “орнамент” образовано от латинского слова “ornamentum”, которое переводится как “украшение”.
Основными занятиями народов Севера несколько тысячелетий назад были охота и рыболовство. Одежда изготавливалась из шкур добытых зверей – зайца, северного оленя, соболя, куницы, белки – и входила в сферу женского рукоделия.
Ненцы никогда не выбрасывали даже самые маленькие кусочки шкурок считалось, что не будет удачи в охоте. Шкурки с ушей и лапок белок выделывали и нашивали на кусок кожи, который потом использовали для одежды. Первые орнаменты были округлые по очертаниям, постепенно орнаменты стали прямоугольными, причем, почти все они построены так, что обе части светлая и тёмная совершенно одинаковы и как будто входят одна в другую.
Все это большой кропотливый труд. Сначала подбирают шкурки по цвету, качеству, направлению меха, длине и размеру. Кроят на специальных досках для раскроя узоров, прорезая сразу обе шкуры (светлую и тёмную). В работе нередко используют берестяные трафареты.
Народные умельцы украшали обыденные предметы, выражая свое отношение к окружающему миру, создавая свой художественный мир. С помощью геометрических фигур: линий, ромбов, треугольников люди изображали свое жилище, северное сияние, течение реки, рога оленей, уши зайца
Исследовательская часть
«Пошёл Нум по земле дальше и встретил мужчину и женщину. Махнул рукой, и появились у них олени, нарты, малицы, ягушки и кисы. «Всё это ваше, живите счастливо,- сказал Нум. - Но жить вы должны по законам. Вот они: орнамент на твоих кисах. Это не просто рисунок. Треугольник кисов - это твой чум, поперечные полоски – запреты, ещё один треугольник – дымок над чумом. А верхний ободок на носу кисов – это небо над твоей головой. Полоски в разные стороны могут означать лучи солнца над чумом. Орнамент вокруг кисов означает, что под небом ты не одна; вокруг твоего чума живут и другие».
Назначение орнамента – украсить поверхность предмета, изделия, сделать его более красивым и оригинальным, передать через орнаменты информацию о мастерице, о месте её проживания, по роду занятий, о ее семье, показать ее мастерство и творчество.
Присутствие узоров на предмете придаёт им завершенность и зрелищность. Орнамент несёт в себе не только декоративную нагрузку, но и смысловую. Каждый орнамент имеет своё название и значение. По орнаментам можно узнать, откуда прибыл её носитель, богат он или не очень, какой масти у него олени, рукодельница ли его жена.
Орнаменты состоят из геометрических фигур, каждая из которых является не просто украшением, а имеет своё название и символическое значение. Считается, что орнаменты придают вещам свойства оберегов и играют роль магической защиты самого предмета и его владельца. Орнаментировали прежде всего ворот, рукава, подол, то есть все отверстия, через которые болезни или злые силы могут проникнуть внутрь. В узорах изображают растения, животных, солнце, луну, землю, огонь. Эти рисунки не дают приблизиться злым духам и привлекают добрых покровителей человека. Одевшись в орнаментированную одежду, человек защищает себя от духов болезни, которые не смогут проникнуть через защитный магический узор.
Композиция орнамента выражает представление этих народов о единстве и равноценности двух начал – светлого и тёмного, символизирующих свет и тьму, зиму и лето, мужское и женское, добро и зло.
Сшивание узорных половин в единую ленту, вырезание узорных половин дело очень сложное и ответственное. Для орнаментов используют более гладкую, прочную и ценную часть оленьей шкуры.
Так же глаз рукодельницы зорко следит за тем, чтобы узоры орнаментальной линии были строго прямоугольные и соразмерные друг другу. Далеко не каждой представительнице народа под силу соответствовать всем требованиям предъявляемым меховой орнаментации, не каждая женщина могла заниматься таким мастерством.
Жёны мастерицы украшают одежду орнаментами из меха оленя, цветной ткани и бисера. Цвет бисера в орнаменте отражает красоту природы севера. Красный – это яркое солнце, синий и голубой – небо, вода, лед. Желтый, оранжевый и зеленый – летняя тундра. Белый – чистота и бесконечность, а черный – полярная ночь. Одежду украшают орнаментами из меховой мозаики, она составляется из кусочков светлого и темного меха. Нужно громадное терпение, чтобы составить из кусочков меха мельчайшую мозаику – орнамент, какую делают мастерицы, не оставляя неиспользованным ни одного даже самого маленького кусочка.
В настоящее время орнаменты служат больше украшением, чем оберегом. Но их древнее значение можно расшифровать по их названиям и изображениям. Самые простые геометрические узоры изображают землю и воду (волнистая линия или зигзаг). Круг обозначает небо и солнце, крест – человека или бога.
Узор ненецкого орнамента строго геометричен и состоит из прямоугольников, зигзагов, углов, ромбов. Ненцы трактуют эти рисунки как живое воспроизведение близкой им северной природы. Орнамент ненцев основан на прямом восприятии природы. Об этом прямо говорят его названия: «оленьи рога», «заячьи уши», «рыбьи хвосты», «сосновая шишка», «лебеди» и другие.Ненецкие орнаменты широко используются в оформлении того или иного предмета, архитектурного сооружения, текстильного изделия, печатного издания.Заголовки газет Ненецкого автономного округа украшают орнаменты «оленьи рога», «локоть лисицы».
Домашний олень - основа жизни в тундре. Оленеводы хорошо знают характер и повадки этого животного. Они различают каждого оленя в тысячеголовом стаде по масти, форме рогов, полу, возрасту, степени прирученности, назначению в упряжке, по его роли в стаде и многому другому. На бытовых вещах и одежде применяют узоры "маленького оленя рога"- ай хор оцат. На юге Шурышкарского района его называют еще и «заячьи уши» - совал пал. Орнамент «рога большого хора» (оленя-производителя) - ун хор оцат особенно распространен на женских меховых шубах и бисерных нагрудных украшениях, часто используют его и на детских парках. Нижнюю часть меховой шубы украшают узором «рога лесного оленя» - ур хор оцат. В более сложном варианте он применяется и в бисерных украшениях детской люльки, на национальных подушках из сукна или ткани и на женских украшениях для оленьей упряжи.
Орнаментом «оленьи рога» не украшали обувь. «Нельзя топтать оленя и его голову, без оленя мы никто», - так обычно выражаются ненцы.
Другие орнаменты, связанные с оленем, например «оленья тропа» - калац сарпай, чаще всего применяются на мужской меховой обуви, редко, но встречается он и на женских сумках.
В декоративно-прикладном искусстве применяется орнамент «лосиные рога». Он напоминает узор «оленьи рога», но более раскидист, это крупный узор. Он встречается только в южных районах округа. Применять этот узор на обуви не рекомендуется.
Излюбленными узорами угорских и самодийских народов были «голова медведя», «медвежий след», «лосиный нос», «рог оленя». Северные народы были убеждены, что их прародителями были эти животные.
Изображали в орнаменте пушных зверей, таких, как соболь, заяц, белка. Птицы тоже были предками родов. Орёл и кедровка считались родоначальниками у селькупов. В селькупских легендах богатыри превращались в орла, глухаря и кедровку, чтобы спастись от неминуемой гибели. Их изображение часто встречается в узорах этого народа. Образ птицы тесно связан ещё и с представлениями о душе человека. У ханты известен мотив глухарки на дереве. В облике глухарки изображена «сонная душа» человека. Она улетает во время сна, покидая тело спящего. Её путешествия человек наблюдает во сне. Когда же душа – глухарка возвращается к владельцу, он просыпается. Изображением глухарей чаще всего украшали люльку младенца, чтобы сон был спокойным.
Рассмотрим подробней рисунки и детали на отдельных вещах. Какие мысли и чувства, например, вложила женщина, когда она готовила капюшон для мужской одежды и шапку для женщины.
Более подробно остановимся на деталях женской шапки. В орнаментах и рисунках отражены все заботы, тревоги и обязанности хозяйки тундры хранительницы родового огня семьи. По ним нетрудно догадаться о том, что северянка хорошо защищена и окружена вниманием тех, кого она опекает. Об этом говорят на ее орнаментах изображения «бюстов мужчин», ее надежных защитников. Мужчина для нее не только защитник, кормилец, отец любимых детей, воспитатель сыновей, но и человек, о котором она должна заботиться в первую очередь, оберегая его холода и голода.
На шапках женщин можно увидеть и изображения жилища северянина, орнамент чум. Чум строился не без помощи оленей. Владея ими, человек мог иметь теплое жилище, надежную упряжку на все случаи жизни, одежду и обувь, заменяющие ему крышу над головой в экстремальных условиях долгих кочевок, постоянного пребывания на воздухе.
Узор совар пал «заячьи уши» - наиболее простой и популярный. Им любят украшать детские изделия, но чаще всего этот орнамент используют на обуви вай. У хантов зайчиха является одной из ипостасей богини - Калтащ. В молитве, обращенной к ней, говорится:
Покровительница в шапке из зимнего заячьего меха, наша мать, Покровительница в шапке из летнего заячьего меха, которая нас породила...
Очень распространенными и часто употребляемыми почти во всех изделиях из разных материалов являются «лисья лапа» - охсар кус тай, «лисий локоть» - охсар кус олан. Эти орнаменты больше всего любят применять на женской обуви.
Орнамент «зуб белки» встречается на мелких изделиях - чаще всего на маленьких сумочках.
По-особому относятся к орнаментам, изображающим части тела медведя, и не каждая женщина рискнет выполнять их на своих изделиях. Берется за них только та мастерица, которая уверена в своих силах и сможет в течение всей своей жизни выполнять требования, связанные с этой категорией орнаментов. Выполнив их, она попадает в разряд мастериц высшей категории. Изделия с узорами мойпар пал «медвежьи уши», мойпар ловкар «медвежий позвоночник», мойпар колтом «медвежий след» женщина должна выполнить за свою жизнь в семи изделиях. Вещи, в которых есть орнамент, связанный с медведем, не должны валяться, где попало, их не смеет носить женщина во время беременности. В этой одежде не должны ходить на кладбище и в особые священные места, ее нельзя дарить или отдавать людям легкого поведения, да и просто несерьезным. Чаще такие орнаменты используют в детской одежде - на детских меховых шубках, малицах, парках, они являются как бы оберегом.
Медвежьи орнаменты обычно используют при изготовлении мужской одежды. Мужчина по сравнению с женщиной является сакрально чистым «неопоганенным» существом. Ему можно ходить на любые священные места, присутствовать при различных культовых и религиозных церемониях, носить одежду из любой шкуры и с любым орнаментом - простым и священным. В мужской одежде изображения частей тела медведя употребляют на рукавах малицы, на подоле, капюшоне и рукавах парки.
Опираясь на изложенные материалы, можно распределить узоры по следующим тематическим группам:
Животный мир.
Растительный мир.
Человек и быт.
Росписи-рисунки ненецкой женщины на одежде, обуви уникальные узоры, рассказывающие о прошлом и настоящем нашего края. На орнаментах, геометрически точно вырезанных, ею изображена вся тундра, с реками, озерами, оленями, следами других животных, птиц и зверей.
Заключение
Обладая своей неповторимостью и своеобразием, прикладное искусство народов Севера несет в себе общечеловеческие ценности, являясь неотъемлемой частью российской и мировой культуры.
Обобщив собранный материал, полученные знания, сделаем следующие выводы:
1. Каждый орнамент имеет свое название, несёт в себе не только декоративную красоту, но и смысловую нагрузку.
2. Образный «язык» орнамента народов Крайнего Севера вобрал в себя опыт взаимодействия человека с природой, отразил в своей структуре единство мира, его гармонию, ритм и дыхание.
3. Знакомство с орнаментами пополнит знания о занятиях, быте, особенностях культуры северного народа.
4. Составление орнаментов - это настоящее искусство.
Использованная литература:
1. Арктика – мой дом. Народы Севера Земли. Культура народов Севера. - Северные просторы, 1999г.
2. Борко Т.И. и др. Культура народов Ямала. Тюмень, изд. «Институт проблем освоения Севера СО РАН», 2002г.
3. Национальный колорит Ямала. Екатеринбург, «Уральский рабочий», 2007г.
4. Приходько М.С.Хомаку.Картинный словарь русско-нещанского языка. Санкт-Перебург, «Морсар АВ», 2000г.
5. Соловьев С. Человек и север. Екатеринбург, изд. «Полярэкс», 2006г.
6. Интернет-ресурсы.
Приложение
Популярные орнаменты
Лисица. «Лисий локоть», «Лисья лапа» – этот орнамент любят применять на женской обуви.
Морошка. (Орнамент лесных ненцев) Корневищная трава с цельными лопастными листьями, белыми однополыми цветками, и желто-оранжевыми, сочными плодами. Моченая или протертая с сахаром морошка сохраняет до 85% витамина С.
Сосновая шишка. По легендам шишка - символ плодородия, богатства (орнамент лесных ненцев).
сосновая шишка
Заголовки газет Ненецкого автономного округа украшают орнаменты «оленьи рога», «локоть лисицы». Ненецкий орнамент «локоть лисы»
Орнаменты неразрывно связаны с фольклорным наследием ненцев, сохранившимся до наших времён, оно поражает своим остроумием и глубокой смысловой нагрузкой, отражает многовековой опыт народа, его меткий ум. Тематика большинства орнаментов связана с природой, животным и растительным миром. «Морошка»А вот и орнаментальное изображение этой северной ягоды.
Орнамент “уши зайца”.
Полярное сияние
Очень сложным для изображения является орнамент «Северное сияние», но он очень точно изображает это природное явление. Олень – основа жизни в тундре, от него зависит жизнь. Орнамент рога и другие мотивы домашнего оленя используют на нижней части меховой шубы, в бисерных украшениях детской люльки, на подушках из сукна или ткани на женских украшениях, украшениях для оленьей упряжи. «Ножки оленя» – украшают женские и детские шапки, на меховых сумках. «Оленья тропа» чаще встречается на мужской одежде, реже на женских сумках.
Орнамент «Оленьи рога».
Ненцы не только воспевают растительный и животный мир, но и окружающую природу. Они учат бережно относиться к ним.Ненцы сильно верят приметам. Они для них и запреты, и правила, и предупреждения.
Распространенные орнаменты
Орнаменты «паутина», «бегущий олень», «лебеди», «гуси», «половина кедровых веток», «кедровые ветки»
«хвост глухаря», «взлетающая утка», «чум», «дети», «рога молодой важенки», «передние рога быка», «рога лося», «плывущий лось», «белка», «олененок», «льдинка», «ягель»
Отрывок из мифа «Правила старика (бога) Нума»
13PAGE \* MERGEFORMAT14215
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №6»
Автор работы:
Самойленко Дарья Дмитриевна,
6 «а» класс
Руководитель:
Шаймарданова Лилия Лутфулловна,
учитель культуры народов Ямала
Орнамент северных народов
г. Губкинский.
2015
Орнамент Лисий локотьРисунок 12Орнамент Лисий локоть