Урок по истории Польский вопрос в российско-польских отношениях
«Польский вопрос» в польско-российских отношениях
Тема: «Польский вопрос» в польско-российских отношениях
Цели мероприятия:
На основе рассмотрения узловых событий во взаимоотношениях России и Польши, определить причины сложностей в достижении взаимопонимания между российской и польской сторонами.Сформировать объективное представление о неоднозначно трактуемых современными историками событиях в рамках русско-польских отношений.
Развивать навыки критического мышления, умения аргументировать и отстаивать собственную позицию.
Воспитывать толерантность, терпимость к чужой точке зрения.
Формы работы:
Фронтальная
Групповая.
Методы:
«Мозговой штурм».
Проблемная беседа.
Ролевая игра.
Оборудование:
АРМ учителя
I . Организационный момент.
Деятельность учителя: Учитель предлагает участникам круглого стола занять свои места в соответствии с выбранной позицией – польской или российской стороны.
Деятельность ученика: Занимают места в соответствии с выбранной позицией.
II. Вводная мотивационная беседа. Постановка проблемы.
Деятельность учителя: Учитель предлагает участникам посмотреть видеофрагмент о конфликтах между российскими и польскими болельщиками на ЧЕ-2012 по футболу
Деятельность ученика
- Такое неспортивное поведение болельщиков вызвало осуждение как в России и Польше, так и во всём мире. Как вы думаете, почему подобная ситуация вообще стала возможной? И относится ли данный конфликт к разряду спортивных?
Россия и Польша. В содружестве европейских народов мы не просто государства – соседи. Мы ещё и братья – славяне. Увы! Предыдущим поколениям угодно было построить свои взаимоотношения таким образом, что нам теперь приходится развязывать непростые узлы истории, чтобы передать будущим поколениям пример подлинно добрососедских отношений.
На сегодняшний день социологические опросы показывают, что отношение поляков к русским далеки от положительного. Судите сами
· на слайде данные соцопросов с 1983 года
Мы собрались сегодня для того, чтобы обсудить наиболее спорные моменты русско-польских отношений, откровенно и ответственно заглянуть в историческое прошлое, определить перспективы наших отношений.
На нашу встречу пришли политологи и историки как с российской, так и польской стороны. Встречаем их.
Учитель называет участников как экспертов в польском вопросе.
Смотрят видеофрагмент
Ответы учащихся, которые приходят к выводу, что данный конфликт относится к разряду политических.
Слушают учителя
Знакомятся с данными социологических опросов.
Анализируют данные.
За отдельный стол садятся представители разных сторон.
III. Прения сторон по узловым вопросам российско-польских отношений.
1. Разделы Польши. Польские восстания.
2. Пакт Молотова –Риббентропа. Катынь.
3. Катастрофа под Смоленском.
Несмотря на то, что отношения между поляками и русскими никогда не были простыми: геополитическое соперничество, религиозная отчуждённость, полоса войн Польши и Московского государства, интервенция в годы Смуты, всё же настоящее противостояние, даже антагонизм возникли между народами после раздела Польши. Друг другу противостояли теперь не просто разные народы, а угнетатели и угнетённые. Вспомним, как это было.
· видеофрагмент
Оценки данного события разнятся. Давайте выслушаем обе стороны.
Разделов Польши было три. Так считают в России. В Польше называют другую цифру – четыре. Под четвёртым разделом поляки понимают события 1939 года и договор между фашистской Германий и сталинским СССР, называемый пактом Молотова – Риббентропа. Последствием его стала катынская трагедия – тайный расстрел 22 тысяч польских граждан.
· видеофрагмент
Несмотря на чудовищность свершившегося, и здесь мнения сторон расходятся.
Казалось бы, и так в русско-польском шкафу прячется достаточное количество «скелетов». Но в 2010 году происходит событие, которое некоторые политологи восприняли едва ли не как повод к началу третьей мировой войны. 10 апреля под Смоленском разбился самолёт президента Польши Леха Качиньского.
· видеофрагмент
Ожесточённые споры о причинах катастрофы вновь разделили русских и поляков
Смотрят видеофрагмент.
Выступления сторон.
Определение различий во взглядах.
Вопросы аудитории.
Слушают учителя.
Вопросы аудитории.
IV. Решение проблемы
В мае 1844 года в Сибири на приёме, устроенном ссыльным декабристом князем С. Волконским один из чиновников обронит фразу: «Когда, наконец, придёт время, что между нами прекратится всякая ненависть и национальная неприязнь? Что мы будем общаться не как поляк с русским или наоборот, а как братья – славяне?»
- Как вы думаете, что ответил на этот вопрос один из ссыльных поляков?
Ссыльный поляк ответил: «Это время придёт тогда, когда станет невозможным, чтобы мне, или кому-нибудь из моих земляков этот вопрос задавали в Сибири».
- Как вы думаете, что имел в виду ссыльный поляк?
- Предложите свои варианты нормализации русско-польских отношений
Варианты ответов участников круглого стола
Участники круглого стола объединяются в группы «Россия» и «Польша» и создают план преодоления русско-польской напряжённости в политических отношениях.
Представление планов.
Выработка общей позиции.
V. Обобщение. Выводы.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
О том, что сближение России и Польши возможно, возможно и преодоление былых обид говорят и результаты сентябрьского визита Патриарха РПЦ Кирилла I в Польшу. Польской стороне русской православной церковью были сделаны уступки: принесены извинения за прошлые исторические обиды, признано владение поляками имущества, когда-то захваченного ими у РПЦ. В ответ произошло продвижение по вопросу визита Патриарха в Рим и встречи с Папой Римским. Католическая церковь Литвы и сам Папа Римский выразили солидарность с православной церковью в России по делу Пусси Райот.
Будем надеяться, что вековые проблемы русско-польских отношений уже начали решаться и пусть не в скором времени, но будут решены. И пусть общие интересы и традиционные связи между нашими народами перевесят старые обиды.