Презентация по теме: Технолгия развития критичности мышлениясредствами чтения и письма у младших школьников
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПУШКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8С УГЛУБЛЕННЫМИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» ТЕМА:«ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧНОСТИ МЫШЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек)»(интерпритация теоретического опыта)Пересторонина Мария Валерьевна2015-2016 учебный год Ключевой тезис всей технологии: «Конструирование» собственного знания,в рамках собственной поисковой деятельности. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму». Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер): Во-первых – это мышление самостоятельное.Во-вторых – это мышление обобщенное.В-третьих – это мышление проблемное и оценочное.В четвертых – это мышление аргументированное.В пятых – критическое мышление есть мышление социальное. Определение критического мышления состоит из 6 компонентов. Критический мыслитель:1. Формирует собственное мнение;2. Совершает обдуманный выбор между различными мнениями;3. Решает проблемы;4. Аргументировано спорит;5. Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение;6. Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов. Задача - научить школьников: выделять причинно-следственные связи;рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;отвергать ненужную или неверную информацию;понимать, как различные части информации связаны между собой;выделять ошибки в рассуждениях;делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;избегать категоричности в утверждениях;быть честным в своих рассуждениях;определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом. Основа ТРКМ – трехфазная структура урока: вызов осмысление рефлексия Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Стадия вызова: «Кластер»«Загадка»«Корзина идей»«Отсроченная догадка».«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»«Театрализация»«Верите ли вы, что…»«Интеллектуальная разминка (опрос) или тест»«Дискуссия»«Перепутанные логические цепочки»«Проблемный вопрос»«Лови ошибку»«Ключевые термины» и другие. Кластеры (гроздья) Кластеры (гроздья) Свойства воздуха Без вкуса Без запаха Без цвета Неосязаемый Сжимается Без формы Проводитзвуки Упругий Сохраняет тепло Имеет вес Кластеры Кластеры (гроздья) Корзина идей. Мы говорим почва. А что же такое почва? Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:Почва – это …… земля… растительная земля… вещество… суша, а не вода… место обитания, дом животныхПодведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.Постановка целей урока.- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое почва. Верите ли вы, что… Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.Вопросы:… ветер может разрушить горы?… опавшие осенью листья вредят почве?… 1см почвы образуется за 300 лет?… норы животных, живущих в почве, разрушают её?… растения участвуют в образовании почвы?… почва и камень родственники?… почва – наша кормилица?Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы. Ключевые слова - СОСТАВЬТЕ РАССКАЗ ПО ТЕМЕ «СЛОНЫ», ИСПОЛЬЗУЯ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ:-Млекопитающие;- 25-37 млн. лет;- «облегченный стройматериал»;- мускульные связки;- большие уши; -не больше 40 лет; Стадия осмысления: «Зигзаг»«Инсерт» или «Чтение с пометами»«Круги по воде»«Чтение с остановками» «Сводная таблица»«Двойной дневник»«Бортовой журнал» «Карусель» Чтение с остановками Примерные вопросы: По названию предположите, о чем будет рассказ?▪ Какие события могут произойти в описанной обстановке?▪ Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его?▪ Что будет с героем после событий рассказа? Прием «Зигзаг» – АЖУРНАЯ ПИЛА Инсерт Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки:«V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. ФИШБОУН - РЫБА Водная средаобитания обитатели условия приспособления кислород жабры Сама ТЕМА - это «ствол дерева»«Листочки» - это ПРОГНОЗ«Веточки» - это АРГУМЕНТЫ, обоснования прогнозов «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ» Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал») ЗНАЮ (что я знаю по теме урока) ХОЧУ ЗНАТЬ (формулирование целей) УЗНАЛ (соотношение старой и новой информации) Первые люди жили стаей, затем общинами. Чтобы добыть себе питание люди кочевали. Где появились первые люди?Как люди заселили нашу Землю?Почему сейчас люди не кочуют? Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в тексте учебника в течение урока.Если нет ответа на поставленный вопрос – работа продолжается дома. Взаимоопрос Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков. Стадия рефлексии: «Синквейн»«РАФТ»«Шесть шляп» «Психорисунок»«Последнее слово за мной» Приём «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.Белая шляпа. Факты. Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные.Жёлтая. Позитивное мышление. Для жизни человека и производства необходима добыча полезных ископаемых.Черная. Проблема. При добыче полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды.Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные ископаемые и выделять их свойства.Зеленая. Творчество. Местонахождение залежей многих ископаемых человеку еще не известно. Синяя .Философия. Обобщают высказывания каждой группы. Синквейн.На уроках русского языка Глагол.Важный, необходимый.Действует, изменяется, обозначает.Глаголом жги сердца людей!Знание. Местоимение.Работящее, разностороннее.Указывает, не называет, помогает.Часто употребляется в речи. Заместитель! На уроках литературного чтения Щелкунчик.Отважный, добрый.Щелкает, защищает, побеждает.Даже игрушки умеют любить!Живой. Мари.Маленькая, решительная.Умеет видеть, любит, помогает.У Мари душа поэта.Любовь.Кукольное царство.Сладкое, блестящее.Манит, соблазняет, восхищает.Я хочу очутиться там!Волшебство. На уроках окружающего мира Земля.Голубая, третья.Вращается, освещается, защищается.Единственная обитаемая планета.Жизнь. Колумб.Смелый, настойчивый.Путешествовал, открывал, рассказывал.Он открыл Америку.Герой. В работе со словарными словами Ученик.Умный, воспитанный.Читает, узнает, умнеет.Я хочу хорошо учиться.Школьник. Товарищ.Добрый, умный.Дружит, выручает, советует.Он в беде поможет.Друг. Перепутанные логические цепочки Отстрел животныхСокращение численности видов растенийУстановка дымоуловителей на заводские трубыСбор лекарственных травКислотные дождиСокращение численности видов животныхВыращивание лекарственных растений в садах и огородахПроизводство химических веществУвеличение численности животныхЗагрязнение атмосферыУвеличение количества растенийЗаповедники и заказники Размышляйте над этим…Только критически Спасибо за внимание. Интернет – ресурсы:http://pedsovet.su/load/145-1-0-11874 http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/razvitie-kriticheskogo-myshleniya-na-urokakh-v-nachalnoi-shkole http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node22.html http://izhschool89.ucoz.ru/index/kak_nauchit_rebenka_uchitsja_ili_o_tekhnologii_razvitija_kriticheskogo_myshlenija/0-94 Литература1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие.-М., 1998. 2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003. 3. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004.