Критерии оценки деятельности учителя ф. культуры
Для наиболее объективного оценивания деятельности учителя физической культуры я предлагаю для обсуждения и , возможно, внедрения разработанные мной критерии оценивания, специфические для предмета "физическая культура".
1.Оценка результатов и уровня деятельности учителя физической культуры.
Шкала 1.ОЦЕНИТЬ, ДОБИЛСЯ ЛИ УЧИТЕЛЬ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ФОРМИРОВАННОСТИ КОНКРЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У БОЛЬШИНСТВА СВОИХ УЧЕНИКОВ: ( 2 БАЛЛА -У БОЛЬШИНСТВА; 1 БАЛЛ - У ПОЛОВИНЫ; 0 - У НЕБОЛЬШОЙ ЧАСТИ )
1 - ПРОЧНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
2 - УСТОЙЧИВЫЙ ИНТЕРЕС К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
3 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, ПРИОБРЕТЕННЫХ В ХОДЕ ЗАНЯТИЙ, В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4 - РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
5 - УМЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ САМОКОНТРОЛЬ
6 - УМЕНИЕ ПРЕДВИДЕТЬ ВОЗМОЖНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ И ЗАРАНЕЕ НАМЕЧАТЬ ( ПУСТЬ ЛИШЬ ОРИЕНТИРОВОЧНО) СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Шкала 2. Оценить, в какой мере учитель умеет решать следующие задачи (2 - МАСТЕРСТВО ЯРКО ВЫРАЖЕНО; 1 - ИМЕЕТ МЕСТО; 0 - ОТСУТСТВУЕТ) :
1 - РАСКРЫВАЕТ ПЕРЕД СВОИМИ УЧЕНИКАМИ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ ПЕРСПЕКТИВЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, ПОМОГАЕТ ИМ ФОРМИРОВАТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ
2 - ВООРУЖАЕТ УЧЕНИКОВ МЕТОДАМИ РЕШЕНИЯ УЧЕБНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ ЗАДАЧ В УЧЕБНОЙ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3 - ПРОВОДИТ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ СЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ И СПОРТИВНО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
4 - ВОЗБУЖДАЕТ У УЧАЩИХСЯ ИНТЕРЕС К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
5 - ОРГАНИЗУЕТ КОЛЛЕКТИВ И ДЕЛАЕТ ЕГО СВОИМ ПОМОЩНИКОМ В РЕШЕНИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ( ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА)
Шкала 3. Определить, какому из следующих уровней соответствует деятельность учителя ( каждый нижеследующий уровень включает предыдущий) :
соответствующий номер обвести кружком
1 - репродуктивный ( минимальный) - учитель на примере умеет показать , как выполнить то или иное упражнение, умеет перессказать то, что знает сам
2 - адаптивный ( низкий) - учитель умеет приспособить свое сообщение к возрастным и индивидуальным особенностям учащихся
3 - локально-моделирующий знания (средний) - учитель умеет формировать у детей умения и навыки по отдельным этапам физической подготовки
4 - системно-моделирующий знания ( высокий) - учитель умеет так моделировать систему деятельности учащихся, чтобы сформировать у них систему знаний , умений и навыков в области физической культуры
5 - системно-моделирующий деятельность и поведение ( высший) - учитель умеет моделировать такую систему деятельности учеников, которая формирует у них потребность здорового образа жизни
2. Оценка процесса деятельности учителя физической культуры по признакам умелости.
Шкала 4. Оценить структуру знаний учителя физической культуры по следующей схеме ( 2 - знания ярко выражены; 1 - знания имеют место; 0 - знания минимальны) :
1 - методические ( знания средств, форм, методов воздействия)
2 - общенаучные ( научный кругозор)
3 - общекультурные ( культурный кругозор)
4 - психологические ( знание индивидуальных особенностей учащихся)
5 - знание достоинств и недостатков собственной личности и деятельности
Шкала 5. Оценить проектировочные умения учителя :
1 - умеет составить развернутый перспективный план учебно-воспитательной работы:
- разрабатывает календарный план занятий в соответствии с возрастом учащихся
- планирует взаимосвязь физической, технической и тактической подготовки
2 -умеет сделать психолого-педагогический и методический анализ разделов учебной программы :
- выделяет в своей работе главное, существенное, предусматривает возможные затруднения в деятельности учеников
- формирует у учащихся разностороннюю физическую и волевую подготовленность
- располагает упражнения в порядке увеличения их сложности
- определяет наиболее рациональные приемы овладения новыми упражнениями и предусматривает характер трудностей при овладении ими
- определяет методы проведения учебных занятий
- формирует необходимый демонстрационный материал по теме
Шкала 6. Оценить конструктивные умения педагога
1- умеет выбрать рациональную структуру урока и определить ее композиционное построение
2 - умеет четко спланировать материал урока :
- подбирает необходимый инвентарь для одного урока, выделяет в нем главное, существенное
- определяет место и характер демонстрационного материала на уроке
- располагает задания, задачи и упражнения в порядке увеличения их трудности
3 - умеет планировать работу учащихся на уроке :
- выбирает наиболее рациональные виды учебной работы класса и отдельных учащихся в период освоения нового материала
- определяет характер деятельности различных групп учащихся во время урока
- предупреждает возможные затруднения в тех или иных видах деятельности учащихся
- увеличивает степень самостоятельности учащихся от урока к уроку
- формирует у учеников организаторские способности , связанные с занятиями физическими упражнениями
4 - умеет планировать свою работу на уроке :
- рационально распределяет время на отдельных частях урока
- планирует логические переходы от одной части урока к другой
Шкала 7. Оценить организаторские умения учителя :
1 - использует многообразные методы обучения и воспитвния
2 - формирует навыки самостоятельной работы по овладению конкретными двигательными действиями
3 - организует индивидуальную самостоятельную деятельность учащихся
4 - использует многообразие наглядных и технических средств обучения
5 - организует регулярное участие школьных команд в соревнованиях разного уровня
6 - при участии родителей и общественности добивается создания необходимой спортивной базы
7 - осуществляет взаимодействие с образовательными учреждениями, входящими в образовательный кластер.
8 - активно пропагандирует среди своих учащихся комплекс ГТО,