Тема Декоративный натюрморт по предмету Живопись (для детей 10-15 лет)


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Школа искусств» г.Сыктывкара
Обобщение опыта педагогической деятельности
«Тема «Декоративный натюрморт»
на занятиях по предмету «Живопись»
в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись»
для учащихся 10-15 лет Школы искусств»
Сыктывкар 2015
Составитель: преподаватель МАУДО «Школа искусств» г. Сыктывкара
Минченкова Алла Борисовна
Данное пособие может быть использовано для проведения занятий по живописи в рамках программ ДХШ и ШИ.
Содержание:
Введение.
Примерный тематический план по годам обучения.
Содержание тем.
Список литературы.
Введение
В учебном процессе наряду с живописными академическими заданиями, учащиеся выполняют декоративные натюрморты, направленные на развитие у учащихся цветовосприятия и навыков стилизации различных форм. Эти задания вносят в учебный процесс разнообразие, дают учащимся возможность творческой реализации, самовыражения.
Реалистически выполненные натюрморты рассчитаны на объемно-пространственную иллюзорность. Декоративные работы отличает яркость, условность, декоративность. Это обобщенное решение объема, графичность, уплощенность предметов, четкость силуэтов, ограниченное решение пространства. Изменяется отношение и к пространству. Все предметы как бы приближены к зрителю. От этого весь натюрморт решается почти на одной плоскости. В ходе работы следует избегать в заданиях жесткого обведения силуэта предметов черной или другой краской (кроме заданий, направленных на имитацию витражной техники). Это дает возможность учащимся более точно подбирать колеры по тону и оттенку, чтобы рядом лежащие пятна не сливались. В некоторых заданиях вводится орнамент (на фоне и на самих предметах), как прием выразительности, который вплетается в графический ритм всего натюрморта и создает вместе с ним единую гармоничную композицию. Именно натюрморты, выполненные декоративно, наиболее предпочитаемы детьми на первых этапах работы при ознакомлении их с живописью.
Цель заданий по теме «Декоративный натюрморт»: развить цветовосприятие детей, научить приемам стилизации, развитие творческих способностей при выполнении декоративного изображения натюрморта с натуры.
Задачи темы «Декоративный натюрморт»:
Формирование специальных знаний по живописи: знакомство с основными понятиями цветоведения.
Знакомство с творчеством известных живописцев и их работами в области декоративного натюрморта.
Знакомство с приемами решения стилизации декоративного натюрморта.
Знакомство с разными художественными материалами.
Развитие художественного вкуса.
Развитие цветотональной наблюдательности и зрительной памяти.
Развитие моторики руки, навыков активной работы с палитрой, умения смешивать краски для получения нужных оттенков.
Развитие творческой самостоятельности.
Воспитание личностных качеств ребенка: аккуратности, настойчивости, уверенности в себе, ответственности, культуры поведения.
Количество часов по теме «Декоративный натюрморт» по учебному плану : 1 классе-36 часов (4 темы - 8 заданий);
2 класс- 18 часов (2 темы – 2 задания);
3 класс- 12 часов (1 тема – 1 задание);
4 класс- 12 часов (1 тема – 1 задание).
Задания даются с последовательным усложнением задач в соответствии с возрастными особенностями и техническими возможностями учащихся.
Цель заданий в 1 классе: познакомить со смешиванием красок для получения разнообразных по оттенку и незамутненных смесей в работе над декоративным натюрмортом, научиться работать разными художественными материалами.
В 1 классе тема «Декоративный натюрморт» предваряется упражнениями, направленными на знакомство с понятиями по цветоведению и развитие цветовосприятия у детей. Опираясь на эти подготовительные упражнения, учащиеся выполняют основное задание.
Например:
Тема: Декоративный натюрморт. Декоративно-плоскостное решение( 9 часов)
1.Упражнения «Палитра» (2часа)
2.Упражнение «Копирование цветного образца ( драпировки)» (2 часа)
3.Декоративно-плоскостное решение натюрморта (5 часов)
Последовательность работы над основным заданием:
- эскизирование (выполнение графических и цветовых эскизов, поиск формата и композиционного решения);
- выбор одного эскиза;
- выполнение оригинала ( переносим эскиз на формат, выполняем в материале);
- просмотр (анализ работ).
В конце каждого задания проводим просмотрвыполненных работ.
Критерии анализа:
количество и качество предложенных эскизов,
гармоничное распределение предметов в формате (композиционное решение),
степень активности использования палитры (точность цветовых оттенков предметов и драпировок),
творческий подход к заданию,
степень самостоятельности выполнения задания.
Примерный тематический план по годам обучения.
Тема: «Декоративный натюрморт».
класс тема Количество часов Теория Практика
1 класс (11-12л) Iчетверть Декоративный натюрморт. Декоративно-плоскостное решение.
Упражнения «Палитра».
Упражнение «Копирование цветного образца (драпировки)».
Декоративно-плоскостное решение натюрморта. 9
2
2
5
3 6
IIчетверть Ахроматическое решение. Постановка из контрастных по тону и цвету предметов.
Упражнения «Палитра»: тон и цвет.
Ахроматическое декоративно-плоскостное решение натюрморта. 9
2
7 3 6
IIIчетверть Декоративный натюрморт. Цветовая тональность.
Упражнения «Палитра»: смешение взаимо-дополнительных красок (механическое и оптическое).
Цветовая тональность (добавление белого и черного) . 9
2
7 3 6
IVчетверть Декоративный натюрморт. Освоение разных техник. 9 3 6
Итого в 1 классе 36 12 24
2 класс (12-13л) IIчетверть Ахроматическое равновесие. 9 3 6
IIIчетверть Цветовое равновесие. 9 3 6
Итого во 2 классе 18 6 12
3 класс (13-14л) IVчетверть Декоративный натюрморт. Приемы стилизации. Колорит. 12 3 6
Итого в 3 классе 12 3 6
4 класс (14-15л)
Iчетверть Декоративный натюрморт с элементами интерьера. Стилизация. 12 3 6
Итого в 4 классе 12 3 6
Содержание тем.
1 класс
I четверть
Тема: Декоративный натюрморт. Декоративно-плоскостное решение (9 часов)
Задачи: развитие цветового восприятия, наблюдательности; развитие навыков работы с палитрой, умения смешивать краски для получения оттенков.
Оборудование для учащихся: карандаш, гуашь, палитра, кисти, баночка для воды, лист бумаги формата А3.
Наглядный материал: таблицы по цветоведению, работы учащихся.
Упражнения «Палитра» (2 часа)
Задание: выполнить цветовой круг (12 цветовых тонов) при помощи смешения основных красок (желтый, красный, синий).
Задачи: знакомство с основными, составными цветами.
Упражнение «Копирование цветного образца (драпировки)» (2 часа)
Задание: выполнить упражнение на смешение красок, воспроизвести близко к натуре характера орнамента и цвета образца (драпировки).
Задачи:
продолжение знакомства со смешением красок для получения составных сложных оттенков, соответствующих оттенку цветов орнамента изучаемого образца;
развитие наблюдательности и внимательности через анализ цветного образца.
Декоративно - плоскостное решение натюрморта (5 часов)
Задание: выполнить декоративный натюрморт, подбирая на палитре более точный оттенок локального цвета предметов и драпировок с натуры.
Задачи:
знакомство с понятиями «декоративный натюрморт», декоративно-плоскостное изображение предметов;
точная разработка цветовых и тональных отношений локальных цветовых пятен в предложенном натюрморте;
творческий подход в работе, поиск технических приемов;
приобретение навыков поэтапной работы.

Последовательность работы:
-эскизирование ( выполнение графических эскизов, поиск формата и композиционного решения);
- выбор одного эскиза;
- выполнение оригинала (переносим эскиз на формат, раскрашиваем гуашью);
- просмотр (анализ работ).
II четверть
Тема: Ахроматическое решение. Постановка из контрастных по тону и цвету предметов (9 часов)
Задачи:
развитие цветовой и тональной наблюдательности;
развитие творческих навыков;
навыков работы разными художественными материалами.
Наглядный материал: таблицы по цветоведению, работы учащихся.
Упражнения «Палитра»: тон, цвет, насыщенность (2 часа)
Задание: выполнить упражнения на смешение красок:
- тональную (ахроматическую - черно-белую) «растяжку»;
- цветовую (с добавлением белой и черной красок в один цвет);
Задачи:
знакомство с понятиями «светлотность» и «насыщенность» цвета: изменением качества ахроматического тона (оттенка) в зависимости от количества белой или черной краски, познакомить с изменением насыщенности цветового тона в зависимости от количества белой или черной краски;
развитие навыков работы с палитрой, умения смешивать краски для получения оттенков.
Оборудование для учащихся: гуашь, палитра, кисти, баночка для воды, лист бумаги формата А3.
Ахроматическое декоративно-плоскостное решение натюрморта (7 часов)
Задание: выполнить ахроматический декоративный натюрморт, используя черную и белую краски с последующим нанесением орнамента цветными маркерами, гелиевыми ручками или цветными карандашами.
Задачи:
продолжение знакомства с понятиями «декоративный натюрморт», декоративно-плоскостное изображение предметов;
разработка тональных отношений локальных пятен в предложенном натюрморте;
развитие композиционного вариативного мышления; приобретение технических навыков работы предложенным материалом (сочетание гуаши, маркеров, гелиевых ручек).
Оборудование для учащихся: гуашь черная, гелиевые ручки золотая, серебряная, черная, маркеры или цветные карандаши (ограниченная цветовая палитра: белый, серый, коричневый, охра), лист бумаги формата А3.Последовательность выполнения работы.
Подготовка фона: на белые листы бумаги (размер примерно 12 на 15 см )наносятся кистью или валиком произвольные пятна черной гуашью (5-6 вариантов ). Затем отбираются наиболее удачные 3-4 варианта.
Ученик определяется с форматом (квадратный, вертикально или горизонтально вытянутый) и карандашом наносит композиционный рисунок.
После корректировки рисунка, предметы разрабатываются гелиевыми ручками, маркерами или фломастерами: обводятся по силуэту и распределяются тональные пятна , учитывая ритм светлых и темных пятен( на светлом фоне- темные линии и пятна, на темном- светлые).
Затем большие фоновые плоскости заполняются линейным орнаментом.
После обсуждения результатов работы, учащиеся оформляют мини-выставку: выравнивают резаком по линейке рисунки, наклеивают на лист бумаги (формат А3), развешивают в кабинете готовые работы.
III четверть
Тема: Декоративный натюрморт. Цветовая тональность (9 часов)
Задачи:
развитие цветового восприятия, наблюдательности;
развитие навыков работы с палитрой, умения смешивать краски для получения оттенков нужной тональности, творческий подход в работе.
Оборудование для учащихся: гуашь, палитра, кисти, баночка для воды, лист бумаги формата А3.
Наглядный материал: таблицы по цветоведению, работы учащихся.
Упражнения «Палитра»: смешение взаимо - дополнительных красок (механическое и оптическое) (2 часа)
Задание: Выполнить упражнения на смешение красок: получение сложных оттенков при смешении взаимо- дополнительных красок ( красный-зеленый, оранжевый- синий, желтый- фиолетовый).
Задачи: познакомиться с взаимодействием дополнительных цветов при механическом смешении (на палитре)и оптическом смешении.
Декоративный натюрморт. Цветовая тональность (добавление белого и черного) (7 часов)
Задание: выполнить декоративный натюрморт (цветы с натуры или по представлению), составив цветовую палитру из взаимодополняющих цветов с добавлением белой и черной красок.
Задачи:
тонкая разработка цветовых и тональных отношений локальных цветовых пятен в предложенном натюрморте ,сохранение цветовой и тональной целостности листа.
Последовательность выполнения работы.
В начале этого задания ученики выполняют 3-4 графических эскиза, в которых решают три основные задачи:
1. поиск композиционных решений в формате (квадратном, горизонтальном, вертикальном) - декоративное изображение цветов, вазы, поиск их расположения в формате;
2. деление фоновой плоскости на прямолинейные и криволинейные части;
3. достижение равновесия с помощью распределения тональных пятен.
IV четверть
Тема: Декоративный натюрморт. Освоение разных техник (9 часов)
Задание: выполнить декоративный натюрморт предложенным художественным материалом.
Задачи :закрепление навыков работы с палитрой, соблюдение колористического единства предметов и драпировок;
тонкая разработка цветовых и тональных отношений цветовых пятен в предложенном натюрморте;
развитие творческих навыков при знакомстве с техническими возможностями различных художественных материалов.
Наглядный материал: таблицы по цветоведению, работы учащихся.
2 класс
II четверть
Тема: Ахроматическое равновесие (9 часов)
Задание: выполнить декоративный натюрморт в технике гризайль; творческий подход в работе, поиск технических приемов.
Задачи:
продолжение знакомства с понятиями «декоративный натюрморт», декоративно-плоскостное изображение предметов; повторение понятия «светлотность» и знакомство с понятием «доминирующее пятно»;
разработка тональных отношений локальных пятен в предложенном натюрморте;
развитие тональной наблюдательности;
развитие творческих навыков, вариативного композиционного мышления.
Наглядный материал: таблицы по цветоведению, работы учащихся.
III четверть
Тема: Декоративный натюрморт. Цветовое равновесие. Ограниченная цветовая палитра (9 часов)
Задание: выполнить декоративный натюрморт в ограниченной цветовой палитре (белая, черная и два цвета по выбору).
Задачи:
закрепление навыков работы в стиле декоративно-плоскостного изображения предметов ; навыков работы с палитрой, подбирая на палитре более точный тональный оттенок предметов и драпировок с натуры;
расширение цветового диапазона восприятия при смешивании двух выбранных цветов между собой, а так же с белой и черной красками; творческий подход в работе;
развитие цвето - тональной наблюдательности.
Оборудование для учащихся: гуашь, палитра, кисти, баночка для воды, лист бумаги формата А3.
Наглядный материал: таблицы по цветоведению, работы учащихся.
3 класс
IV четверть
Тема: Декоративный натюрморт. Приемы стилизации. Колорит (12 часов)
Задание: выполнить декоративный натюрморт, используя прием стилизации предметов, составить сложную цветовую палитру из разных цветов, сохранив цветовую и тональную целостность листа.
Задачи:
знакомство с понятием «стилизация»;
закрепление навыков работы с палитрой; закрепление понятия «колорит»- тонкая разработка цветовых и тональных отношений локальных цветовых пятен и мелких деталей в предложенном натюрморте;
развитие творческих навыков при знакомстве с техническими возможностями различных художественных материалов.
Наглядный материал: таблицы по цветоведению, работы учащихся.
4 класс
I четверть
Тема: Декоративный натюрморт с элементами интерьера. Стилизация (12 часов)
Задание: выполнить декоративный натюрморт с элементами интерьера (постановка у окна, на стуле , столе или полу).
Задачи:
закрепление навыков работы с палитрой, составить сложную цветовую палитру, соблюдая цветовую и тональную целостность листа;
закрепление понятия «колорит»- тонкая разработка цветовых и тональных отношений локальных цветовых пятен и мелких деталей в предложенном натюрморте ;закрепление понятия «стилизация»;
развитие творческих навыков.
Оборудование для учащихся: гуашь, акварель, кисти, баночка для воды, лист бумаги формата А2.
Последовательность выполнения работы.
1. В начале работы учащиеся выполняют быстрые «нашлепки» гуашью или акварелью, ищут колористическое и композиционное решения, формат, стилизацию формы предметов.
2. Выбираем один эскиз.
3. Переносим с эскиза композицию натюрморта карандашом.
4. Распределяем по предметам цветовые и тональные пятна.
5. Наносим декорировку предметов и тканей тонкой кистью, расставляем акценты.
Наглядный материал: таблицы по цветоведению, работы учащихся.
Список литературы
Брайд Уилан. Гармония цвета/ Новое руководство по созданию цветовых комбинаций .- М. :ООО»Издательство Астрель»:ООО «Издательство АСТ»,2005.
Иоханнес Иттен. Искусство цвета. –Москва Д. Аронов, 2007.
Паранюшкин Р.В. Композиция/ Серия «Школа изобразительных искусств». Ростов-на- Дону: издательство «Феникс», 2001.
Голованова М. главное не изображать, а выражать: Методическая разработка задания/ Педагогическая практика. Обмен опытом //Художественная школа. -5(20)-2007-с.22-24.
Смыслова А. декоративный натюрморт в технике монотипия: методическая разработка задания/ Педагогическая практика. Обмен опытом// Художественная школа -6(27)-2008-с.16-21.
Смыслова А. декоративный натюрморт в технике монотипия: методическая разработка задания/ Педагогическая практика. Обмен опытом//Художественная школа-5(26)-2008-с.22-26.
Сусекова Н. Способы изображения пространства на плоскости на примере натюрморта. Пространство кубистов: Методическая разработка занятий по предмету «Композиция»/ Педагогическая практика. Обмен опытом//Художественная школа-1(28)-2009-с.10-14