Конспект урока по изобразительному искусству, 1 класс Дымковская игрушка
ГБОУ «Багдаринская эвенкийская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Урок изобразительного искусства
Тема: Дымковская игрушка
1 класс
Учитель Кузнецова С.Н.
Цель: приобщение учащихся к духовному опыту поколений.
Задачи:
1) познакомить с промыслом дымковской игрушки;
2) учить выделять характерные особенности дымковской игрушки;
3) формировать у учащихся умения рисовать кистью элементы узоров.
2011 год
Ход урока.
I. Организационный момент.Подойдите к своим партам,
Обведите взглядом их.
Все ль готово там в порядке?
Все ль сейчас лежит на них?
Вы друг другу улыбнитесь,
На места свои садитесь.
Начинаем наш урок,
Пусть он всем пойдет на прок.
Дети садятся на стулья со своими игрушками. Мы провели выставку любимых игрушек.
-А кто бы хотел рассказать о своей игрушке?( 2-3 человека)
9Объед в группы)Посмотрите какие интересные и разные у всех игрушки. Но всё же у них есть очень много общего. Постарайтесь увидеть что может объединять вашу игрушку с другими и объединитесь в группы.
Почему вы так объединились?
Я вам хочу показать игрушку очень похожую на ту , которую лепила моя бабушка, когда была ещё маленькой девочкой. К сожалению та игрушка не сохранилась, поэтому я для вас слепила из глины вот эту игрушку.( демонстрирую)
Давайте сравним. Чем она отличается от ваших? Эта игрушка особенная. У неё есть своё название. Она называется- дымковская. А почему, нам расскажут девочки, которые пришли к нам в гости.
II. Вступительная беседа.
- Ребята, есть ли у вас дома игрушки?
- Из чего они сделаны? (Из пластмассы, резины, металла, меха)
- Они сделаны из современных материалов. Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью нарядные глиняные и деревянные игрушки. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называются центрами народных промыслов. Их очень много.
- Сегодня мы познакомимся поближе с одним из них.
III. Актуализация опорных знаний ( психологическое вхождение в урок ).
Приходят гости.
Учитель: Ребята, а вот и гости к нам пожаловали.
Добро пожаловать, гости дорогие!
Веселья вам да радости желаем.
Давно мы вас поджидаем.
У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.
Расскажите, гости дорогие, откуда прибыли? Что интересного в ваших местах?
Гости: Мы к вам прибыли из старинной деревни Дымково.
Учитель: Чем знаменито Дымково?
Гости:
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Звенящей как басы!
Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо – сказки.
Вечера зимой так длинны,
А лепили там из глины
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
И о дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.
Учитель: А почему игрушку называют дымковской?
Гости: Дымковская игрушка потому так и называется, что родилась она в селе Дымково, недалеко от реки Вятки. ( картинка)
В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку.
В старину вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия – веселым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник проводов зимы назывался в народе «Свистунья». На этом празднике дымковские игрушки – свистульки были у всех – и у взрослых, и у детей. Люди верили, что свистом могут прогнать злые силы.
Учитель: А почему праздник называется Свистунья?
Гости: Есть легенда. Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи придумали хитрость. Все жители города, даже маленькие дети, получили по маленькой глиняной свистульке. Подкравшись ночью к стану врага, они подняли отчаянный свист. Так, наверное свистел сказочный Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали кони. Враги решили, что их окружили подоспевшие на выручку дружины и в страхе бежали.
С тех пор горожане отмечают свой праздник - Свистунью. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек, которые мы вам принесли в подарок.
Учитель: А что же это за игрушки?
Гости:
Барашек – свисток.
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.
Кони глиняные мчатся
На подставках что есть сил.
И за хвост на удержаться,
Если гриву отпустил.
Посмотри, как хороша,
Эта барыня душа!
Щечки алые горят,
Удивительный наряд!
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост.Точно солнечный цветок,
Да алеет гребешок.
Учитель: Спасибо, гости дорогие, за подарки. Присаживайтесь за столы, погостите у нас.
IV. Организация практической работы.
1) Рассматривание игрушек.
- Какое настроение создают эти игрушки? ( веселое, радостное )
- Почему веселое и радостное? ( игрушки светлые, яркие, нарядные)
- Давайте полюбуемся дымковскими игрушками. Какого цвета в них больше всего? (преобладает белый цвет)
- А знаете ли вы почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда вокруг было белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему игрушку сделать такой же чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделялись на белом фоне.
- А какими цветами мастера расписывали игрушки? ( красными, синими, желтыми, разными )
Гимнастика для глаз. (электронная)
2) Просмотр презентации.
- А теперь посмотрим, кто из вас внимательный. Вы будете на экране рассматривать дымковские игрушки и примечать, какими узорами их расписывали. ( Кружочки, клеточки, полоски, волнистые линии, точки, кольца, веточки и другие )- По форме узоры просты и незамысловаты. Украшали этими узорами не случайно. Русский народ вкладывал в них особый смысл:
(Картинка)
круги –означали солнце
волнистые линии – воду
маленькие кружочки – семена
Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля.
3) Приемы выполнения узоров.
( Учитель показывает на доске,(лампа) дети повторяют на альбомных листах.)(КАРТНКА на доску )
4) Работа творческой мастерской.
- Сегодня вы распишете игрушку, используя дымковские приемы. А потом мы составим коллективное панно.
V. Итог урока. Рефлексия.
- Рассмотрите панно. Давайте подведем итог урока.
Если вам урок понравился, многое узнали, запомнили, сможете рассказать другим, то приклейте к солнышку лучик.
А, если урок показался скучным, на уроке было трудно выполнять задания или ничего не запомнили, не поняли, то приклейте тучку.