Урок географии в 5 классе в соответствии с ФГОС по теме Рельеф Земли. Равнины


Технологическая карта урока географии в 5 классе
в соответствии с ФГОС
Предмет: география
Класс: 5 «А»
Тема урока: «Рельеф Земли. Равнины».
Цель урока:
Содержательная (предметные результаты)
Формировать представление о рельефе Земли
Деятельностная:
Формирование у учащихся умений реализовать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные)
Повысить интерес учащихся к изучению географии через применение знаний в практической деятельности
Воспитывать ответственность за за выполняемую работу на уроке
Личностные УУД
Формировать географическое мышление: освоить приемы чтения физической карты;
Умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности.
Познавательные УУД
Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию;
Формирование умения анализировать, сравнивать, применять теоретические знания на практике;
Формировать умение работать с разными видами географических карт;
Формировать умение составлять краткий конспект
Коммуникативные:
Формировать умения слушать и понимать речь других людей;
Формирование толерантности к возможностям одноклассников
Регулятивные:
Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему. Определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)
Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки
Тип урока: открытие нового знания
Организационный этап
Приветствие присутствующих
Начинается урок точно вовремя и в срок
Сели правильно, красиво
Чтоб на урок хватило силы
Работаем старательно, слушаем внимательно.
Готовность к уроку: на партах - тетрадь, учебник, дневник, карандаш, ручка.
Актуализация знаний:
Перед тем как отправится в поход в страну Знаний, соберем багаж, который может понадобиться в дороге: предлагаю повторить географические термины по теме «Внутреннее строение Земли. Литосфера».
Географический диктант.
( учитель читает определение, учащиеся выбирают из предложенного списка термин и ставят цифру, под которой он записан)
1.Земную кору и верхнюю часть мантии называют…?
2.Внутренняя оболочка земли, которая в переводе означает «покрывало», «плащ»
3.Вещество мантии, насыщенное водяными парами и газами
4. Конусовидная гора, с кратером на вершине
5.Быстрые колебательные движения земной коры, вызванные подземными толчками
6.Прибор, с помощью которого изучают землетрясения.
7. Земная кора, имеющая толщину от 35до 75 км.
8. Место на земной поверхности, расположенное над очагом землетрясения.
(1 слайд)
Список терминов в алфавитном порядке (дополнительный материал)
1--вулкан 2-- горная порода 3 – жерло вулкана
4—землетрясение 5—лава 6--литосфера
7—магма 8—мантия 9-- материковая земная кора
10—минерал 11—метаморфизм 12-- океаническая земная кора
13 -- очаг землетрясения 14—сейсмограф 15-- эпицентр землетрясения
(2 слайд)
Ответы:(Ответы на доске, прикрытые таблицей «Внутреннее строение Земли)
№ 1 - 6, № 2- 8, № 3- 7, № 4- 1,
№ 5- 4, № 6- 14, № 7- 9, № 8- 15
(3 слайд)
Взаимопроверка и оценка достижений.
Желающие поставить оценку – подойдите на перемене
(Критерии на доске)
8 правильных ответов= оценка 5
6-7 правильных ответов=оценка 4
4-5 правильных ответов =3
(поднимите руки, кто справился с заданием на 4и 5Новая тема
1.Постановка учебной задачи
На предыдущих уроках мы познакомились с внутренним строением Земли, узнали, что Земля – это живая планета. Мы выяснили, что вещества, составляющие ядро Земли, мантию и земную кору постоянно находятся в движении и последствия этих перемещений человек видит на земной поверхности.
Назовите, какие явления доказывают, что Земля внутри живая?
(землетрясения, образование вулканов, колебательные движения земной поверхности)
Итак, в результате этих явлений формируются земная поверхность.
Что мы будем изучать на данном уроке?
Ответить на данный вопрос нам помогут представленные перед вами фотографии
Демонстрация слайдов земной поверхности.
? Что отражено с помощью слайдов? (обрыв, вулкан, горный хребет)
Иными словами - земная поверхность
? Что будем изучать?
Земную поверхность.
? Что мы знаем о земной поверхности? Объясните, какая она? (неровная)
?Следовательно, что мы будем изучать?
Ответ - Неровности земной поверхности
Все неровности имеют свою высоту, относительную высоту.
То есть вулкан возвышается над поверхностью ,например, равнины.
?Исходя из этого, что неровности имеют относительные высоты,
что еще мы будем изучать?
Относительную высоту
1а. Закрепление: что изучаем?
Назовите и запишите тему урока ( Неровности земной поверхности)
Запись в тетрадь темы урока
Задание: открыть, прочитать тему, познакомится со структурой параграфа
Определите, верно ли мы выявили тему урока?
(Учащиеся определяют. Что вместо неровности земной поверхности написано «рельеф Земли». Возникает проблема.)? В чем проблема?
Следовательно, нам надо выяснить что такое рельеф?
Существует ли взаимосвязь между понятием неровность земной поверхности понятием рельеф?
Рельеф «=» неровности
Формы рельефа?
Относительная высота?
1б. Закрепление. Осознание задачи урока
2. Открытие новых знаний
1 Что такое рельеф?
Запись в тетрадь
? Найдите определение термина «рельеф»? Что такое рельеф?
Учащиеся зачитывают определение из учебника.
В русский язык термин РЕЛЬЕФ пришел из французского языка «relief», который ,в свою очередь, был заимствован из латинского языка relevare – поднимать, возвышать).
Закрепление: Что такое рельеф?
?Решили ли мы первую задачу?
Физминутка (вкл)
2. Формы рельефа
Запись в тетрадь
Формы рельефа

--------------------------- выпуклые вогнутые -------------------------
* холм *овраг
* *
* *
Задание: работая в паре, выберите из предложенного списка слова и сгруппируйте их в два столбика. Запишите в тетрадь.
Список слов:
овраг, гора, яма, котловина озера, горный хребет, равнина
Демонстрация на доске: по ходу ответа одного ученика учащихся, учитель с помощью скотча формирует два столбика.
? Кто не согласен с данным выбором?
? Объясните свой выбор.
Вывод: формы рельефа бывают с разной высотой, выпуклые над поверхностью и вогнутые.
Закрепление
Используя текст учебника, подпишите недостающие слова в схеме
Равнина? В какую группу?
(выпуклые и вогнутые формы рельефа определяются относительно выровненной поверхности-равнины. Равнина не относится ни к одной группе)3.Относительная высота
Запись в тетрадь
Проблемная ситуация: (слайд)
Представьте, что вы хотите купить домик на берегу реки. Есть информация, что во время весеннего половодья вода поднимается до уровня 2 метров. Зальет ли дом весенняя вода?
? почему вы не можете дать точный ответ не знаете, на какой высоте находится дом)
Для измерения относительной высоты используют специальный инструмент- нивелир.
Демонстрация нивелира?
? Объясните, как устроен простейший нивелир ( слайд)
Задание: Зачитайте план работы по определению высоты вершины холма относительно подошвы холма. (Комментируемое чтение+ рисую на доске)
? Зальет ли домик при половодье (слайд)
? Что такое относительная высота? ( Работа с учебником)
Закрепление
? что такое относительная высота местности, точки?
? что такое нивелир?
Демонстрация современных нивелиров (слайд)
Применение полученных знаний в новой ситуации
Творческое задание
1. Нарисовать холм (листы раздать)
2. Измерить высоту холма.
3.Демонстрация
Включение в систему новых знаний ( повторение)
Сделайте анализ своей работы на уроке: на все ли пункты плана вы нашли ответы
Задайте вопросы своим товарищам.
Что такое рельеф?
Назовите известные вам формы рельефа.
На какие две группы делятся формы рельефа
Что такое относительная высота?
Что такое нивелир?
6.Рефлексия
Задание: «Обведите свою ладошку.
- На мизинце продолжите: Я узнал о...
- На безымянном продолжите: Я сделал…
- На среднем пальце продолжите: Настроение у меня …
- На указательном – продолжите: Я помог …
- На большом пальце – продолжите: Мое самочувствие…
Комментарий
М - (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания, опыт я получил?
Б - (безымянный) - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг?
С - (средний) — состояние духа: какое было сегодня у меня преобладающее
настроение, расположение духа?
У- (указательный) — услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем услужил, порадовал или поспособствовал?
Б — (большой) — бодрость, физическая форма: каким было моё самочувствие?
Подведение итогов урока
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока.
* Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, корректно вели дискуссию и делали выводы.
* Отметить учеников, которые хорошо работали с текстом учебника.
Домашнее задание
параграф ____ внимательно прочитать 2 раза, выучить определения новых слов, 1-2 вопрос,
изготовление простейшего нивелира.