Урок по географии на тему Рельеф Земли. Равнины (5 класс)
Урок 16. Рельеф Земли. Равнины Цели урока: • сформировать общее представление о рельефе и формах рельефа; • сформировать понятие «равнина», раскрыть представление об изменении равнин во времени; • сформировать знания о видах равнин по высоте; • развить умение описывать равнины по плану, создавать образ равнин с помощью различных средств наглядности. Оборудование: физическая карта России, карта полушарий, картины, слайды с изображением равнин, макет равнины, учебник, хрестоматия. Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Рельеф. Горы. Равнины. Впадины. Низменности. Возвышенности. Плоскогорье. Способы действий учащихся: определять по карте виды равнин; описывать равнины по плану; показывать по карте крупнейшие равнины мира; работать с контурной картой. Ценностный компонент урока: раскрыть значимость равнин для жизни и хозяйственной деятельности человека; проследить изменение поверхности равнин под воздействием человека и особенностях их освоения. Работа с учебником: составление плана-конспекта текста параграфа; работа с рубрикой «Шаг за шагом»; работа с текстом и картами учебника, атласом. Тип урока: комбинированный.
Проверка домашнего задания
С чем связано движение земной коры?
Почему возникают землетрясения и извержения вулканов?
Где распространены районы землетрясений и извержений вулканов?
Что такое гейзер? Как человек использует это явление в своей практической деятельности?
Приведите три доказательства, свидетельствующих о движении земной коры.
Покажите на карте, где находятся вулканы Этна, Везувий, Гекла, Фудзияма, Эльбрус, Ключевская Сопка.
Изучение нового материала Урок начинается с формирования понятия «рельеф». С этой целью учащиеся обращаются к тексту учебника (с. 89) и выясняют, что означают понятия «рельеф» и «крупнейшие формы рельефа Земли». Затем в тетради составляют схему.
Объясняя, как образуются горы и равнины, учитель обращает внимание на то, что облик Земли формируется под влиянием как внутренних, так и внешних сил Земли. Далее, используя рисунок 64 учебника, учитель объясняет, как изменяется рельеф во времени, концентрируя внимание на процессе выветривания. Формируя знания о видах равнин, учитель, опираясь на рисунок 65 учебника и определение понятия «равнина», объясняет, как равнины различаются по размерам, характеру поверхности, абсолютной высоте. Используя карту (рис. 66) учебника, учитель проводит анализ этого понятия на примере Восточно-Европейской равнины. Затем учащиеся работают с контурной картой и наносят на нее крупнейшие равнины мира и России. При выяснении, как живут люди на равнинах, учащиеся самостоятельно делают выводы, отвечая на вопросы: почему равнины густо заселены? Чем занимаются жители равнин? Используя рисунок 66 учебника, школьники объясняют, почему 1/5 часть населения России живет на Восточно-Европейской равнине. Следующая часть урока посвящена практикуму «Описываем Восточно-Европейскую равнину по карте», используя план в рубрике «Шаг за шагом» (с. 92). Вначале учащиеся внимательно читают алгоритм деятельности, а затем под руководством учителя выполняют и записывают ответы в тетради.
Домашнее задание 1. Ответить на вопросы 2—5. 2. Выполнить задания 1, 6, 7. 3. Составить план-конспект параграфа (задание 6).