Конспект урока по географии Внутренние воды Евразии
Урок № 55
Тема: Внутренние воды Евразии
Цель: сформировать знания о внутренних водах; дать представление о наибольших водных системах материка; выявить основные черты природы озер; подземных вод и ледников; сформировать умения характеризовать типы рек по их питанию.
Оборудование: физическая карта полушарий, учебник.
Тип урока: комбинированный
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Ход урока:
I.Организационный момент
II.Актуализация опорных знаний
1)В этом климатическом поясе хорошо выражены 4 поры года, которые проявляются в смене погодных условий (умеренный).
2) В этом климатическом поясе зафиксированы рекордно высокие температуры воздуха (тропический).
3) Для этого пояса характерны смены погоды в течение дня, а не в течение года (экваториальный).
4) В этом климатическом поясе температура постоянно низкая (арктический).
5) Самый обширный климатический пояс Евразии (умеренный).
III.Изучение нового материала
На территории материка протекает много рек, которые сыграли важную роль в освоении человеком нашей планеты. История и современное развитие большого количества стран Евразии, неразрывно связаны с большими реками.Реки
Название Бассейн
Дунай, Днепр, Дон, Днестр, Рейн, Висла, Сена Атлантического
Лена, Обь, Енисей, Печора Северно Ледовитого
Янцзи, Хуанхе, Амур, Меконг Тихого
Инд, Ганг, Тигр, ЕфратИндийского
Волга, Урал, Сирдарья, Амударья Внутреннего стока
Ученики ведут записи в тетради
Физкультминутка
Озера Евразии многочисленны и разнообразны по происхождению, размерам и водному режиму. Одни имеют тектоническое строение, другие ледниковое, третьи вулканическое; по водному режиму: сточные и бессточные. По составу: соленые и пресные. Подобно рекам, по территории материка они размещаются неравномерно.
Озера
Виды озер по происхождению котловины Пример
Тектонические Байкал, Мертвое море, Севан, Женевское, Балатон
Карстовые Озера Малой Азии и Балканского полуострова
Реликтовые Каспийское море, Аральское, Балхаш
ЗагатныеСиневир, СарезскоеЛедниковые Ладожское, Онежское, Таймыр
Вулканические Озера Камчатки, Японии, Исландии, Италии
Ученики ведут записи в тетради
Воды в твердом состоянии
Многолетняя мерзлота Ледники Болота
25 % площади Азии. Глубина – от 50 см до 1500 м в направлении запад → восток Покровные
о. Исландия, о. Новая Земля, о. Северная Земля Горные
Гималаи, Куньлунь, Тянь – Шань, Памир, Кавказ, Тибет, Альпы, Скандинавские горы Верховые (тундра, тайга)
Переходные
Низинные (Центральная и Южная Азия, Южная Европа)
IV.Усвоение новой темы
Учащиеся выполняют задания.
Вставьте пропущенные слова и закончите предложение:
1.Внутренне воды распределяются по территории материка ….. (неравномерно).
2.Речная система наиболее густая на окраинах материка, за исключением ….. (Юго – Западной Азии).
3.Самые большие реки материка расположены в Азии. Большинство из них несут свои воды в ….. (Тихий океан).
4.В большей степени, чем где – либо в мире, на материке распространена многолетняя …. (мерзлота).
5.Самое глубокое озеро в мире – это …(Байкал).
V. Итог урока
VI. Домашнее задание § 48