Конспект урока географии по теме Географическое положение. История исследования Евразии (7 класс)

Урок № 54 _____________
Тема: Географическое положение. История исследования Евразии
Цели:
Образовательные - охарактеризовать географическое положение и величину Евразии; показать изрезанность береговой линии; уметь составлять характеристику географического положения.
Развивающие – способствовать развитию умений и навыков работы с географической картой; изучить историю освоения материка.
Воспитательные – познакомив учащихся с особенностями географического положения обеспечить воспитание мировоззренческих взглядов и представлений.

Оборудование: Физическая карта Евразии, атласы, контурные карты.

Тип урока: получение новых знаний.

Организационный план урока: Хронометраж, t,мин:
1. Организационный момент 2
2. Изучение нового материала 32
3. Закрепление изученного материала 5
4. Подведение итогов урока 3
5. Рефлексия 2
6. Домашнее задание 1

Ход урока
I. Организационный момент
Эпиграф к уроку «Чтобы понять, что небо везде синее, не надо совершать кругосветного путешествия». Иоганн Гёте

II. Изучение нового материала
Ребята, вот мы и подошли к открытию и исследованию последнего из шести материков – Евразия. С сегодняшнего урока вы начнете открывать для себя этот материк. Узнаете о его природе, своеобразии органического мира, о странах и народах, населяющих Евразию.
Итак, пришло время открыть для себя Евразию. Тем более, что вы уже умеете открывать материки.
Ребята, давайте вспомним, какие материки вы уже открыли, изучили? (Ответы детей)
А сейчас я вам предлагаю игру: по характеристике определите, о каком материке идет речь.
1. Самый жаркий материк. Занимает второе место по площади. Экватор проходит почти посередине (Африка).
2. Самый маленький материк по площади. Самый сухой материк. Самый удаленный материк (Австралия).
3. На материке протекает много полноводных рек. Самый влажный материк. Здесь расположена самая длинная горная цепь на суше (Южная Америка).
4. Этот континент открыли Лазарев и Беллинсгаузен. Здесь нет ни одного государства. Материк, покрыт слоем льда (Антарктида).
5. Часть этого континента принадлежала России. Здесь самая изрезанная береговая линия. Этот материк лежит в северном и западном полушариях (Северная Америка).
- Молодцы, ребята!
Евразия – самый разнообразный по условиям материк.
- Как вы думаете почему?
Евразия занимает 1/3 всей суши. По площади (54 млн км2) она равна Африке и Северной Америке вместе взятым. Евразия – величайший материк на Земле, материк на котором мы с вами живем.
- Что такое Евразия?
Это Европа + Азия.
Из двух частей возник.
Самый большой материк.
Итак, мы выяснили, что Евразия – это материк, состоящий из двух частей света.
- Ребята, кто из вас может сказать, что такое «часть света»?
- Назовите части света Евразии. Где проходит условная граница между Европой и Азией? (Работа с картой, ответы детей)
А теперь попробуем определить ГП материка. Вы уже умеете это делать (самостоятельная работа учащихся с картами атласа: физическая и климатическая карты Евразии). Для определения ГП используйте план описания (на доске):
1. Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков, полярных кругов, нулевого меридиана.
2. Найдите крайние точки материка, определите их координаты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.
3. В каких климатических поясах расположен материк.
4. Определите, какие океаны и моря омывают материк.
Береговая линия Евразии
Евразия – единственный материк, берега которого омываются водами всех океанов Земли. Обратите внимание на рис. 364 с. 150.
- Что вы можете сказать о береговой линии Евразии? (Ответы детей. Береговая линия сильно изрезана)
Задание учащимся: найдите на физической карте Евразии моря, заливы, проливы, острова, полуострова берегов Евразии и нанесите объекты на контурную карту.
- Какие вы знаете моря Атлантического океана, омывающие Евразию?
- Какие полуострова омывает Средиземное море?
- Какие моря Северного Ледовитого океана омывают Северную Европу?
Это нужно знать:
- Самый большой остров у берегов Евразии – Великобритания.
- Самый большой полуостров – Аравийский.
- Самое большое по площади море – Средиземное.
- Самое мелкое море – Азовское.
- Самый большой залив – Бенгальский.
- «Цветные моря» - Черное, Красное, Желтое, Белое.
Исследование, изучение и открытие материка
Ребята, вспомните, какой материк является прародиной человека? (Африка). Евразия также является прародиной человека. Люди здесь жили всегда. Здесь существовали древние цивилизации, появилась наука география. Европейцы активно изучали свою планету, открывали и исследовали новые земли огромного континента.
Наиболее известны путешествия Марко Поло в Китай, Афанасия Никитина – в Индию, изучение Сибири Великой Северной экспедицией. Труднодоступные, удаленные от населенных территорий Европы высокие горы Тянь-Шаня, Кунь-Луня, суровые пустыни Центральной Азии были исследованы русскими учеными: П.П. Семеновым-Тян-Шанским, Н.М. Пржевальским, П.К. Козловым, В.А. Обручевым и др.
Физминутка (ориентируемся в классе: Север, Юг, Запад, Восток. Достали частичку солнечного тепла и подарили друг другу).
Задание учащимся: используя текст учебника с. 151 – 153 заполните таблицу.
Имя исследователя
Время исследования
Заслуги и достижения






III. Закрепление изученного материала (опрос учащихся)
- В каких полушариях расположена Евразия?
- Чем отличается Евразия от других материков Земли?
- Какие части света выделяются в Евразии?
- Назовите внутренние моря.
- К какому материку Евразия расположена ближе всех?
- Крайняя южная точка Евразии.
- На каком полуострове находится мыс Дежнева?
- Какой пролив разделяет Европу и Африку?
- Кто руководил Камчатской и Великой Северной экспедицией?

IV. Подведение итогов урока
- В заключении давайте сделаем вывод, доказав высказывание «Евразия – величайший массив суши».






V. Рефлексия (Образная)
Выберите смайлик, выражающий ваше мнение (по поводу урока).
Вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.


Вы считаете, что научились, но вам еще нужна помощь.


Вы считаете, что было трудно на уроке.



VI. Домашнее задание
Изучить § 49, знать номенклатуру Евразии: крайние точки, моря, заливы, проливы, острова, полуострова.

Евразия – величайший массив суши

1) Занимает 1/3 всей суши
2) Площадь составляет 54 млн км2
3) Вместе с островами Евразия расположена во всех четырех полушариях