Современный Урок по истории на тему: Соседи восточных славян
Разработка урока по истории
Разработать урок истории по произвольно выбранной теме из школьной программы. Разработка оформляется по приведенному ниже плану.
Класс, дата, предмет: 6 класс, 22 сентября, Истории России с древнейших времен до конца XVI века.
Тема урока: Соседи восточных славян.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Вид урока: урок-лекция.
Цели урока: рассказать о соседях славян, их местонахождении, занятиях, уровне развития, религиях и отношениях со славянами.
План:
Проверка домашнего задания
Жители лесной полосы Восточной Европы
Тюркский и Аварский каганат. Хазарский каганат
Волжская Булгария и Византия
Оборудование: карта расселения восточных славян; карты «Расселения восточных славян», «Византийская империя и славяне»
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Проверка домашнего задания
(10 минут)
Вопросы учителя:
1. Каковы были основные занятия восточных славян?
2. С кем преимущественно воевали восточные славяне?
3. Какова была организация восточных славян?
Ответы учеников:
1. Основным занятием восточных славян было земледелие. Выращивали: рожь, ячмень, просо, капусту, морковь, свеклу, редьку. На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали и они высыхали. На следующий год срубленные деревья и пни сжигали и в золу сеяли зерно. Убирали урожай при помощи серпов. Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга, заступ и борона-суковатка. В южных района ведущей системой земледелия был перелог. В качестве основных орудий труда использовали рало, позднее деревянный плуг. С земледелием тесно связано скотоводство. Важное место в хозяйственной системе восточных славян занимали охота, рыболовство и бортничество. Мед, воск и меха были основными предметами внешней торговли. Ремесло зависело от погодных условий. Большое распространение получила обработка металла и гончарное ремесло.
2. С кочевыми народами
3. Основу общественного строя составляла сначала родовая, а затем соседская община. Рост населения и совершенствование орудий труда привели к распаду племен на несколько родственных. Они селились в небольших поселках, которые объединялись в союзы. Их возглавляли вожди, стоявшие выше племенных князей. Вождь или князь возглавляли военную дружину. Важнейшими элементами политической организации были совет старейшин и вече-общее собрание свободного мужского населения
Жители лесной полосы Восточной Европы
(7 минут)
Слова учителя:
До заселения лесной части Восточной Европы, она была заселена другими племенами-финно-угорскими. На северо-западе жили балты. Особенности хозяйства и быта этих народов были связаны с трудными климатическими условиями, поэтому жители вместе с земледелием занимались скотоводством и собирательством, были знакомы с железом. Жили они в полуземлянках, недалеко от них строились городища-укрепленные территории, защищенные вилами. Славяне заселяли эти земли мирным путем. Такое освоение приводило к смешению их с местными племенами. Земли было много, и конфликтов не возникало.
Вопрос к классу: «Как называется такой процесс миграции?»
Ответы учеников:
Такой процесс миграции называется колонизация
Тюркский и Аварский каганат. Хазарский каганат
(6 минут)
Слова учителя:
Кроме этих народов славяне сталкивались и с другими племенами, которые находились на более высокой степени развития-они имели государственность и монотеистическую религию. С Волги до Азии простиралось могущественное государство – Тюркский каганат. Глава государства-каган, подчинивший себе более мелких ханов. Но в 7 в. Тюркский каганат распался. Другим могущественным государством в 6-8 вв. был Аварский каганат, созданный племенем аваров.
Вопрос к классу:
«Как вы думаете, каково было основное занятие населения этих протогосударств?»
Ответы учеников:
Кочевое скотоводство
Волжская Булгария и Византия
Слова учителя:
Соперником Хазарского каганата стало мощное государство, простиравшееся от Кубани до Днепра-Булгария. В результате поражения часть булгарских племен ушло на Дунай, где создали государство Болгария. Другая часть переселилась на Волгу и Каму, создав государство Волжскую Булгарию, подчинившая себе местные племена-башкир. Из кочевников они превращались в оседлые племена, обучаясь земледелию. В 10 в. они приняли ислам.
Вопрос к классу:
«Как вы думаете, какой был самый могущественный сосед у восточных славян?»
Слова учителя:
Это была могущественная империя со столицей в Константинополе (Царьграде), население которой исповедовало православие. Домашнее задание: Данилов параграф 1
Ответы учеников:
Византия
Список литературы
Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс. М.:ВАКО,2012.-208с.-(В помощь школьному учителю).
Учебник История России 6 класс Торкунова ФГОС Авторы: Арсентьев Н.М., Данилов А.А., А. В. Торкунова Издательство: Москва, Просвещение Год: 2016 Страниц: 128 стр. (1 часть, 2 часть).