Урок Природные зоны Евразии

Технологическая карта урока географии.
Школа: МКОУ СОШ с УИОП № 2 г. Советска Кировской области
Учитель высшей категории: Прокопчук Светлана Владимировна
Класс- 7
Тема урока: Природные зоны Евразии
Предметная цель: Организовать деятельность учащихся по
восприятию, осмыслению и первичному запоминанию
новых знаний по природным зонам Евразии и
способов деятельности.
Триединая дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока
новой учебной информации.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Образовательная цель: Способствовать формированию представления о природе
Евразии, представителях животного и растительного мира
природных зон материка.
Развивающие цели: Способствовать развитию познавательного интереса,
психических процессов (мышление, речь,
творческое воображение), умению работать с картой,
учебником, дополнительными источниками
информации, отбирать необходимые сведения для
решения познавательных задач.
Воспитательные цели: Способствовать воспитанию умения работать в коллективе,
чувство ответственности, взаимопомощи.
Методы обучения: репродуктивный, частично- поисковый, исследовательский.
ФОПД: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Ожидаемый результат:
1 уровень: Знать особенности природных зон Евразии.
2 уровень: То же, что и первый уровень + объяснять своеобразие природы
Евразии.
3 уровень: То же, что первый и второй уровень + оценивать природу
отдельных частей материка.
Оборудование: Карта природных зон мира и Евразии, раздаточный материал, интерактивная доска, компьютер
Средства обучения:
1.География-наш дом Земля: материки, океаны, народы и страны. 7класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенёв-М.:Дрофа, 2008г.
2.Рабочая таблица.
3. Географический атлас для 7 класса.
4.Технологическая карта.
5. Раздаточный материал.
6. Энциклопедии, справочники.
Логика урока: мотивация- актуализация- целеполагание- организация
восприятия- организация осмысления- первичная проверка
понимания- организация первичного закрепления- анализ-
рефлексия.
Структура урока:
Организационный момент.
Целеполагание и мотивация.
Актуализация.
Усвоение нового материала.
Закрепление нового материала.
Рефлексия.
Д/З

Модель урока.
Этап урока
цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результат

I.Организа-ционный момент








Организовать класс, настроить на работу.
Здоровается с учащимися, настраивает на работу, предлагает сесть по группам и проверить готовность рабочего места к уроку.
Привет-ствуют учителя. Проверяют готовность к уроку
Доброжела-тельный настрой на урок, готовность класса к уроку, быстрое включение в деловой режим.

II. Подготовительный этап:

1.Целепола-гание и мотивация
Обеспечить мотивацию, поставить цель работы.
Совместно с учащимися формулирует тему и цели урока.
Предлагает вспомнить, что называется природной зоной, широтной и высотной зональностью.
.
Вместе с учителем определяют тему и цели урока.
Дают определения.
Сформули-рованы тема и цели урока.
Учащиеся включены в активную учебную деятель-ность.

2.Актуализа-ция знаний





















Подготовить детей к восприятию новых знаний на основе уже имеющихся, провести коррекцию и ликвидировать пробелы в знаниях.
Задает вопросы:
-Назовите природные зоны материка.
-Какие природные зоны материка протягиваются с запада на восток по широте по всему материку?
-В каком климатическом поясе смена природных зон происходит не только с севера на юг, но и с запада на восток?
-Назовите природные зоны умеренного пояса.
Какая из них занимает большую площадь?
-Почему в умеренном и субтропическом поясах на западе и востоке материка расположены лесные зоны, а внутри материка появляются безлесные пространства.?
Отвечают, работают с атласом


Дети настроены на восприятие новых знаний на основе изученного ранее материала.













III. Изучение нового материала










Осознать и осмыслить блок новой учебной информации.
Работа в группах. Каждой группе дано задание:
-Изучить природные зоны и представить информацию в виде презентации.

Задаёт вопросы после просмотра презентации.
Показывают
презентацию природных зон.
Записывают краткую информацию в таблицу.
Отвечают на вопросы.
Дети познакоми-лись с природой Евразии, представи-телями животного и раститель-ного мира природных зон.

IV.Первич-ная проверка понимания
Проверить понимание изученного материала
Предлагает задание на проверку усвоения изученного материала: отнести растения и животных в соответствующую природную зону.
Работают в группах.

Проведена проверка на понимание изученного материала

V.Закрепле-ние








Закрепить знания и провести коррекцию

1. Предлагает текст на обобщение изученного материала и просит заполнить пропуски.
2. Проверяет уровень усвоения материала: тест.
Работают в группах


Индивидуальная работа- выполняют тест
Проведено закрепле-ние материала:
на усвоение, обобщение и системати-зацию знаний.

VI.

Подведение итогов урока. Рефлексия






Подвести итог урока
Предлагает подвести итог урока, сделать вывод о результативности своей работы на уроке.
Оценки за урок

Подводят итог.
Анализируют уровень своих достижений.
Подведён итог урока

VII.Д/З
Дать задание на дом и объяснить
Предлагает выбрать домашнее задание:
-Кому сегодня тема показалась трудной выполните следующее задание:
§50 в.5, р.т. с.78 №33-37
-А если вас заинтересовала эта тема и вы хотите глубже проработать ее, выполните следующее задание:
§50 в.5;
р.т. с.78
на «4» №33-39
на «5» №33-40
Записывают д/з в дневник
Дан
инструк-таж о выполне-нии д/з



Конспект урока:


Подготовка к уроку:

Учащиеся делятся на 5 групп ( «Безлесные пространства арктического и субарктического пояса»; «Леса умеренного пояса»; «Степи, саванны и редколесья»; «Леса субтропического, субэкваториального, экваториального поясов»; «Пустыни и области высотной поясности»), каждой группе даётся задание - исследовать природные зоны и подготовить отчёт в виде презентации по плану:

1. Название.
2. Географическое положение.
3. Климатические условия.
4. Почвы.
5. Типичные растения.
6. Типичные животные.

Презентация не больше 5 минут.




Ход урока:
Организационный момент
Проверка готовности к уроку.

II. Целеполагание и мотивация.

Сегодня наш урок пройдёт под девизом:
«О сколько нам открытий чудных
готовит просвещения дух»
А.С. Пушкин

-Посмотрите на рисунки на доске. Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?
-Тема урока: Природные зоны Евразии.

-Назовите цель урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с природными зонами Евразии. Познакомимся с животным и растительным миром этого удивительного материка.
-Для того, чтобы успешно работать на уроке мы должны вспомнить, что называется природной зоной, широтной и высотной зональностью.

Дайте определение:
- Что называется природной зоной? (Природная зона- крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительного и животного мира.)

-Что называется широтной зональностью? (Широтная зональность закономерная смена природных зон от экватора к полюсам по мере уменьшения солнечного тепла и неравномерного увлажнения.)

-Что называется высотной поясностью? (Высотная поясность – это закономерная смена природных условий, природных зон, ландшафтов в горах)


III.Актуализация
Откройте атлас, природные зоны Евразии, страница 41

- Назовите природные зоны материка.
- Какие природные зоны протягиваются с запада на восток по широте по всему материку?
- В каком климатическом поясе смена природных зон происходит не только с севера на юг, но и с запада на восток?
-Назовите природные зоны умеренного пояса, какая из них занимает большую площадь?
- Почему в умеренном и субтропическом поясах на западе и востоке материка расположены лесные зоны, а внутри материка появляются безлесные пространства?




IV. Изучение нового материала:

Организация работы:
Взяли таблицу, подписали число 17 марта, тему урока «Природные зоны Евразии».
Сегодня на уроке будете работать в группах. Каждой группе дано задание: Исследовать природную зону и представить презентацию данной природной зоны. Остальные внимательно слушают презентацию и заносят информацию в таблицу.
Название природной ЗОНЫ

ГП
Климатические условия
Почвы
Типичные растения

Типичные животные














Учитель: Природную зону с которой мы познакомимся С. Цвейг назвал «Страна белой смерти», а Ф. Нансен её назвал «Страна льда и тьмы». Как вы думаете, как называется эта природная зона?
Мы узнаем ещё об одной природной зоне - её название происходит от слова
« тунтури», что в переводе с языка народа саами означает «сопки»- невысокие вершины, которые не покрыты лесом. Как называется эта природная зона?

Презентация 1 группы «Безлесные пространства арктического и субарктического пояса».

Вопрос для группы по зонам арктических пустынь и тундры
- Укажите черты сходства и различия в расположении и составе природных зон арктических пустынь и тундры Северной Америки и Евразии.



Учитель: Полная краса всякой местности состоит в соединении воды с лесом. Природа так и поступает: реки, ручьи и озёра почти всегда обрастают лесом или кустами. Исключения редки. В соединении леса с водою заключается другая великая цель природы. Леса- хранители вод: деревья закрывают землю от палящих лучей летнего солнца, от иссушительных ветров; прохлада и сырость живут в их тени и не дают иссякнуть текучей или стоячей влаге. («Лес» С.Аксаков). Знакомимся с природной зоной леса умеренного пояса.

Презентация 2 группы «Леса умеренного пояса».

Вопрос для группы- природная зона «леса умеренного пояса»
- Укажите черты сходства и различия в расположении и составе природной зоны тайги Северной Америки и Евразии?
(тайга Северной Америки протянулась на 5 тыс. км., а в Евразии от Скандинавского п-ва до Тихого океана. На севере Европы преобладают еловые леса, на севере Северной Америки еловые леса с лиственницей канадской. Животные Северной Америки - типичны американские виды тех же родов, что и в Евразии.)


Учитель: Это - волнующее море трав, где порой на далёком расстоянии не встречается ни одного деревца, ни одного кустика. Как называется природная зона?

Вот как описывает степь В.К. Арсеньев:
« Степь казалась удивительным ковром, сотканным рукой большого художника, сумевшего создать необыкновенный рисунок, яркий, живой, неповторяющийся. Но ковёр этот не оставался недвижимым. При малейшем ветерке травы приходили в движение и склонялись по воле ветра мягкими волнами, которые быстро перебегали, захватывая всё новые грядки травы; волны бежали в даль и пропадали где-то за линией горизонта.




Презентация 3 группы «Степи, саванны и редколесья».

Вопрос для группы – «природная зона -степи»
- Укажите черты сходства и различия в расположении и составе степей Северной Америки и Евразии?

Учитель: Растут по видовому составу разнообразные, многоярусные леса. Леса субтропического, субэкваториального, экваториального поясов.

Презентация 4 группы «Леса субтропического, субэкваториального, экваториального поясов».


Вопрос для группы « леса субтропического, субэкваториального, экваториального пояса».

- Почему в субтропическом поясе на западе и востоке материка расположены лесные зоны, а в центре материка появляются безлесные пространства?

Учитель: В этой природной зоне днём встретить животное довольно сложно, растительность скудная, растёт очагами. Как называется эта природная зона?


Презентация 5 группы «Пустыни; области высотной поясности».

Вопрос для группы – «зона пустынь»
- Назовите отличия пустыни тропического и умеренного пояса?


5 группе было дано дополнительное задание- подготовить презентацию –области высотной поясности.


Лучше гор могут быть только горы. В. Высотский.

Горы, заметно возвышаясь над земной поверхностью, представляют своеобразную особенность пейзажа и часто отличаются значительными размерами. Но не только физические свойства придают им ту привлекательность, всегда прельщавшую человека. Горы считаются островами, населёнными свойственными им видами и часто изолированные от окружающего мира.

Презентация «Области высотной поясности».
Вопрос для группы- «области высотной поясности».

Вопрос: Закончите предложение:
В горах смену растительности и животного мира определяет .. местности.




Закрепление
1.
Каждая группа получает карточку с названиями растений и животных.
Задание: отнести животных и растения в соответствующую природную зону
Если учащиеся не знают об этом представителе органического мира и затрудняются в выборе его природной зоны, они могут воспользоваться учебником с. 292. Параграф 50.


1 группа
Задание: отнести животных и растения в соответствующую природную зону

1.мхи, лишайники, камнеломки, полярные маки;-
солянка, саксаул, финиковая пальма.-
Песец, волк, олень; -
орангутанг, носорог, слон.-

2 группа
Задание: отнести животных и растения в соответствующую природную зону
2.магнолия, камелия, камфорный лавр;-
ковыль, типчак, тонконог.-
Бамбуковый медведь, гималайский медведь.-
3 группа
Задание: отнести животных и растения в соответствующую природную зону
3.Сосна, пихта, лиственница; -
дуб, граб, бук;-
Лось, бурый медведь;-
черепаха, тушканчики, суслик.-

4 группа
Задание: отнести животных и растения в соответствующую природную зону
4.различные злаки, тиковое дерево, саловое дерево; -
каменный дуб, мирт, земляничное дерево-
Верблюды, лошадь Пржевальского;-
песец, лемминг.-

5 группа
Задание: отнести животных и растения в соответствующую природную зону
5.Ель и дуб, берёза, осина; -
цитрусовые, чайный куст.-
Морж, тюлень, белый медведь.-





2.

Каждая группа получает текст и задание: заполнить пропуски:

1 группа:
1.Природные зоны на большей части материка вытянуты с _______ на ________. На севере материка природные зоны ________, ______ тянутся _________ полосой. А природные зоны __________, __________, _________, ____________, ________, ___________,__________ не имеют вытянутой формы.



2 группа
2.В умеренном климатическом поясе расположено несколько природных зон ________, __________, __________, ________, _________, но большую площадь среди них занимает __________. В умеренном климатическом поясе лето ________и _________, чем в субарктическом, благодаря чему появляется древесная растительность.

группа
3.На западе и востоке материка расположены зоны _________, а внутри материка появляются зоны _________, __________. Такое расположение объясняется _______ количества осадков от окраин материка, увеличением ________ климата к внутренним частям.

4 группа
4.Зоны пустынь и полупустынь расположены в нескольких климатических поясах ____________________. Пустыни тропического и умеренного пояса отличаются _________. В пустынях тропического пояса растительность __________, животный мир ______________, чем в пустынях умеренного пояса.

5 группа
5.В горах смену растительности и животного мира определяет ______ местности. Области высотной поясности в Евразии занимают _______ площади материка. Самое большое количество высотных поясов находится в горной системе ___________.

3.

Тест
1 вариант
Определить соответствие :
а) Арктические пустыни; б) Тундра; в) Тайга;
г) Широколиственные леса; д) Степи;
1. Наибольшая по площади природная зона Евразии.
2. Зона состоит из хвойных деревьев: сосна, ель, кедр, лиственница. Почвы подзолистые.
3. На территории зоны произрастают такие деревья как клён, вяз, дуб, граб, бук. Почвы: серые лесные, бурые лесные.
4. Характерны моховая и лишайниковая флора, а также произрастают кустарнички и карликовые деревья. Природная зона заболочена.
5. Преобладают открытые равнинные ландшафты. Произрастают различные злаки: ковыль, типчак и др. Распространены чернозёмы и каштановые почвы. Эта зона почти полностью распахана.
6.Лето короткое, холодное. Зима долгая, суровая. Растительность почти отсутствует, есть только лишайники и мхи. Жизнь животных связана с морем: белый медведь, тюлень.




2 вариант
Определите соответствие:
А)пустыни умеренного пояса б) жестколистные вечнозелёные леса и кустарники
В)Переменно- влажные муссонные леса Г)тропические пустыни
Д)Саванны Е)Влажные экваториальные леса
1.Растут полыни, растения эфемеры. Много пресмыкающихся и членистоногих.
2.Растут: магнолия, лавр, бамбук. Обитают тигры, гималайский и бамбуковый медведи, человекообразные обезьяны.
3.Лето-жаркое, сухое; зима тёплая, влажная. Растут лавры, оливы. Выращивают виноград, цитрусовые.
4.Самый сухой и жаркий климат в этой природной зоне. Выращивают финиковую пальму.
5.Эта природная зона располагается во внутренних районах Индии и Китая. Здесь растут тиковые, саловые деревья. Обитают слоны, носороги.
6.В этой зоне растут 45 тысяч видов растений. Обитают орангутанги, тигры, леопарды. Расположена на островах.

Рефлексия.
- Что нового мы узнали сегодня на уроке?
- Сделайте вывод о результативности своей работы на уроке. Для этого прочитайте цели урока и решите, можете ли вы дать ответ на вопросы
а. Без опоры на записи в тетради (высокий уровень).
б. С опорой на записи в тетради (средний уровень).

Оценки за урок

Домашнее задание:
Записываем домашнее задание:
Кому сегодня тема показалась трудной - выполните следующее задание:
Д/з параграф 50 в.5
Работа в тетради стр.78
на «3» № 33-37
А если вас заинтересовала эта тема и вы хотите глубже проработать ее, выполните следующее задание:
Д/з параграф 50 в.5
Работа в тетради стр.78
на «4» №33-39
на «5» №33-40









15