Урок в 8 классе с использованием новых технологий. степи и лесостепи Казахстана.
Тема: Лесостепи и степи Дата:
41 урок
Класс 8ые
Ожидаемые результаты урока Знать:
1.Принципы выделения природных зон.
2.Особенности природных зон Казахстана.
3.Хозяйственную специализацию ПЗ.
4.Экологические проблемы ПЗ.
Уметь:
Находить и показывать ПЗ на карте.
2. Давать характеристику ПЗ по плану.
3.Устанавливать зависимости между компонентами ПЗ.
4. Давать оценку экологическим проблемам и предлагать пути их решения.
Цели урока Углубить знания о закономерностях размещения данных природных зон.
Развивать у учащихся познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний и применение их в учебной деятельности.
Воспитывать чувство ответственности, бережного отношения к родной природе.
Тип урока Изучение нового материала
Вид урока урок - исследование
Методы Частично поисковый, словестный, приемы критического мышленяФорма работы Групповая, парная индивидуальная, фронтальная
Оборудование Физическая карта Казахстана, атлас, презентация, карточки, гербарий, флипчарт, кюй курмангазы, икт
Межпредметная связь биология
время Этап/ деятельность ресурсы
Орг момент.
3мин Приветствие
Однажды Сократ, окружённый учениками, поднимался к храму. Навстречу им спускалась известная афинская гетера. “Вот ты гордишься своими учениками, Сократ, - улыбнулась она ему, - но стоит мне только легонько поманить их, как они покинут тебя и пойдут вслед за мной”. Мудрец же ответил так: “Да, но ты зовёшь их вниз, в тёплую весёлую долину, а я веду их вверх, к неприступным, чистым вершинам”.Вот и мы с вами сегодня должны подняться на одну ступеньку вверх, “преодолевая” задачи, которые будут рассмотрены на сегодняшнем уроке, тему которого вам нужно расшифровать.
Попробуйте расшифровать тему урока с помощью «мобильной связи».
6(2); 6(3); 3(2); 5(4); 4(1); 0; 4(4); 3(2); 6(2); 5(3); 6(2); 6(3); 3(2); 5(4); 4(1)
Давайте откроем тетради, запишем сегодняшнее число и тему урока.
Постановка цели урока флипчарт
Проверка д.з6 минут Проверка домашних заданий – Стратегия «Думай – Объединяйся - Делись»
Работа в парах (на обдумывание 1 минута)
№1 – карточка с вопросом: «Всякое растительное сообщество является неотъемлемой частью ландшафта…»,- Л.С. Берг. Дать характеристику растительного мира Казахстана.
№2 - карточка с вопросом: Как вы считаете: влияет ли высотная поясность на растительный и животный мир горных районов. Обоснуйте свой ответ;
№3 - карточка с вопросом: Какие климатические факторы способствуют формированию растительного и животного мира;
№4 – карточка - задание группе «Критиков»: дополнить или исправить ответы одноклассников 1, 2, 3 групп одноклассников;
№5 - карточка - задание группе «Экспертов»: Определить уровень правильности ответов и, аргументируя, оценить работу групп. карточки
2 минуты
10 минут Люблю мой край!
Как странно это слышать:
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее, солнце выше,
И в цвет сирени здесь окрашен май!
И этот удивительный край – Казахстан. Богата и разнообразна природа нашей необъятной Родины. Чтобы правильно использовать ее природные богатства, нужно знать и любить свою Родину.
Чем определяется положение природных зон, какие факторы их формируют? Какие природные зоны расположены на территории республики? использование атласа
Творческие задания: Экспедиции по природным зонам «Лесостепь и степь».
Во время работы групп звучит куй Курмангазы «Сары Арка».
Деление на группы степи-лесостепиКарточки - задания Картографы:
А) Определить географическое положение зоны. В какой части Казахстана находится зона?
Б) Указать площадь и протяженность природной зоны.
В) Назвать и показать у карты крупные реки природной зоны.ГеологиА) Какова тектоническая структура данных территорий?
Б) Под влиянием, каких факторов формировался современный рельеф?Климатологи
А) Определите климатический пояс, в котором расположена зона.
Б) Определите среднюю температуру самого холодного и самого жаркого месяца.
В) Определите годовое количество осадков на данной территории.
Почвоведы А) Каков почвенный покров территории?
Б) Какой тип почвы преобладает на территории зоны?
В) Какое количество гумуса характерно для этих почв?
БиологиА) Указать разнообразия растительного покрова зоны. Б) Используйте гербарии
В) Указать многообразия видового состава животных зоны.
Экологи
С помощью приема фишбоун, назвать причины и решения экологических проблем данной природной зоны.
Другая группа должны подготовить 1 вопрос 1 замечание 1 пожелание
После отчетов групп, демонстрация видео – фрагмента «Природа Казахстана» Карточки с заданием для групп
Кюй степь курмангазы2 минуты
6 минут Физминутка,(танцы сидя)
далее защита групп регламент 3 минуты 2 минуты А ты знаешь что..?! Да лаадно!?! Зарепление3 минуты 1 Растительность этой зоны ковыль типчак. 500 мм О
2 Почвы: черноземы, серые лесные Лось Л
3 Степное животное Осина Ц4 Лесостепное животное 300 мм Д
5 Количество осадков лесостепной зоны Суслик О
6 Количество осадков степной зоны Степь Я
7 Растение степной зоны Ковыль Е
8 Растение лесостепной зоны Лесостепь М
Я Молодец!
2 мин
Рефлексия Оценивание(факт, причина, следствие)
2 звезды одно пожелание
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь! 3мин
Дом. задание Задание всем! На К-К нанести зону степей и лесостепей«3» Подготовиться к устному опросу по параграфу.
«4» Подготовить сообщение или (презентацию) о растениях и животных лесостепной и степной зон, занесенных в Красную Книгу Казахстана.
«5»Написать РАФТ
Р(оль).
А(удитория)
Ф(орма)
Т(ема)
Р- турист, журналист, инопланетянин
А- отчет президенту, разговор по телефону, воспоминания( сам себе)
Ф-диалог, анекдот, сказки
Т- Лесостепи и степи Казахстана флипчарт
Факт Причина Следствие
Факт Причина Следствие
Факт Причина Следствие
Факт Причина Следствие
Факт Причина Следствие
Факт Причина Следствие
Факт Причина Следствие
№ п/п План ответа Лесостепи Степи
1 Географическое положение природной зоны На севере Казахстана, протянулись с запада на восток Южнее зоны лесостепей протянулись с запада на восток
2 Климатические условия T января – (-24)
T июля – (+24)
Кол-во осадков 500 мм T января – (-24)
T июля – (+24)
Кол-во осадков 300 мм
3 Почвенный и растительный покров Черноземы, серые лесные. Растительность: березовые колки, ольха, рябина, осина, кустарники: боярышник, шиповник, черемуха. Черноземы, сухие каштановые. Растительность: травянистая (полынь, ковыль, типчак), по долинам рек кустарники и деревья.
4 Животный мир Лисы, лоси, маралы, волки, зайцы, косули, суслики, тушканчики. В долинах рек: бобры, ондатры, выдры. Лисы, волки, зайцы, косули, суслики, тушканчики, змеи, ящерицы.
5 Использование в хозяйстве Лесозаготовки, пашни – выращивание зерновых и технических культур, пастбища – КРС, мараловодство, коневодство Растениеводство – зерновые и технические культуры с использованием поливные, бахчевые культуры, на пастбищах - овцеводство, КРС, коневодство
6 Экологические проблемы и их решения Проблемы: ветровая эрозия на распаханных почвах, оскуднение почв, вырубка лесов.
Решения: изменение технологий обработки почвы, внесение удобрений, расширение сети лесонасаждений и воспроизводства леса на вырубленных плантациях. Проблемы: ветровая эрозия на распаханных почвах, оскуднение почв.
Решения: изменение технологий обработки почвы, внесение удобрений.