Доклад на секции учителей начальных классов Реализация здоровье сберегающих технологий в начальной школе


Реализация здоровье сберегающих технологий в начальной школе
ЧТО ТАКОЕ «ЗДОРОВЬЕ»?Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Строго объективных критериев, дифференцирующих понятия «болезнь», «здоровье», пока нет. Остановимся на определении, где здоровье определяется как состояние полного физического, психического и социального благополучия.
ЗОЖЧеловек должен овладевать искусством здоровой жизни, уметь вести здоровый образ жизни. Понятие ЗОЖ включает в себя следующие блоки:- режим труда и отдыха.- физическая активность и закаливание.- рациональное питание.- психогигиена и психопрофилактика.- создание благополучной для человека окружающей среды.ЗОЖ - это форма и способы повседневной жизни человека, которые приводят к совершенствованию резервных возможностей организма, успешному выполнению сознательной и профессиональной функции, способности к профилактике наиболее распространенных заболеваний.направления работы школы по ведению здорового образа жизни
В своей педагогической деятельности мы все больше осознаем, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.Соблюдение санитарно-гигиенических норм в общеобразовательном процессе, повышение качества преподавания физической культуры, проведение профилактических мероприятий по ведению здорового образа жизни – вот немногий перечень направлений работы школы по этому вопросу.При поступлении детей в школу одним из факторов, препятствующих нормальному протеканию адаптации к новым условиям, следовательно ведущим к нарушению здоровья, является снижение двигательной активности почти наполовину. Даже младшие школьники проводят в подвижных играх, беге, ходьбе не более 20% времени суток, хотя именно для них характерна плохая переносимость статических нагрузок: их организм более адаптирован к кратковременным динамическим нагрузкам.Для успешного освоения учебной программы ребёнку нужна повышенная умственная работоспособность, а необходимость длительное время находиться в статическом положении, снижение двигательной активности, наоборот, приводят к ухудшению снабжения организма, мозга кислородом, замедлению процессов восстановления, снижению работоспособности. МАЛЫЕ ФОРМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Восполнение двигательной активности учащихся в школе происходит, в основном, на уроках физкультуры. Этого недостаточно. Физическая активность организуется и при помощи занятий малыми формами, вводимыми в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение всего времени обучения. В начальной школе активно используются следующие малые формы:
вводная гимнастика до учебных занятий;
физкультминутки и физкультпаузы;
физические упражнения или подвижные игры на удлиненной перемене;
подвижные дидактические игры.
Вводная гимнастика Гимнастика до уроков не заменяет, а дополняет утреннюю гимнастику. Проводится она в течение 5-10 минут и готовит ребёнка к удержанию рабочей позы, помогает углубить дыхание, сосредоточить внимание. Комплексы следует менять 2 раза в месяц.
Физкультминутка
Физкультминутка – это кратковременные серии физических упражнений, используемых для активного отдыха. Время начала физкультминутки выбирает сам учитель, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает появляться утомление.
Проведение физкультминуток решает следующие задачи:
уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;
активизация внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала;
эмоциональная встряска учащихся, возможность сбросить накопившийся груз отрицательных эмоций и переживаний.

В состав упражнений для физкультминуток включены упражнения по формированию осанки, укреплению зрения и упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Комплекс подбирается в зависимости от предмета. Физкультминутки проводятся в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Конечно, на первоначальном этапе не все дети с удовольствием выполняют упражнения. Чтобы исправить положение, рекомендуется провести беседу «Кто хочет учиться хорошо?», в которую включены вопросы не только раскрывающие роль ответственности и исполнительности в учении, но и поднимающие проблему здоровьесбережения. А также физминутки проводить в виде соревнования. За лучшее выполнение упражнений ряд получает жетончик; к концу учебного дня определяется победитель. Наиболее полезны с точки зрения комплексного обучения и воспитания младших школьников игры, упражнения и физкультминутки в которые включены песни, стихи, элементы ритмики, музыки. Такие игры не только дисциплинируют ребенка, способствуют развитию координации движений, но и развивают воображение, концентрируют внимание на ярком, необычном игровом действии, повышая эмоциональный тонус школьника.Физические упражнения или подвижные игры на удлиненной перемене
Оживлённо проходят игровые перемены, учащиеся 3-4 классов под руководством классного руководителя организуют подвижные игры с младшими ребятами. Подвижная дидактическая игра
В движении школьники познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития. В связи с этим хотелось бы сказать ещё об одной форме организации двигательной активности – это подвижная дидактическая игра.


Ярко выраженная в подвижных играх деятельность различных анализаторов создаёт благоприятные возможности для тренировки функций головного мозга – это положительно сказывается на усвоении учащимися знаний и представлений и создаёт предпосылки к успешному овладению элементами учебной деятельности в будущем. Личные наблюдения показывают, что учебный материал, закреплённый в подвижных играх, лучше запоминается и применяется учениками в нестандартных ситуациях.
Внеклассная работа по воспитанию здорового образа жизни.

Огромную роль в решении этих задач играет классный руководитель. В системе внеклассной работы по воспитанию здорового образа жизни он должен проводить классные часы, уроки здоровья, подвижные игры, родительские собрания. Значительное место отводится экскурсиям, походам, участию в конкурсах, викторинах, соревнованиях, различных играх. Детей необходимо привлекать в разные кружки, секции. В плане воспитательной работы предусматривать беседы с школьным врачом, врачом-офтальмологом, стоматологом в целях профилактики различных заболеваний.
Тематика классных часов, направленных на формирование здорового образа жизни, в первом классе составляется под девизом: «Как научиться соблюдать режим дня». В первом классе учитель начинает работать ещё с неорганизованной группой детей. Главная задача – помочь адаптироваться к новой для них школьной жизни и к новым условиям. Здесь дети знакомятся с первыми правилами здорового образа жизни. Во втором классе устанавливаются более тесные связи между учениками, учителем и родителями, этот год проходит под девизом «Если хочешь быть здоров - постарайся». В третьем классе каждый ребенок чувствует себя субъектом и испытывает потребность в реализации своей субъективной роли. Ученики удовлетворяют свои потребности в общении, познании окружающего мира, в самовыражении, самоутверждении. Третий год обучения проходит под девизом «По дорожкам здоровья». К 10-ти годам дети начинают сравнивать себя с другими: какой я по сравнению с другими, в чем я могу себя проявить. У детей появляется стремление понять и узнать себя. Этот год проходит под девизом «Я, ты, он, она – мы здоровая семья».Один раз в четверть необходимо организовывать неделю Здоровья. Ребята могут соревноваться не только в спортивных состязаниях, но и проявлять свои знания, навыки в ведении здорового образа жизни. Так в первой четверти можно провести неделяю Здоровья под девизом: «Первое богатство – это здоровье». Проходит она в несколько этапов: проведится выставка рисунков на тему: «Как я сохраняю свое здоровье»; каждый класс начальной школы выпускает свою так называемую «Ромашку Здоровья», где на каждом лепестке ребята выражают свое мнение, как они понимают, что такое здоровье. Объявляется день психологического здоровья, учащиеся на переменах могут получить жетоны за опрятный внешний вид, за организацию и участие в организованных подвижных играх на переменах, за доброе отношение к своим сверстникам и помощь первоклассникам. Завершает неделю Здоровья познавательно-спортивным состязанием под названием «Осенний марафон», где ребята на свежем воздухе, получив маршрутные листы, выполняют задания, переходя от одной станции к другой. На некоторых станциях дети должны преодолеть спортивные эстафеты, на других проявить ум, смекалку в области знаний о ведении здорового образа жизни, а где-то узнать, получить что-то новое для себя. При подведении итогов между классами распределяются места. Ребята с удовольствием участвуют в подобных мероприятиях. На вторую четверть можно наметить неделю здоровья под девизом «Самый здоровый класс». Оптимальное использование физических упражнений приводит к ослаблению стресса и напряжения детского организма, повышению уровня метаболизма, улучшает физическую подготовленность и умственную работоспособность детей. Соревновательная деятельность способствует формированию осознанной мотивации у школьников к занятиям физической культурой.Организация работы по выполнению домашних заданий
Решающим фактором в общем режиме дня детей имеет правильная организация работы по выполнению домашних заданий.Домашние задания даются с учетом возможностей их выполнения:- в 1 классе (со второго полугодия) – за один час;- во втором классе – до 1,5 часов;- в 3-4 классах – до 2 часов.Недопустимо нагружать дополнительными домашними заданиями после уроков учащихся, пришедших в школу после болезни.Первый перерыв в выполнении д/з делают через 20 мин, его длительность 7-8 мин. Последующие физкультпаузы продолжительностью 10 мин проводятся через каждые 15-20 мин.

Правильно проведенная физкультпауза активизирует кровообращение, улучшает обмен веществ и увеличивает доступ кислорода ко всем системам организма. Физкультминутки по своему содержанию различны, так как предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма.Факультативы в начальных классах
В целях здоровьесбережения рекомендуется водить факультативы в начальных классах:«Здоровый образ жизни»«Мой внутренний мир»
Курс данных факультативов направлен на решение следующих задач:- формирование представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;- расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитании готовности соблюдать эти правила;- формирование умения оценивать свое состояние, поведение;- формирование представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием.

Работа классного руководителя с родителями
Немаловажное значение по формированию здорового образа жизни детей имеет работа классного руководителя с родителями. Одной из важных задач семьи является активное участие в занятиях массовой физкультурой. Очень важно, чтобы родители в семье занимались спортом или физкультурой, тем самым предоставляя наглядный пример своим детям.
Совместно с учителем физической культуры можно организовать и провести один раз в четверть спортивные семейные праздники, дни Здоровья: «Мама, папа, я – дружная семья», «В здоровом теле – здоровый дух», «Богатырская силушка» и другие.
Одной из форм просветительской работы с родителями являются, конечно, родительские собрания. С 1-го класса рекомендуется проводить один раз в четверть родительские лектории по формированию здорового образа жизни учащихся. В первом классе цель таких лекториев: познакомить родителей с некоторыми аспектами успешной адаптации детей к школе, с необходимостью соблюдения режима дня. К проведению лекториев можно приобщить педагога-психолога, который на основе проведенного анкетирования предоставит информацию для родителей об особенностях психофизического развития каждого ребенка. Тематика дальнейших родительских лекториев различна, например «Преодоление детских страхов, связанных с семьей и школой», «Гиперактивный ребенок в школе», «Профилактика ОРЗ и гриппа».
Создание и апробация здоровье-сберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе направлено на формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни, снижение уровня заболеваемости детей. Искусство быть здоровым – это постоянная, ежедневная работа над расширением духовного сознания, мыслительной способности, умением контролировать себя, это достижение нравственной чистоты и постоянное выполнение физических упражнений.