РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Кинзябаева Л.Н., учитель биологии

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулировал требования к современной школе (Послание Федеральному собранию, 5 ноября 2008 г.). Ключевые направления развития общего образования определяют пять основных направлений развития общего образования. Одно из них - здоровье школьников. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны и педагоги.(3)
Школьная образовательно-развивающая среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Можно выделить наиболее актуальные проблемы, как школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- стрессовая педагогическая тактика;
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- провалы в существующей системе физического воспитания;
- интенсификация учебного процесса;
- функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
- отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. (1)
По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не наносить ущерб здоровью учащихся». Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.(2) Для своей педагогической деятельности я выделила основные принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий, которые стараюсь использовать:
1.В интересах здоровья ребёнка «не загонять» его в рамки шаблонов поведения, жёстких регламентов, схем действий.
2.Учитывать возрастные особенности и темперамент учащегося. Известно, насколько травматичным для психики ребёнка с флегматичными чертами является постоянное напоминание, что он медлит, опаздывает, не успевает. Поэтому на своих уроках стараюсь использовать дифференцированный подход в проверке ЗУН учащихся. Дети, которые теряются при устных ответах, стараюсь больше применять письменные задания.
3.Творческий характер образовательного процесса - крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребёнка в творческий процесс природосообразно, служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует формированию личностных качеств учащегося, снижает вероятность переутомления, перегрузки. Обучение без творчества - неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими, что разрушительно для здоровья. На любом этапе урока можно применить творческое задание, проблемный вопрос или задание. Дети с большим удовольствием выполняют д\з творческого характера.
4.Осуществлять межпредметные связи, соотнося изучаемый материал с повседневной жизнью, приучать учащихся постоянно заботиться о своем здоровье. Данный принцип очень эффективен для включения в познание биологических процессов тех детей, которые отдают предпочтение точным или гуманитарным наукам. Так в своей работе применяю задачи с математическими подсчетами, составление сказок, анализ стихов и пословиц ,где идет речь о биологических объектах.
5.Использование физкультминуток, как обязательный элемент здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями. В своей практике использую чаще в младшем и среднем звене. Для закрепления материала зачитываю утверждения, если сданным утверждением ребята согласны или несогласны им необходимо сделать то или иное движение.
6.Поддерживание требований, регламентированых СанПиНами (поддержание комфортной температуры и регулярного проветривания помещения класса). Но кроме этого, влияние на здоровье и настроение учащихся оказывают, например, запахи, регламентация которых, кроме самой общей фразы, в СанПиНах отсутствует. Выращивание в классах комнатных растений способствует сохранению и укреплению здоровья. В помещении растения создают необходимый психоэмоциональный комфорт. Растения, путем выделения эфирных масел, действуют подобно гормонам, влияя на эмоции и физические реакции на человека, регулируя их, активизируя защитные силы организма в борьбе против инфекционных заболеваний, стимулируя образование лейкоцитов крови. Определенные эфирные масла имеют связь с органами человека. Например, гераниевое масло (пеларгония) не только выделяет фитонциды, но и активизирует кору надпочечников и снимает напряжение, вызванное стрессами. Но при подборе растений в классе должны быть соблюдены два обязательных условия: а) запах растений не должен быть очень сильным, отвлекающим; б) присутствие растений в классе не должно вызывать аллергические реакции у учащихся. В нашем кабинете биологии очень много пеларгонии, т. к это и полезно. Во-вторых данные растения можно применять при изучении некоторых тем в курсе ботаники (лист, фотосинтез, вегетативное размножение и т.д)
7.Создание благоприятного эмоционального климата урока. То, что «хороший смех дарит здоровье», известно всем. . Учитель без чувства юмора и умения проявлять его в необходимый момент и в подходящей форме лишается своей педагогической и личностной привлекательности. Постоянная серьёзность - признак психологического нездоровья. Применение нескольких юмористических высказываний во время урока быстро снимает у школьников состояние переутомления.
8.В любом поступке, действии сначала выделять положительное, а только потом отмечать недостатки, так как «успех порождает успешность».
Таким образом, исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти принципы позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Благодаря их использованию оказывается возможным обеспечение комфортных условий, учёт индивидуальных особенностей каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
Литература
1.Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2.-С.19-22
2.Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
3.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"


















15