Здоровье сберегающие паузы как компонент здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа № 7 им. И.А. Кобеляцкого п. Чульман»
Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия)
Тема: «Здоровьесберегающие паузы (ЗСП) как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы»
Руководитель проекта:
Учитель физической культуры СОШ№7
Еремеева Людмила Николаевна.
Квалификационная категория – высшая.
2016 г.
Педагогические технологии школьного обучения и воспитания, направленные на здоровьесбережение, представляют для нашей школы особый интерес. Работая по теме «Здоровьясберегающие паузы (ЗСП), как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы», коллективом СОШ №7 поставлена цель – достижение здоровья учащихся естественным путем с учетом их интересов, природосообразных возможностей, соматического здоровья и желаний учащихся. Экстремальные климатогеографические условия для проживающих в Республики Саха (Якутия) детей создают дополнительные нагрузки на их растущий организм. Поэтому в данной сложной ситуации необходимы новые технологии сбережения здоровья детей. Альтернативной формой организации физического воспитания, как важнейшего средства сбережения здоровья учащихся стало применение и проведение различных по форме ЗСП. Даже небольшие изменения форм здоровьесбережения превращают их в действенную меру охраны и укрепления здоровья детей, формируют устойчивый интерес к самопознанию их эмоциональных и психических возможностей, реализуют индивидуально типологический подход к ним в процессе физического развития и совершенствования.
На первом этапе: выявлены интересы и ценностные ориентации учащихся, их отношение к здоровому образу жизни. ЗОЖ осуществляется расширением системы знаний и формированием у учащихся отношения ценностей к собственному здоровью.
На втором этапе: предполагаются активные действия учащихся по освоению специально разработанной программы, использование практических умений и навыков в ее реализации, воспитание самодисциплины, самостоятельности, включение в физкультурно-спортивную деятельность.
Третий этап: индивидуализация и совершенствование, которые отражают зрелость реализации долгосрочной жизненной программы с использованием ЗОЖ, процесс самоформирования и самокоррекции, а также передачу приобретенного опыта учениками своему ближнему окружению.
Далее предлагается технология проведения ЗС пауз. Внедрением данной технологии занимался коллектив учителей- предметников СОШ №7, а также творческая группа учащихся.
Всего в данном проекте принимали участие учащиеся с 1х по 11е классы, т.е.100% охвата, в период с 2009 по 2012года и данная работа имеет продолжение.
ЗСП - это пауза, сохраняющая психическое и эмоциональное здоровье учащихся, играющая роль в коррекции и сохранении физического здоровья, а так же восстановления работоспособности при однообразных или утомительных видах деятельности на уроках и внеурочной деятельности.
Содержание, характер, продолжительность и направленность ЗСП зависят от того, после какого вида деятельности и после, какого урока они выполняются, от возрастных особенностей, от рода заболеваний в конкретном классе.
Время проведения ЗСП определяет учитель, исходя из реакции класса – ослабление внимания, проявление беспокойства и разговоров, возбуждения или напротив вялости, снижение работоспособности. ЗСП должна быть радостной, увлекательной для учащихся, давать им мышечную разрядку от неподвижной позы и длительного, устойчивого внимания. При выполнении различных пауз обогащается эмоциональное состояние учащихся, они испытывают чувство радости и подъема от раскованности и свободы при выполнении различных по форме и видам ЗСП. Для восстановления работоспособности и внимания у учащихся, ЗСП в нашей школе проводятся на 20-й минуте 45 минутного урока.
При проведении ЗСП ставятся задачи:
повышение эмоционального самочувствия учащихся, которое способствует успешному восприятию учебного материала;
снятие у учащихся утомляемости и отрицательного влияния на здоровье от длительной рабочей позы;
смена вида деятельности для учащихся с целью сохранения психического и физического здоровья (при условии системного и целенаправленного применения ЗСП).
В проекте по сохранению здоровья актуальными считаем следующие положения:
формирование у учащихся здорового образа жизни через проведение ЗСП;
формирование положительной мотивации к ведению здорового образа жизни.
При проведении ЗСП, которые способствуют сохранению психического и эмоционального здоровья, восстановлению работоспособности, учитывается настроение учащихся. Многообразие форм и методов, комфортность при выполнении ЗСП, возникающие при этом положительные эмоции приобретают роль побудителей к систематическим нагрузкам, позволяющим выйти учащимся на более высокие показатели, содействующие укреплению здоровья. Продолжительность проведения пауз 1-2 минуты, в зависимости от вида, выполняется стоя между рядами или сидя за партами в комфортной для учащихся позе.
С учетом обозначенных заболеваний, которые наиболее часто встречаются в нашей школе, разработаны различные формы и методы проведения ЗСП.
Музыка и звук – используются наиболее часто, так как музыка оказывает благотворное влияние на психическое и эмоциональное состояние, стимулирует мыслительную деятельность, повышает работоспособность, побуждает учащихся к физическим действиям. При использовании данной паузы повышается творческая, энергетическая и мозговая функции. Снимаются головные боли, вызванные стрессом и нервными расстройствами.
Массаж – при проведении ЗСП применяется точечный массаж, которому учащихся обучает школьная медицинская сестра. Разработанные комплексы точечного массажа используются при утомлении, для профилактики заболеваний органов дыхания, при головной боли и как антистрессовый массаж. Исследования доказали пользу массажа, он способствует снятию беспокойства, депрессии и эмоционального стресса, усиливает реакцию иммунной системы.
Релаксация - это система расслабляющих упражнений по контрасту с напряжением. Основные задачи - снять напряжение с нервной системы, успокоить , расслабить, то - есть научить учащихся саморегуляции, улучшить работоспособность – значит настроить учащихся на предстоящую работу.
Физкультурные минутки на уроках - являются одним из методов коррекции и стабилизации физического здоровья, а оно в свою очередь зависит от многих факторов, важнейшим из которых является психическое состояние учащихся. Длительное воздействие регулярных занятий физическими упражнениями оказывает положительное влияние на характер учащихся, улучшает их здоровье, повышает иммунитет к болезням, они становится более общительными. Оздоровительная физкультура направлена на расширение физиологических систем в соответствии с возрастом учащихся, а также на резервные возможности их организма, на формирование потребности в ежедневных, интересных физических упражнениях, на коррекцию и стабилизацию здоровья учащихся.
Одним из распространенных заболеваний у школьников СОШ №7 являются различные отклонения в работе зрительного анализатора (миопия). Предлагаемый комплекс ЗСП включает в себя упражнения, которые снимают утомление с глаз, предупреждают развитие близорукости и дальнозоркости, укрепляют глазодвигательные мышцы, активируют кровообращение.
Основным заболеванием опорно-двигательного аппарата, является нарушение осанки - это сколиозы, лордозы, кифозы. Активные физические упражнения улучшают снабжение мышц и костной ткани кровью, уменьшают количество соединительных жировых тканей, увеличивают количество мышечных волокон.
При заболеваниях желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) физические упражнения активизируют тканевый обмен, благодаря чему улучшается питание тканей и органов, повышается общий тонус организма, улучшается кровообращение.
Для профилактики заболеваний системы дыхания в комплекс ЗСП включены упражнения, оказывающие обще тонизирующие воздействие, улучшающие функции всех органов, оказывающие активизирующее влияние на дыхание. В комплексе используются упражнения умеренной интенсивности. Для того чтобы не нарушить ритмичность дыхания, все упражнения скорректированы с выполнением движений на вдох и выдох.
Все комплексы ЗСП ( их более15) разработаны с учетом профилактики основных заболеваний и проводятся на различных этапах урока для всех возрастных групп школьников. Эффект достигается в том случае, если они выполняются в системе, с соблюдением всех рекомендаций, а самое главное с желанием и положительной мотивацией.
Работа по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся, началась с изучения анализа причин, вызывающих различные заболевания, затем был разработан и проведен мониторинг уровня здоровья учащихся. К основным классам болезней, частота которых наиболее интенсивно возрастает в процессе школьного обучения, относятся заболевания глаз и его придаточного аппарата, костно-мышечной и соединительной ткани, органов пищеварения, пограничные нарушения психики. За исследуемый период наблюдаем снижение уровня заболеваемости по отдельным видам заболеваний. (см.таб.№1)
Таблица№1
Заболевания
Количество детей %
2009-2010
2010-2011
2011-2012
Миопия
7,7
7,6
7,3
Опорно-двигательный аппарат
8,1
7,9
7,1
Желудочно-кишечный тракт
4,5
4,1
3,9
Дыхательная система
3,8
3,5
3,0
Значительные изменения наблюдаются в профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата, здесь наиболее выражено снижение уровня заболеваемости с 8,1 % до 7,1 %, благодаря системе мер применяемых на всех уроках, соблюдения всех методические рекомендаций при проведении ЗСП. Профилактические меры миопии снимают утомление с глаз, предупреждают развитие близорукости и дальнозоркости, укрепляют глазодвигательные мышцы, активируют кровообращение.
таблица № 2
Год исследования
Группы здоровья %
первая
вторая
третья
2009-2010
21
52
27
2010-2011
21
50
29
2011-2012
21
46
33
К сожалению, дети, обучающиеся в нашей школе, не отличаются высоким уровнем здоровья. Анализ групп здоровья дает сведения о количестве здоровых детей (см.табл.№2).
К первой группе здоровья относятся дети с нормальным физическим и психическим развитием, не имеющим функциональных отклонений, за три года количество учащихся, отнесенных к этой группе, не изменилось – оно осталось на уровне 21%.
Ко второй группе здоровья относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеют место некоторые функциональные и морфологические изменения.
В третью группу включены дети с разной степенью выраженности патологического процесса, при переходе детей из класса в класс увеличилось число детей с 3-й группой на 1%.
Физическое развитие является одним из критериев здоровья учащихся. Характеристикой здоровья служит определенное соотношение параметров физического развития, прежде всего это касается соотношения массы и длины тела.(см. табл.№3)
В цепочке 7-8-9-10- класс первые результаты показали, что с увеличением нагрузки и продолжительностью обучения возрастает дефицит массы тела.
На физическое развитие учащихся оказывают влияние постоянно протекающие процессы общего характера, региональные факторы, связанные с климатогеографическими, социальными и другими условиями. Эти факторы влияют на спад массы тела с показателями нормы. Но все острее встает проблема детей с лишней массой тела, это примерно 4% учащихся в нашей школе. Предполагаем, что расширенный двигательный режим будет способствовать нормализации массы тела в соответствии с нормой.
таблица №3
Год исследования
Масса тела в %
норма
дефицит
избыток
2009-2010
46,7%
50%
4,3%
2010-2011
51,9%
44%
4,1%
2011-2012
47,2%
49%
3,8%
Позитивная динамика, отражающая отношение учащихся к проведению ЗСП.
Проведя данную работу по здоровье сбережению, получили результаты, где практическую часть тестирования составили фактические измерения физической подготовленности и физического развития учащихся. (см.график№1)13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Исследование динамики физической подготовленности в течение трех лет свидетельствует, что расширенный двигательный режим позитивно влияет на показатели умственной работоспособности учащихся. Уровень физической подготовленности в %-м соотношении хорошо иллюстрирует график №1. Хороший уровень ФП вырос с 23% до 56%, хотя преобладает средний уровень физической подготовленности в период проведения данного проекта.
Динамика самочувствия (график №2)
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
На начальном этапе исследования видно, что в течение учебного дня, от урока к уроку шло ухудшение самочувствия (см. гр. №2). Постепенно уровень снижения самочувствия в процентном соотношении улучшается, что дает основание полагать правильность выбора ЗСП, а также принятие учащимися этой не простой работы. Мы видим в % соотношении рост улучшения самочувствия у учащихся с 45% в 2009г, до 83% в2012г
Динамика эмоционального состояния (график №3)13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
В начале проведения эксперимента применение ЗСП на уроках у большинства учащихся вызывает раздражение (см гр. №3). В последующие годы происходит переоценка взгляда на проведение данных пауз, ровное восприятие преобладает над раздражением, хотя среди опрошенных старшеклассников количество учащихся испытывающих раздражение довольно высоко. В тоже время самочувствие у них после проведения ЗСП улучшается. Ровное восприятие ЗСП в 2009г составляет 59%, а в 2012г уже 84%.
Динамика настроения (график №4)
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
По мере проведения ЗСП идет улучшение настроения учащихся (см. гр. №4). В последние годы исследования только у 3х % периодически происходит снижение настроения, но это нельзя полностью относить только на проведение ЗСП. Настроение у данной категории учащихся может снижаться и по другим субъективным причинам. Динамика свидетельствует о росте настроения, в 2009г-44%, 2011-62%, 2012-81%.
Динамика эмоций (график №5)13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Момент проведения ЗС пауз способствует улучшению настроения учащихся, что вызывает положительные эмоции (см.гр. №5). В нашем эксперименте положительные эмоции преобладают, даже нейтральные постепенно переходят в категорию положительных эмоций. Таким образом, применение ЗСП во время учебного процесса положительно влияет как на настроение, так и на эмоциональное состояние учащихся.
Начиная экспериментальную работу, предполагалось, что она будет своевременной программой профилактических мер в укреплении и сохранении здоровья учащихся, и станет одной из альтернативных форм здоровьесбережения, наряду с другими профилактическими мероприятиями, что это даст возможность повысить уровень психического и физического здоровья. Последние данные опроса учащихся нашей школы «Отношение к собственному здоровью» показывают:
85% учащихся считают, что вопросы здорового образа жизни совпадают с их интересами;
84% школьников говорят, что они могут нести ответственность за свое здоровье;
у 81% учащихся повысилась мотивация потребности в укреплении здоровья;
98% учащихся считают атмосферу на уроках положительной
89% полагают, что улучшился уровень общения между родителями – детьми – учителями.
В процессе работы по программе здоровьесбережение, основным результатом должно быть сохранение физического и психического здоровья учащихся.
Реализуя программу здоровьесбережения видно, что при создании соответствующих условий ученик сам может стать творцом своего физического и психического совершенства, а также телесного здоровья.
В течение трех лет экспериментальной работы по теме: «Здоровьесберегающие паузы (ЗСП), как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы» наблюдается тенденция улучшения физической работоспособности учащихся, а так же повышение уровня соматического и эмоционального здоровья. Результативность эксперимента проявляется в стойком повышении уровня психической сферы учащихся. У учащихся появилась целеустремленность, уверенность, оптимизм. Они стремимся к самовыражению, самосовершенствованию, у них образовалось умение организовывать себя на достижение поставленной цели. Они гораздо успешнее справляются с программным материалом, хорошо сдают контрольные нормативы.
Предварительные итоги позволяют полагать, что используемая технология здоровьесбережения обеспечивает сознательное выполнение учащимися действий, направленных на формирование и реализацию внутренней мотивации двигательной активности, на сохранение и укрепление здоровья.
Материалы, иллюстрирующие опыт работы по описанной технологии (фрагменты).
1.1. Комплекс физминуток с учетом основных заболеваний учащихся.
На сохранение и коррекцию зренияИсходное положение – О.С. (основная стойка) или сидя. Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке карандаш. По широкой амплитуде его необходимо многократно передвигать вправо, влево, вниз, вверх, неотрывно следя за ним глазами. (10-15 сек) Укрепляет глазные мышцы, тренируются и массируются хрусталики, улучшается кровообращение и питание глаз.
Пальчиковая гимнастика.И.П.(исходное положение) – сидя, кисти в кулак, затем с напряжением их разгибать с разведением пальцев врозь.
Дыхательная гимнастика.И.П. – стоя, стопы ног врозь, руки перед грудью, кисти сжать в кулак. На счет 1-4 глубокий медленный вдох, с напряжением руки в стороны, предплечье вниз до ощущения чувства тяжести. 5-6- выдох, опустить руки, ощутить чувство легкости и свободы.
На снятие общего мышечного утомления.И.П. – ноги вместе, в коленях полусогнуты, руки опущены вдоль туловища. Поднять согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вниз. Медленно выполнить круговые движения рук перед грудью вперед, в стороны, назад, имитируя движения рук при плавании брасом. Выполнить 8-10 круговых движений в горизонтальной плоскости. Руки при движении не опускать. Все движения выполнять плавно, не спеша, с максимальным расслаблением мышц.
На коррекцию осанки.И.П. – стоя, ноги вместе, руки в стороны. 1 – правую ногу вперед на носок, 2- полуприсед на двух ногах с поворотом коленей налево, слегка прогнувшись в пояснице; 3 – передавая тяжесть на левую ногу, правую вперед на носок; 4 – приставить правую ногу к левой на И.П.
1.2.Комплекс массажа при утомлении.
1. «Успокой уставшие глаза» - точечный массаж точек края бровей, расположенных ближе к носу.
2. «Успокой шею» - массаж точки в середине подбородка.
3. «Сними напряжение» - массаж точки под носом над верхней губой.
4. «Полечим плечи» - массаж внешней стороны мизинца.
5. «Улучшим настроение» - массаж точки у основания кисти.
6. «Снимем тяжесть с сердца» - массаж точки в центре ладони напротив среднего пальца.
7. «Повысим тонус» - массаж большого пальца ноги.
Комплекс массажа для профилактики заболеваний органов дыхания и слизистой оболочки.
1. Круговые надавливания пальцами точек возле крыльев носа;
2. Круговые надавливания точек у основания бровей;
3.Массаж точки на внешнем сгибе локтя.
4. Массаж точки у основания между большим и
указательным пальцами правой руки.
Массаж при головной боли.
1. Поглаживание шеи – головы – шеи;
2. Разминание шеи – головы – шеи;
3. Постукивание пальцами по шее, затылочной части головы и снова шеи.
1.3.Рекомендации по использованию факторов, способствующих позитивным изменениям в состоянии здоровья (фрагмент)
Для учащихся, имеющих заболевания органов зрения.
комплекс специальных упражнений на укрепление глазной мышцы;
комплекс упражнений на улучшение зрение;
изменение посадки в классе (не менее 1 раза в четверть):а/ 1четверть – 2 ряд, 1 парта,б/ 2 четверть – 1 ряд, 3 парта,в/ 3 четверть – 3 ряд, 2 парта,г/ 4 четверть – 2 ряд, 3 парта.
выполнение уроков дома при освещении справа;
применение конторки (начальное звено) во время 2,4,6, уроков по 15-20мин.
создание комфортного эмоционально – психологического климата на уроках;
ограничение нагрузки на уроках физкультуры (индивидуальная нагрузка, группа здоровья 3);
посещение занятий в группах лечебной физкультуры 2 раза в неделю;
контроль за правильным и регулярным диетическим питанием в школьной столовой после 3 или 4 урока;
употребление в пищу продуктов, содержащих витамин А, каротин.
соблюдение светового режима в школе и дома.
1.4. Звуковая гимнастика для стимулирования микроциркуляции (фрагмент).
Звук «В» стимулирует микроциркуляцию крови в области лица, гайморовых пазухах. Надо добиться ощущения вибрации в этой области, для тактильного ощущения вибрации держите ладонь на расстоянии 5-10 см. от губ. (глаза закрыты)
Звук «З» стимулирует микроциркуляцию крови в области головы и шеи. Ладонь одной руки положите на шею спереди. Для маленьких детей упражнение можно назвать «комарик»: кисти рук поднести к плечам, и произнести звук «з», махать крылышками.
Звук «Ж» стимулирует микроциркуляцию крови в области грудной клетки. Это упражнение эффективно при мокроте в бронхах. Ладони сложены на груди спереди и мягко надавливают на неё.
Звук «М» улучшает микроциркуляцию крови и обмен веществ в области грудной клетки, солнечного сплетения и диафрагмы. Произнося этот звук, ладонь положите на область солнечного сплетения.
1.5.Физические упражнения при заболевании гастрит (фрагмент)
Стоя спиной к стене, руки поднять через стороны вверх.
Подняться на носки – глубокий вдох, посмотреть на руки, расслабиться,
Руки свободно опустить вниз, потряхивая кистями – выдох.
Глубокий выпад правой ногой вперед, руки вверх, прогнуться в грудной
части позвоночника. Тоже с другой ноги.
3.Стойка ноги врозь, руки вверх. Наклон вперед, касаясь руками пола.
Выпрямляясь, прогнуться назад. Наклон вправо, затем влево.
4.Широкая стойка, ноги врозь, руки вверх. Круговое движение туловищем вправо на 4 счета, затем влево.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7 имени И.А.Кобеляцкого
п. Чульман Нерюнгринского района»
Отзыв на работу по теме:
«Здоровьесберегающих паузы (ЗСП) как компонент
здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы»
учителя физической культуры Еремеевой Людмилы Николаевны
В проекте по здоровьесбережению разработанным под руководством Людмилы Николаевны и проводимом учителями предметниками СОШ №7, а также творческой группой учащихся, последовательно и глубоко раскрывается значимость здоровьесберегающих пауз (ЗСП) в процессе обучения. Сохранение здоровья обучающихся - приоритетное направление общеобразовательной школы №7, которая является Республиканской экспериментальной площадкой (приказ Министерства образования РС (Я) № 01-16/1076 от 20.04.2011 года).
Цель данного проекта, формирование культуры здоровья учащихся. Этого можно добиться, если ученик принимает ценности здоровьесбережения, если он заинтересован и мотивирован на сохранение своего здоровья.
Использование здоровьесберегающих пауз (ЗСП) в системе способствует снятию утомляемости на уроке, повышению работоспособности, комфортности, сохранению психического здоровья, которое является самым важным элементом сохранения здоровья.
Ценность работы Людмилы Николаевны в том, что она описывает виды здоровьесберегающих пауз, которые могут быть использованы в работе педагогов любой школы, так как носят доступный характер и имеют научное обоснование. Большое значение имеет разнообразие методов применяемых при проведении ЗСП. Персонализация информации, т.е. обращение к конкретному ученику, усиливает значимость данного проекта, делает его более удобным для восприятия. Информация ценностного характера в проекте преподносится с ярко выраженным личностным отношением, в доступной для понимания учащихся форме. Затрагиваются сокровенные чувства детей, с учетом уникальности представлений их о своем здоровье.
При создании оптимальных условий и системы в работе по данному проекту наблюдается положительная динамика в укреплении и сохранении здоровья обучающихся, успешно формируется устойчивая мотивация, направленная на сохранение и коррекцию эмоционального и физического здоровья.
Работа по здоровьесбережению в первую очередь вызывает заинтересованность у учащихся и родителей, которые вполне понимают и принимают значимость и ценность данного проекта и являются союзниками школы.
Данная работа представляет ценный опыт, как для педагогов физической культуры, так и учителей – предметников, потому что способствует укреплению психического и формированию соматического здоровья обучающихся, а данная категория работников является проводником проекта по здоровьесбережению.
Проект; «Здоровьесберегающие паузы (ЗСП) как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы» рекомендуется для обобщения и реализации в общеобразовательных учреждениях любого типа.
Директор СОШ №7 В.И.Чеснокова
13PAGE 15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
Root Entry_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1
·
·без измененийснижение _-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1
·
·ровное восприятие_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1
·
·ровное восприятие