Сценарий занятия литературного кружка Души прекрасные порывы
Кружок «Души прекрасные порывы»
Занятие № 1
Дата 02. 09
Тема занятия: « Литературный калейдоскоп»
Тип занятия: урок общеметодологической направленности.
Содержательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия и воспитывать любовь к предмету.
Деятельностная цель: развивать познавательный интерес учащихся, развивать исследовательские навыки
Формирование УУД:
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметне результаты
Личностные действия: ценить и принимать базовые ценности « родной язык», «слово». Обогащение знаний,развитие речи, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата,
Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Основные понятия: «текст», «диалог», «дискуссия», «литературный герой», «иллюстрация».
Оборудование: компьютер, интерактивный комплекс, раздаточный материал для работы в группах, музыкальная запись.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Нас две ниточки связали
Теплоты и доброты.
– Добрый день! – тебе сказали.
– Добрый день! – ответил ты.
– Ребята, из чего состоит наша речь? (Из слов.)
2.Целеполагание и мотивация.
- Наше занятие я хотела бы начать со строчек из стихотворения Р.Рождественского:
Ах, как много в жизни
Мы читаем разных книг,
Что значит - уметь прочитать?
Это значит взять из книги все, что она, будучи произведением искусства, может дать: глубины мысли и чувства, поэтическое открытие мира – все то, что писатель вложил в свое произведение с надеждой передать читателю.
Но нередко читатель-подросток торопливо проходит мимо богатств, заключенных в книге, даже не догадавшись о том, что они существуют. Все вы, мои дорогие читатели, ходите в нашу библиотеку, на уроках литературы знакомитесь с разными книгами. Я приглашаю всех вас принять участие в занятии «Литературный калейдоскоп».
- Как вы понимаете слова «литературный калейдоскоп»?
- Так о же чем пойдет речь сегодня на нашем занятии?
-Сейчас мы и узнаем, насколько вы внимательные и вдумчивые читатели.
3. Применение знаний и умений в новой ситуации (работа в группах)
1)Виртуальная экскурсия
Благодарные потомки помнят о литературных героях, устанавливая им памятники. В словаре Ожегова читаем: «Памятник - скульптура или архитектурное сооружение в память кого-нибудь или чего-нибудь».
Ставить памятники литературным героям – традиция, насчитывающая не одно десятилетие. В мире существует немало интересных памятников литературным персонажам. Эти герои известны благодаря находчивости или смелости, оптимизму или необычным поступкам, чувству юмора или глупости. В нашей стране найдутся памятники не только персонажам отечественной классики, но и героям зарубежной литературы. Главное - не на какой земле родился герой, а где его полюбили всей душой. У каждого памятника, как и у каждого человека, своя судьба.
Итак, мы отправляемся на заочную экскурсию, а помогут нам в этом наши экскурсоводы.
Просмотр презентации, выступление экскурсоводов.
Наша группа экскурсоводов изучила многие памятники литературным героям. И сегодня хотим поделиться с Вами нашими находками. Вы должны назвать произведения,в котором присутствуют эти литературные герои. Стихотворные или прозаические это тексты? Назовите их авторов.
1.Этот памятник поставлен в честь самого доброго доктора.
2.Этот памятник поставлен в честь рыбки, исполняющей 3 желания.
3.Этот памятник поставлен в честь героини, которая жила на болоте, а потом превратилась в прекрасную девушку.
4.Этот памятник поставлен лисе, которая обманом выманила у вороны сыр.
5. Этот памятник поставлен белой собаке с черным ухом.
Спасибо нашим экскурсоводам за увлекательное путешествие.
- Итак, ребята, о чем говорит традиция ставить скульптурные памятники литературным героям? (уважение, любовь, они каждый день дарят маленьким и большим читателям всей земли счастье, быть добрым и верным, мужественным и благородным).
Из каких произведений эти герои? Почему чаще ставят памятники героям прозаических произведений?
2)Иллюстраторы
Часто вы выбираете книги с картинками. Это не случайно. Ребята, а для чего нам нужны иллюстрации?
Ответы детей.
– Правильно. Картинки, а точнее иллюстрации, дополняют текст, помогают лучше его понять Иногда писатели сами иллюстрируют свои произведения.
Сейчас свои иллюстрации представят нам художники-иллюстраторы.
-Докажите, что иллюстрация является все-таки важной частью художественного произведения.
(они помогают передать эмоциональную атмосферу художественного произведения. Иллюстрации поясняют и декорируют текстовое содержимое произведения. Иллюстрация будит воображение.).
Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать
3)Эксперты-аналитики
Наш кружок называется «Души прекрасные порывы». Как вы понимаете, что это такое? Как душевные порывы связаны с художественным словом? И сейчас мы немного поговорим о слове. «Слово – дело великое, как говорил Лев Толстой. – Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».
-Итак, ребята, давайте вспомним, что такое диалог?
-Что такое дискуссия?
-Каждый участник дискуссии должен соблюдать культуру устного общения.
-Мы сейчас вспомним эти правила. Посмотрите на памятки.
Памятка участника дискуссии.
Участник дискуссии должен
Участник дискуссии не должен
1.Понимать речевую ситуацию( между кем, с какой целью и где происходит общение)
1.Забывать о цели беседы или дискуссии.
2.Подготовиться к общению, обдумать тему, заранее определить ее границы
2.Отклоняться от темы, выходить за ее рамки.
3.Излагать свою точку зрения ясно, точно, доступно
3.Усложнять свою речь громоздкими фразами.
4.Уважать собеседника, проявлять доброжелательность, стремиться к взаимопониманию.
4.Задевать чувство собственного достоинства собеседника, создавать атмосферу напряженности.
5.Контролировать свое поведение, быть сдержанным, корректным, спокойно воспринимать возражения.
5.Быть излишне эмоциональным, перебивать собеседника, произносить грубые и бранные слова
Прослушаем 2 диалога (инсценировка).
Работа аналитика.
- Что ты, кошка, сторожишь?- Сторожу у норки мышь!Выйдет мышка невзначайПриглашу ее на чай!
- Кто является участниками этого диалога?
-В чем особенность речевой ситуации, представленной в этих диалогах?
- Насколько соблюдают главные герои культуру устного общения?
- Слово – это тот инструмент, которым человек может повлиять на другого.
- Как слово может повлиять на человека?
Поэтому прежде чем что-то сказать, обязательно надо подумать, так как «доброе слово лечит, а худое калечит».
4) Азбука стихотворных писем
В стихотворениях слово играет особую роль, оно становится более ярким, красочным и значимым, чем в повседневной речи.. Слово в стихах многозначно и символично.. В 19 веке возникла мода писать письма стихами. Особенно это нравилось детям, юношам и девушкам. . Многие друзья и подруги стали писать письма друг другу стихами. Как вы думаете, сильно ли отличались эти письма от тех, что написаны прозой?. Витрины книжных магазинов запестрели названиями: «Письма в стихах» в ярких обложках. Многие поэты сочиняли письма в стихах для друзей и знакомых, например, Пушкин, Лермонтов, Некрасов. Сегодня в группе «Азбука стихотворных писем» у нас работают поэты и их помощники.
Диалог поэтов
-Добрый день, коллега.
-Добрый день, коллега.
-Здравствуйте.
-За годы обучения мы написали немало писем в стихах на самые разные темы
-Мы с коллегой провели некоторые исследования. Но даже нам нужна ваша помощь.
-Постарайтесь написать письмо в стихах маме, лучшей подруге или другу (на выбор) Мы вам предлагаем прослушать наш вариант:
Я маленькая злюка,Всем детям шлю привет!На острове БабукуЖиву я много лет.Я чёрная, как чёртик,Как в печке домовой,С большущими ушамиИ лысой головой. Сижу я на бамбукеУ озера Бубу,Гляжу и днём, и ночьюВ подзорную трубу.Далёко-предалёкоГлядит мой зоркий глаз! Поэтому всё знаюПро каждого из Вас. Так вот, я замечаю,И чувствую на слух,Как много в разных странахУжасных нехочух!Вокруг лишь раздаётся:“Не буду! Не хочу!»В Америке, Европе,На острове Чучу!Устала, нехочухи, Я это наблюдать! Куплю-ка вот ракету, Чтоб в гости к вам летать. В окно ворвусь,как ветер, Ух, всем вам надоем!Все стены разрисую,Все лампочки я съем! И я предупреждаю,Что вовсе не шучу,Всё в доме раскидаю,Игрушки утащу!Сложу их под бамбукомУ озера Бубу,На острове Бабуку,На дальнем берегу.Но знайте, ребятишки,Люблю вас всей душой!Для каждого готовлю Подарок небольшой.И пусть я недовольна,И злющая - ух-ух!Возьму с собой подарки! Но только для хочух. Скажу вам, на БабукуВолшебные леса;Повсюду шоколадки,В глазури небеса.Конфеты на деревьяхВкуснющие – ах-ах!Пирожные летаютНа белых облаках.Я их пособираю,В ракету загружу,И ночью под подушкуХочухам положу.Добавлю мармеладокНа разный вкус и цвет,В ракете места много,На тысячу конфет!Ну, хватит! Уж стемнело,Устала, просто жуть!Пойду, посплю немного,Пора мне отдохнуть!Сегодня что-то плохоСледить за детворой:Туман, как покрывало,Окутал остров мой.А завтра на бамбуке,У озера Бубу,Глядеть я буду долгоВ подзорную трубу!Далёко-предалёко,Смотреть мой будет глаз!И помните – всё знаюПро каждого из вас!
Школьникам предлагается самостоятельно написать маленькое стихотворное письмо (2 четверостишия). Пример стихотворения:
Привет, родная мама!
Я так тебя люблю,
Что от любви той прямо
Вторую ночь не сплю.
- Я благодарю и вас, уважаемые мастера поэзии, и вас ,ребята, за проделанную работу.
4.Подведение итогов занятия.
- Перед вами анкета, предлагаю вам заполнить ее.
Анкета участника школьного кружка «Души прекрасные порывы»
1. Любишь ли ты поэзию? ...............................................................................................................
2. Умеешь ли сочинять стихи? ................................................................
3.Знаешь ли ты знаменитых русских поэтов? Назови двух-трех из них.
..
4. . Есть ли у тебя любимое стихотворение? Напиши его название и укажи, чему оно научило тебя.
Вывод под музыкуЧему вас научило сегодняшнее занятие? Сделайте вывод.
5.Рефлексия
Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился – встаем и улыбаемся, не понравился – сидим на месте с грустным лицом.
Памятка участника дискуссии.
Участник дискуссии должен
Участник дискуссии не должен
1.Понимать речевую ситуацию( между кем, с какой целью и где происходит общение)
1.Забывать о цели беседы или дискуссии.
2.Подготовиться к общению, обдумать тему, заранее определить ее границы
2.Отклоняться от темы, выходить за ее рамки.
3.Излагать свою точку зрения ясно, точно, доступно
3.Усложнять свою речь громоздкими фразами.
4.Уважать собеседника, проявлять доброжелательность, стремиться к взаимопониманию.
4.Задевать чувство собственного достоинства собеседника, создавать атмосферу напряженности.
5.Контролировать свое поведение, быть сдержанным, корректным, спокойно воспринимать возражения.
5.Быть излишне эмоциональным, перебивать собеседника, произносить грубые и бранные слова
Памятка участника дискуссии.
Участник дискуссии должен
Участник дискуссии не должен
1.Понимать речевую ситуацию( между кем, с какой целью и где происходит общение)
1.Забывать о цели беседы или дискуссии.
2.Подготовиться к общению, обдумать тему, заранее определить ее границы
2.Отклоняться от темы, выходить за ее рамки.
3.Излагать свою точку зрения ясно, точно, доступно
3.Усложнять свою речь громоздкими фразами.
4.Уважать собеседника, проявлять доброжелательность, стремиться к взаимопониманию.
4.Задевать чувство собственного достоинства собеседника, создавать атмосферу напряженности.
5.Контролировать свое поведение, быть сдержанным, корректным, спокойно воспринимать возражения.
5.Быть излишне эмоциональным, перебивать собеседника, произносить грубые и бранные слова
Памятка участника дискуссии.
Участник дискуссии должен
Участник дискуссии не должен
1.Понимать речевую ситуацию( между кем, с какой целью и где происходит общение)
1.Забывать о цели беседы или дискуссии.
2.Подготовиться к общению, обдумать тему, заранее определить ее границы
2.Отклоняться от темы, выходить за ее рамки.
3.Излагать свою точку зрения ясно, точно, доступно
3.Усложнять свою речь громоздкими фразами.
4.Уважать собеседника, проявлять доброжелательность, стремиться к взаимопониманию.
4.Задевать чувство собственного достоинства собеседника, создавать атмосферу напряженности.
5.Контролировать свое поведение, быть сдержанным, корректным, спокойно воспринимать возражения.
5.Быть излишне эмоциональным, перебивать собеседника, произносить грубые и бранные слова
Анкета участника школьного кружка «Души прекрасные порывы»
1. Любишь ли ты поэзию? ...............................................................................................................
2. Умеешь ли сочинять стихи? ................................................................
3.Знаешь ли ты знаменитых русских поэтов? Назови двух-трех из них.
..
4. . Есть ли у тебя любимое стихотворение? Напиши его название и укажи, чему оно научило тебя.
Анкета участника школьного кружка «Души прекрасные порывы»
1. Любишь ли ты поэзию? ...............................................................................................................
2. Умеешь ли сочинять стихи? ................................................................
3.Знаешь ли ты знаменитых русских поэтов? Назови двух-трех из них.
..
4. . Есть ли у тебя любимое стихотворение? Напиши его название и укажи, чему оно научило тебя.
Анкета участника школьного кружка «Души прекрасные порывы»
1. Любишь ли ты поэзию? ...............................................................................................................
2. Умеешь ли сочинять стихи? ................................................................
3.Знаешь ли ты знаменитых русских поэтов? Назови двух-трех из них.
..
4. . Есть ли у тебя любимое стихотворение? Напиши его название и укажи, чему оно научило тебя.
15