Сценарий занятия литературного кружка Души прекрасные порывы


Кружок «Души прекрасные порывы»
Занятие № 1
Дата 02. 09
Тема занятия: « Литературный калейдоскоп»
Тип занятия: урок общеметодологической направленности.
Содержательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия и воспитывать любовь к предмету.
Деятельностная цель: развивать познавательный интерес учащихся, развивать исследовательские навыки
Формирование УУД:
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты 
Личностные действия: ценить и принимать базовые ценности « родной язык», «слово». Обогащение знаний,развитие речи, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата,
Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Основные понятия: «текст», «диалог», «дискуссия», «литературный герой», «иллюстрация».
Оборудование: компьютер, интерактивный комплекс, раздаточный материал для работы в группах, музыкальная запись.


Ход занятия
1. Организационный момент.
Нас две ниточки связали
Теплоты и доброты.
– Добрый день! – тебе сказали.
– Добрый день! – ответил ты.
– Ребята, из чего состоит наша речь? (Из слов.)

2.Целеполагание и мотивация.
- Наше занятие я хотела бы начать со строчек из стихотворения Р.Рождественского:
Ах, как много в жизни
Мы читаем разных книг,

Что значит - уметь прочитать?
Это значит взять из книги все, что она, будучи произведением искусства, может дать: глубины мысли и чувства, поэтическое открытие мира – все то, что писатель вложил в свое произведение с надеждой передать читателю.
Но нередко читатель-подросток торопливо проходит мимо богатств, заключенных в книге, даже не догадавшись о том, что они существуют. Все вы, мои дорогие читатели, ходите в нашу библиотеку, на уроках литературы знакомитесь с разными книгами. Я приглашаю всех вас принять участие в занятии «Литературный калейдоскоп».
- Как вы понимаете слова «литературный калейдоскоп»?
- Так о же чем пойдет речь сегодня на нашем занятии?
-Сейчас мы и узнаем, насколько вы внимательные и вдумчивые читатели.
3. Применение знаний и умений в новой ситуации (работа в группах)
1)Виртуальная экскурсия
Благодарные потомки помнят о литературных героях, устанавливая им памятники. В словаре Ожегова читаем: «Памятник - скульптура или архитектурное сооружение в память кого-нибудь или чего-нибудь».
Ставить памятники литературным героям – традиция, насчитывающая не одно десятилетие. В мире существует немало интересных памятников литературным персонажам. Эти герои известны благодаря находчивости или смелости, оптимизму или необычным поступкам, чувству юмора или глупости. В нашей стране найдутся памятники не только персонажам отечественной классики, но и героям зарубежной литературы. Главное - не на какой земле родился герой, а где его полюбили всей душой. У каждого памятника, как и у каждого человека, своя судьба.
Итак, мы отправляемся на заочную экскурсию, а помогут нам в этом наши экскурсоводы.
Просмотр презентации, выступление экскурсоводов.

Наша группа экскурсоводов изучила многие памятники литературным героям. И сегодня хотим поделиться с Вами нашими находками. Вы должны назвать произведения,в котором присутствуют эти литературные герои. Стихотворные или прозаические это тексты? Назовите их авторов.
1.Этот памятник поставлен в честь самого доброго доктора.
2.Этот памятник поставлен в честь рыбки, исполняющей 3 желания.
3.Этот памятник поставлен в честь героини, которая жила на болоте, а потом превратилась в прекрасную девушку.
4.Этот памятник поставлен лисе, которая обманом выманила у вороны сыр.
5. Этот памятник поставлен белой собаке с черным ухом.
Спасибо нашим экскурсоводам за увлекательное путешествие.
- Итак, ребята, о чем говорит традиция ставить скульптурные памятники литературным героям? (уважение, любовь, они каждый день дарят маленьким и большим читателям всей земли счастье, быть добрым и верным, мужественным и благородным).
Из каких произведений эти герои? Почему чаще ставят памятники героям прозаических произведений?
2)Иллюстраторы
Часто вы выбираете книги с картинками. Это не случайно. Ребята, а для чего нам нужны иллюстрации?
Ответы детей.
– Правильно. Картинки, а точнее иллюстрации, дополняют текст, помогают лучше его понять Иногда писатели сами иллюстрируют свои произведения.
Сейчас свои иллюстрации представят нам художники-иллюстраторы.
-Докажите, что иллюстрация является все-таки важной частью художественного произведения.
(они помогают передать эмоциональную атмосферу художественного произведения. Иллюстрации поясняют и декорируют текстовое содержимое произведения. Иллюстрация будит воображение.).

Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать
3)Эксперты-аналитики
Наш кружок называется «Души прекрасные порывы». Как вы понимаете, что это такое? Как душевные порывы связаны с художественным словом? И сейчас мы немного поговорим о слове. «Слово – дело великое, как говорил Лев Толстой. – Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».
-Итак, ребята, давайте вспомним, что такое диалог?
-Что такое дискуссия?
-Каждый участник дискуссии должен соблюдать культуру устного общения.
-Мы сейчас вспомним эти правила. Посмотрите на памятки.
Памятка участника дискуссии.

Участник дискуссии должен
Участник дискуссии не должен

1.Понимать речевую ситуацию( между кем, с какой целью и где происходит общение)
1.Забывать о цели беседы или дискуссии.

2.Подготовиться к общению, обдумать тему, заранее определить ее границы
2.Отклоняться от темы, выходить за ее рамки.

3.Излагать свою точку зрения ясно, точно, доступно
3.Усложнять свою речь громоздкими фразами.

4.Уважать собеседника, проявлять доброжелательность, стремиться к взаимопониманию.
4.Задевать чувство собственного достоинства собеседника, создавать атмосферу напряженности.

5.Контролировать свое поведение, быть сдержанным, корректным, спокойно воспринимать возражения.
5.Быть излишне эмоциональным, перебивать собеседника, произносить грубые и бранные слова

Прослушаем 2 диалога (инсценировка).
Работа аналитика.
- Что ты, кошка, сторожишь? - Сторожу у норки мышь! Выйдет мышка невзначай Приглашу ее на чай!
- Кто является участниками этого диалога?
-В чем особенность речевой ситуации, представленной в этих диалогах?
- Насколько соблюдают главные герои культуру устного общения?
- Слово – это тот инструмент, которым человек может повлиять на другого.
- Как слово может повлиять на человека?
Поэтому прежде чем что-то сказать, обязательно надо подумать, так как «доброе слово лечит, а худое калечит».
4) Азбука стихотворных писем
В стихотворениях слово играет особую роль, оно становится более ярким, красочным и значимым, чем в повседневной речи.. Слово в стихах многозначно и символично.. В 19 веке возникла мода писать письма стихами. Особенно это нравилось детям, юношам и девушкам. . Многие друзья и подруги стали писать письма друг другу стихами. Как вы думаете, сильно ли отличались эти письма от тех, что написаны прозой?. Витрины книжных магазинов запестрели названиями: «Письма в стихах» в ярких обложках. Многие поэты сочиняли письма в стихах для друзей и знакомых, например, Пушкин, Лермонтов, Некрасов. Сегодня в группе «Азбука стихотворных писем» у нас работают поэты и их помощники.
Диалог поэтов
-Добрый день, коллега.
-Добрый день, коллега.
-Здравствуйте.
-За годы обучения мы написали немало писем в стихах на самые разные темы
-Мы с коллегой провели некоторые исследования. Но даже нам нужна ваша помощь.
-Постарайтесь написать письмо в стихах маме, лучшей подруге или другу (на выбор) Мы вам предлагаем прослушать наш вариант:
Я маленькая злюка, Всем детям шлю привет! На острове Бабуку Живу я много лет. Я чёрная, как чёртик, Как в печке домовой, С большущими ушами И лысой головой.               Сижу я на бамбуке У озера Бубу, Гляжу и днём, и ночью В подзорную трубу. Далёко-предалёко Глядит мой зоркий глаз!     Поэтому всё знаю Про каждого из Вас.                Так вот, я замечаю, И чувствую на слух, Как много в разных странах Ужасных нехочух! Вокруг лишь раздаётся: “Не буду! Не хочу!» В Америке, Европе, На острове Чучу! Устала, нехочухи, Я это наблюдать!                            Куплю-ка вот ракету,                            Чтоб в гости к вам летать. В окно ворвусь,как ветер,             Ух, всем вам надоем! Все стены разрисую, Все лампочки я съем!                И я предупреждаю, Что вовсе не шучу, Всё в доме раскидаю, Игрушки утащу! Сложу их под бамбуком У озера Бубу, На острове Бабуку, На дальнем берегу. Но знайте, ребятишки, Люблю вас всей душой! Для каждого готовлю           Подарок небольшой. И пусть я недовольна, И злющая - ух-ух! Возьму с собой подарки!  Но только для хочух.  Скажу вам, на Бабуку Волшебные леса; Повсюду шоколадки, В глазури небеса. Конфеты на деревьях Вкуснющие – ах-ах! Пирожные летают На белых облаках. Я их пособираю, В ракету загружу, И ночью под подушку Хочухам положу. Добавлю мармеладок На разный вкус и цвет, В ракете места много, На тысячу конфет! Ну, хватит! Уж стемнело, Устала, просто жуть! Пойду, посплю немного, Пора мне отдохнуть! Сегодня что-то плохо Следить за детворой: Туман, как покрывало, Окутал остров мой. А завтра на бамбуке, У озера Бубу, Глядеть я буду долго В подзорную трубу! Далёко-предалёко, Смотреть мой будет глаз! И помните – всё знаю Про каждого из вас!
Школьникам предлагается самостоятельно написать маленькое стихотворное письмо (2 четверостишия). Пример стихотворения:
Привет, родная мама!
Я так тебя люблю,
Что от любви той прямо
Вторую ночь не сплю.

- Я благодарю и вас, уважаемые мастера поэзии, и вас ,ребята, за проделанную работу.
4.Подведение итогов занятия.
- Перед вами анкета, предлагаю вам заполнить ее.

Анкета участника школьного кружка «Души прекрасные порывы»

1. Любишь ли ты поэзию? ...............................................................................................................
 
2.  Умеешь ли сочинять стихи? ................................................................
 
3.Знаешь ли ты знаменитых русских поэтов? Назови двух-трех из них.

..
 
4. . Есть ли у тебя любимое стихотворение? Напиши его название и укажи, чему оно научило тебя.
Вывод под музыку Чему вас научило сегодняшнее занятие? Сделайте вывод.
5.Рефлексия
Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился – встаем и улыбаемся, не понравился – сидим на месте с грустным лицом.













Памятка участника дискуссии.

Участник дискуссии должен
Участник дискуссии не должен

1.Понимать речевую ситуацию( между кем, с какой целью и где происходит общение)
1.Забывать о цели беседы или дискуссии.

2.Подготовиться к общению, обдумать тему, заранее определить ее границы
2.Отклоняться от темы, выходить за ее рамки.

3.Излагать свою точку зрения ясно, точно, доступно
3.Усложнять свою речь громоздкими фразами.

4.Уважать собеседника, проявлять доброжелательность, стремиться к взаимопониманию.
4.Задевать чувство собственного достоинства собеседника, создавать атмосферу напряженности.

5.Контролировать свое поведение, быть сдержанным, корректным, спокойно воспринимать возражения.
5.Быть излишне эмоциональным, перебивать собеседника, произносить грубые и бранные слова




Памятка участника дискуссии.

Участник дискуссии должен
Участник дискуссии не должен

1.Понимать речевую ситуацию( между кем, с какой целью и где происходит общение)
1.Забывать о цели беседы или дискуссии.

2.Подготовиться к общению, обдумать тему, заранее определить ее границы
2.Отклоняться от темы, выходить за ее рамки.

3.Излагать свою точку зрения ясно, точно, доступно
3.Усложнять свою речь громоздкими фразами.

4.Уважать собеседника, проявлять доброжелательность, стремиться к взаимопониманию.
4.Задевать чувство собственного достоинства собеседника, создавать атмосферу напряженности.

5.Контролировать свое поведение, быть сдержанным, корректным, спокойно воспринимать возражения.
5.Быть излишне эмоциональным, перебивать собеседника, произносить грубые и бранные слова




Памятка участника дискуссии.

Участник дискуссии должен
Участник дискуссии не должен

1.Понимать речевую ситуацию( между кем, с какой целью и где происходит общение)
1.Забывать о цели беседы или дискуссии.

2.Подготовиться к общению, обдумать тему, заранее определить ее границы
2.Отклоняться от темы, выходить за ее рамки.

3.Излагать свою точку зрения ясно, точно, доступно
3.Усложнять свою речь громоздкими фразами.

4.Уважать собеседника, проявлять доброжелательность, стремиться к взаимопониманию.
4.Задевать чувство собственного достоинства собеседника, создавать атмосферу напряженности.

5.Контролировать свое поведение, быть сдержанным, корректным, спокойно воспринимать возражения.
5.Быть излишне эмоциональным, перебивать собеседника, произносить грубые и бранные слова


Анкета участника школьного кружка «Души прекрасные порывы»

1. Любишь ли ты поэзию? ...............................................................................................................
 
2.  Умеешь ли сочинять стихи? ................................................................
 
3.Знаешь ли ты знаменитых русских поэтов? Назови двух-трех из них.

..
 
4. . Есть ли у тебя любимое стихотворение? Напиши его название и укажи, чему оно научило тебя.



Анкета участника школьного кружка «Души прекрасные порывы»

1. Любишь ли ты поэзию? ...............................................................................................................
 
2.  Умеешь ли сочинять стихи? ................................................................
 
3.Знаешь ли ты знаменитых русских поэтов? Назови двух-трех из них.

..
 
4. . Есть ли у тебя любимое стихотворение? Напиши его название и укажи, чему оно научило тебя.


Анкета участника школьного кружка «Души прекрасные порывы»

1. Любишь ли ты поэзию? ...............................................................................................................
 
2.  Умеешь ли сочинять стихи? ................................................................
 
3.Знаешь ли ты знаменитых русских поэтов? Назови двух-трех из них.

..
 
4. . Есть ли у тебя любимое стихотворение? Напиши его название и укажи, чему оно научило тебя.

15