Творческая работа Иллюстрации к русским народным сказкам на уроках ИЗО (4 класс)
ГУ «Жаксынская средняя школа №2»
Творческая работа
Иллюстрации к русским народным сказкам на уроках изобразительного искусства
Подготовил: Островский Глеб 4 «А» класс
Руководитель: Сакишева Ляззат Ерликовна,
учитель ИЗО, 1 категории
2012 - 2013 учебный год
с.Жаксы
Содержание
Аннотация. 3-5
Введение 6-7
1. Основные вопросы реализации проекта. 8
2. Исследовательская часть 9-11
3.1. Основополагающий вопрос.
-Чему учат сказки?
3.2. Проблемные вопросы.
-Что, если сказок не будет?
3.3. Учебные вопросы
-Что такое сказка?
-Причины появления сказок.
-Какие бывают сказки?
3. Приложение 12
4.1. Рисунки учащегося.
4.2. Книжки-малышки, фото.
4. Отзыв руководителя. 13
5. Заключение 14
6. Список использованной литературы. 15
Аннотация
На сегодняшний день можно сказать, что мы мало читаем книги, а больше
смотрим телевизор, сидим за компьютером. Я перечитал книги сказок дома, побывал
в библиотеке. В ходе моего исследования я узнал:
- сказка - это произведение устного народного творчества о вымышленных
событиях.
- сказка имеет свой особый волшебный мир, который живет по своим законам, в
сказке живут персонажи, которых нет в реальной жизни.
- сказка сохраняет самые древние образы и мотивы, но в каждую новую эпоху
наполняется новым содержанием и остается всегда современной.
Герои сказки - это обычные люди и животные. Характерная черта любой сказки –
счастливый финал. Сказки бывают о животных, волшебные и социально – бытовые.
В школе во внеурочное время мы изучаем сказки. В настоящее время в нашу
жизнь все более прочно входят новые информационные технологии. У меня имеется
персональный компьютер, подключение к сети Интернет. Все крупные
литературные произведения из числа изучаемых в школе можно найти в
сокращённом или экранизированном варианте. Причём не всегда хорошего качества.
Это приводит к обеднению словарного запаса, к неумению грамотно и
последовательно анализировать имеющиеся тексты, составлять самим объёмные
рассуждения по каким- либо проблемам.
3
Мой проект посвящён русским народным сказкам. Сказки сопутствовали
народу на протяжении многих веков. Простые, мудрые и прекрасные. Они дороги
каждому человеку. Целью проекта является развитие творческого потенциала через
изучение русских народных сказок, привитие любви к чтению как к процессу,
научить читать вдумчиво, анализировать прочитанное, уметь высказывать своё
отношение.
Во время работы над проектом я буду развивать умения и навыки, решать
практические задачи, развивать способности, применять уже имеющиеся знания в
поисках решений проблемных ситуаций. У меня будет формироваться
познавательный интерес к чтению, умение создавать рисунки на сюжеты любимых
сказок.
В результате проекта будет представлена выставка рисунков по русским народным
сказкам: «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Бобик в гостях у Барбоса», «Иван
Царевич и серый волк», «Хвастливый заяц», «Дятел», «Почему у ласточки хвост
рожками», «Курочка ряба», «Репка», «Любопытный слоненок».
Цели и задачи:
1. Формирование интереса к русским народным сказкам через сопровождение
чтения небольших произведений рисунками и иллюстрациями.
2. Учиться видеть в героях отрицательные и положительные качества личности.
3. Учиться добру и справедливости.
4. Учиться изображать прочитанное посредством иллюстрации.
4
5. Бережно относиться к книге.
6. Развивать воображение, обогащать словарный запас.
7. Внимательно рассматривая картины, их перерисовывать.
8. Развивать моторику рук при рисовании данных фрагментов цветными
карандашами или красками.
9. Вызвать устойчивый интерес к рисованию.
5
Введение
Когда - то давным-давно сказки рассказывались только вслух, никто их не
записывал. Самым первым их творцом во все времена был народ, который
вкладывал в сказки свои заветные мечты о справедливости, о лучшей доле для
бедняка, рассказывал о красоте, уме и трудолюбии простых людей.
За домашними работами в долгие зимние вечера, при свете лучины люди,
слушая сказки, уносились в мир чудес, переживали и радовались.
Сказки раньше знали в каждой деревне. Хорошие сказочники славились
далеко за пределами своих селений. Мастера сказывать сказки встречаются и в
наше время.
Все же в устном бытовании сказка исчезает. Она теперь живет в книгах. Это
тоже неплохо.
Со второй половины 18 века сказки начинают печататься в книгах. Лишь в
середине 19 века появляется первое собрание народных русских сказок. Это был
знаменитый сборник А. Н. Афанасьева. Все эти книги были красочно
иллюстрированные, и даже не читающий ребенок мог представить себе и увидеть
героев всех сказок. И на основе увиденного смог сам изобразить этих героев так,
как он это чувствует и видит по-своему.
Сказки бывают разными.
6
Есть сказки волшебные: в них обязательно должны быть чудеса, волшебные
предметы.
Есть сказки о животных: в таких сказках животные могут говорить, ходить
друг другу в гости и даже учиться в школе.
Есть бытовые сказки, в которых описывают жизнь простых людей, бедного
мужика или ловкого солдата.
Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда
несет с собой мудрую мысль. Этим сказка отличается от других произведений:
повести, рассказа.
7
Основные вопросы реализации проекта
Разделы программы
Виды детской деятельности
Деятельность учителя и учащихся
Социальное развитие
Развитие речи
Ознакомление с художественной литературой
Изобразительная деятельность
Аппликация, ручной
труд
Изучение, анализ, пересказ русских народных сказок
«Волк и семеро козлят»,
«Колобок».
Составление эскизов и набросок
учащихся с помощью учителя рисования.
Умственное воспитание
Работа с классными руководителем о совместном проведении внеурочных мероприятий
Литературный калейдоскоп произведений
Творческое рассказывание учащихся по книжным иллюстрациям
Художественно – эстетическое воспитание
Русские народные сказки
«Волк и семеро козлят»,
«Колобок».
Рисование «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Иван Царевич и серый волк»,
Составление книжки – малышки
«Два весёлых гуся».
«Красная шапочка»,
«Заюшкина избушка», «Курочка ряба».
8
Исследовательская часть
3.1. Основополагающий вопрос.
- Чему учат сказки?
Дети любят сказки в любом возрасте: с самого раннего и до юношеского. Чтение
сказок в детстве и даже в более старшем возрасте помогает справиться со многими
трудностями уже в своей жизни, пусть даже неосознанно.
Сказка формирует образ положительного героя: доброго, умного, сильного, верного
своему слову.
Сказка учит не бояться трудностей.
Сказка учит патриотизму.
Когда я читаю сказки, она проходит через меня, и у меня возникает сразу
желание все это изобразить в цвете, причем не перерисовывать ту иллюстрацию,
которая в книге, а нарисовать свою иллюстрацию так, как увидел и почувствовал я.
3.2. Проблемные вопросы.
- Что, если сказок не будет?
Если не будет сказок, мир станет беден. Мы не будем уметь мечтать,
фантазировать, верить в чудеса.
Мы не будем знать, на кого равняться, не будем уметь сопереживать, радоваться
за родных, близких друзей.
Без сказок было бы скучно жить. Поэтому сказки будут жить вечно!
9
3.3. Учебные вопросы.
- Что такое сказка?
Сказка – это один из жанров русского фольклора, с вымышленным сюжетом и
героями. Сказка – это чудеса, в которые нужно верить!
Сказкой называется придуманная история, в которой всегда побеждает добро. В
сказках герои делятся на положительных и отрицательных. Обязательно в них
присутствуют невероятные волшебные существа и, конечно же, героев ждут
всевозможные приключения. Всё, что мы считали невозможным, здесь становится
реальным. Фантазировать любят все, поэтому сказки любят и дети, и взрослые. Все
народы мира имеют свои удивительные и особенные сказки, в которых отражаются
обычаи этих народов, их нрав и традиции. Но сказки некоторых писателей,
например таких, как: Ш. Перро, А. Пушкин - известны и любимы во всём мире.
Сказки несут в себе информацию, собранную поколениями. Но главное
предназначение сказки - это воспитывать в детях добро, веру в справедливость, в
доброе и светлое.
Сказка - это учебник для ребят, которые хотят вырасти добрыми, отзывчивыми,
умными.
3.3. Учебные вопросы.
- Причины появления сказок.
Сказка - элемент устного народного творчества. Причиной появления сказок
стало монголо-татарское нашествие на Русь. Любимыми героями сказок у жителей
10
Руси были Иван Царевич и т.д. Злыми героями были перевоплощённые басурмане:
Баба - Яга (по татарский "Бабай - ага" - мудрый старец), Кощей Бессмертный
(возможно, татаро-монгольский хан).
Сказка, как правило, имеет счастливый конец, это вымышленная история, которая
повествует нам бытие через героев, но это выдуманный сюжет и обязательно со
счастливым концом.
3.3. Учебные вопросы.
-Какие бывают сказки?
Сказки бывают
волшебными. Они полны чудес и вымысла, а основой является поведение
злых и добрых героев, с которыми происходят различные приключения.
бытовыми. Бытовая сказка изображает как будто обыкновенную жизнь, быт.
Из бытовой сказки можно узнать, каким было крестьянское хозяйство, чем,
кроме земледелия, занимались крестьяне и многое другое. Герои её – самые
обычные люди (крестьянин, поп, барин, солдат и др.) И действуют они не в
«тридесятом» царстве, а на русской земле, чаще всего в русской деревне.
В бытовой сказке осуждаются, высмеиваются ленивые, глупые, лживые люди.
. о животных. Эта сказка – один из самых древних видов сказки. Они древнее
сказки волшебной и бытовой, но до сих пор живут и не стареют.
11
Приложение
4.1. Рисунки учащегося.
4.2. Книжки – малышки, фото.
12
Отзыв
Еще с первого класса я заметила у Островского Глеба способности к
рисованию, что он легко может выполнить рисунок на любую тему. Сразу же
бросается в глаза его большое влечение и интерес к искусству, чего не скажешь о
ребятах его возраста.
Глеб активно принимает участие во всех конкурсах рисунков.
Мы увидим его персональную выставку на тему: «Иллюстрации русских народных
сказок».
Глеб умеет находить для себя новые знания, добиваться поставленной цели. В
своих творческих работах он может отбирать значимое, главное, видеть в своих
героях не только внешнее, но и внутреннее качество.
В своих работах о сказках он сумел передать образ сказочных героев. И
совершил свое маленькое, но в то же время и большое открытие. Надеюсь, что эта
способность будет развиваться в дальнейшем, и когда-нибудь он станет
знаменитым художником.
Сакишева Л.Е. учитель изобразительного искусства ЖСШ №2
13
Заключение
Островский Глеб 4 «А» класс
Сказки с детства нам в жизни нужны.
С интересом мы сказки читаем.
Сказки чудом и знаньем полны
Их волшебной ,страной называем.
И поверьте, лишь в этой стране
Мы сильнее становимся втрое,
В этой доброй, волшебной стране
Можно стать самым главным героем
Почему я выбрал этот метод?
Работа над проектом была интересной, полезной. Я научился выражать свои мысли, самостоятельно анализировать тексты, наблюдать, сравнивать и делать выводы.
Развивал умение понимать содержание произведений, внимательно их
перерисовывал. Самостоятельно искал необходимую информацию по теме проекта.
Проект научил меня оценивать собственные творческие возможности.
«Чему учился, тому и научился»
14
Список использованной литературы
1. Хрестоматия по фольклору. Автор Ф. М. Селиванов. Москва. 1972г.
2. Художественная литература (дидактический материал) Автор Н. И. Бенеш;
Ю. Н., Натарова. Алматы 2003г.
3. Детская литература: Учебник. – Москва. Просвещение, 1996г.
4. Внеклассная работа в школе.№5 2010г. 9 – 11 стр.
5. Путешествие в мир сказок: КВН. // Начальная школа №10 2003г.52 – 60 стр.
15
Рисунок 1Рисунок 6Рисунок 7Рисунок 8Рисунок 12Рисунок 11Заголовок 215