Тема урока: «Гимн чистоте, нежности, душевной красоте» (Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова)
Тема урока: «Гимн чистоте, нежности, душевной красоте»
(Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова)
Цель:
1) образовательная
формировать у учащихся представление о М.Ю. Лермонтове как об авторе стихов о любви, раскрывающем в ней драматические переживания человека;
развивающая
развивать навык анализа поэтического текста;
развивать умение строить суждение на конкретном
материале;
развивать навык выразительного чтения;
развивать умение учащихся работать самостоятельно и в группе.
воспитательная
воспитывать чувство слова и культуру чувств;
продолжать работу по усвоению общечеловеческих ценностей.
2. Задачи урока:
познакомить учащихся с фрагментами личной жизни М.Ю. Лермонтова и ее отражением в его поэтических произведениях с целью пробуждения интереса к автору и более прочного усвоения программного материала;
открыть поэта Лермонтова как автора стихов о любви;
показать своеобразие любовной лирики Лермонтова, раскрыть его взгляд на любовь;
3.Тип урока: изучение нового материала.
4. Методы и формы работы: интерактивные («мозговой штурм», «ожидание», презентация домашнего задания, работа в группах, «творческое задание», рефлексия. 5. Оборудование: презентация, портреты, тексты стихотворений, бланки ответов на тест, листы для «Рефлексии», разноцветные стикеры, загадки о любви.
Ход урока
- учащиеся класса разделены на три группы
Мотивация учащихся
На столах учащихся лежат загадки:
Приходит к людям вновь и вновь Большое чувство под названием...
Я — имя женское, я — чувство, Мой праздник — в феврале.Живу в сердцах, живу я в душах,И в воздухе витаю по весне.
Чему все возрасты покорны?
(Учащиеся дают ответ на загадку и говорят, что тема урока - любовь)
Учитель. Итак, сегодня мы будем говорить о любви, а вот о чьей любви мы скоро узнаем
Оглашение темы и целей урока.
Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о поэте (по одному из каждой группы)
- Художник М.Е.Меликов: "В детстве наружность его невольно обращала на себя внимание: приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти, с умными, черными ресницами, делавшими их еще глубже, производили чарующее впечатление на того, кто был симпатичен поэту. Во время вспышек гнева они бывали ужасны"
- Фридрих Боденштедт рисует Лермонтова в кругу приятелей: "У вошедшего была гордая, непринужденная осанка, средний рост и необычайная гибкость движений. Вынимая при входе носовой платок, чтобы обтереть мокрые усы, он выронил на паркет бумажник или сигарочницу и при этом нагнулся с такой ловкостью, как будто он был вовсе без костей, хотя, судя по плечам и груди, у него должны были быть довольно широкие кости. Гладкие, белокурые, слегка вьющиеся по обеим сторонам волосы оставляли совершенно открытым необыкновенно высокий лоб. Большие, полные мысли глаза, казалось, вовсе не участвовали в насмешливой улыбке, игравшей на красиво очерченных губах молодого офицера. Очевидно, он был одет не в парадную форму. У него на шее был небрежно повязан черный платок; военный сюртук без эполет был не нов и не до верху застегнут, и из-под него виднелось ослепительной свежести тонкое белье"
- Из воспоминаний Акима Павловича Шан-Гирея, троюродного брата М.Лермонтова:"В домашней жизни своей Лермонтов был почти всегда весел, ровного характера, занимался часто музыкой, а больше рисованием, преимущественно в батальном жанре, также играли мы часто в шахматы... Всё это неоспоримо убеждает меня в мысли, что байронизм был не больше как драпировка; что никаких мрачных мучений, ни жертв, ни измен, ни ядов лобзанья в действительности не было; что все стихотворенья Лермонтова, относящиеся ко времени его пребывания в Москве, только детские шалости, ничего не объясняют и не выражают; почему и всякое суждение о характере и состоянии души поэта, на них основанное, приведёт к неверному заключению..."
- Лексическая работа (глоссарий слов: сюртук, эполеты, сигарочница)
Учитель. Я не хочу, чтоб свет узнал Мою таинственную повесть; Как я любил, как я страдал, Тому судья лишь Бог да совесть.
И как вы, конечно, догадались, на этом уроке мы с вами поговорим о жизни сердца в поэзии М.Лермонтова, о том, как он любил, как он страдал. Исследователи отмечают такую особенность интимной лирики Лермонтова, как стремление передать в ней собственные философские переживания, свое отношение к миру, вызванное любовью. «Гимн чистоте, нежности, душевной красоте»,- сказал Сергей Наровчатов о лирике любви в творчестве Лермонтова.Запишите тему урока и эпиграф.
Я предлагаю вам написать на заготовленных стикерах то, что вы ожидаете от сегодняшнего урока. Какие цели вы поставите перед собой на сегодняшнем уроке (учащиеся пишут ожидания и ставят цели).
Мы вернёмся к этому в конце урока.
Новый материал.
( 3 учащихся из каждой группы получили предварительное задание, подготовить сообщения о любимых женщинах поэта).
Учитель. Пылкий, восприимчивый, несущий в душе «неземной пламень», Лермонтов рано стал писать стихи и влюбляться. Ему не везло, он не стал счастливым и уверился в своей роковой судьбе, в невозможности личного счастья.
Удел героя – трагическое одиночество. Опустошенная страданиями душа не способна ответить на чувство.
Сообщения учащихся
Первая группа
Автор: в 1830 году А.М. Верещагина, кузина Лермонтова, познакомила его с 18-летней Екатериной Сушковой (1812-1868). Светская красавица, она посмеивалась над чувствами поэта к ней.
Сушкова: «У Сашеньки (Верещагиной) встречала я в это время ее двоюродного брата, неуклюжего, косолапого мальчика лет шестнадцати или семнадцати, с красивыми, но умными, выразительными глазами, со вздернутым носом и язвительно – насмешливой улыбкой».
«Мне восемнадцать лет, - говорит Сушкова Лермонтову. – Я уже две зимы выезжаю в свет, а Вы еще стоите на пороге этого света и не так-то скоро его перешагнете».
Лермонтов:
У врат обители святойСтоял просящий подаяньяБедняк иссохший, чуть живойОт глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,И взор являл живую муку,И кто-то камень положилВ его протянутую руку.
Так я молил твоей любвиС слезами горькими, с тоскою;Так чувства лучшие моиОбмануты навек тобою!
Автор: но именно в это время Сушкова «предсказывает» Е. А. Арсеньевой «великого человека в косолапом мальчике с умными глазами».
В 1832 году М. Ю. Лермонтов переезжает в Петербург, поступает в школу гвардейских прапорщиков, которую оканчивает в ноябре 1834 года. Он был зачислен в лейб-гвардии Гусарский полк. Именно здесь, в Петербурге, произошла новая встреча с Екатериной Сушковой, известной в свете кокеткой.
Лермонтов: Лермонтов, встретив Сушкову в Санкт-Петербурге, решил ей отомстить: вскружил ей голову и расстроил ее предстоящее замужество со своим другом Алексеем Лопухиным.
История их отношений нашла свое отражение в повести “Княжна Лиговская”. Сушкова до конца жизни так и не узнала, что письмо, ее скомпрометировавшее и приведшее к разрыву с женихом, было написано Лермонтовым.
Вторая группа
Автор. Знакомая Лермонтова, предмет его юношеских увлечений. Дочь известного драматурга Ф.Ф. Иванова. Поэт познакомился с ней в июне 1831 года.
Возлюбленная Лермонтова изменила ему, изменила раньше, когда еще он и не подозревал об этой измене. Предполагается, что Наталья Федоровна намеревалась выйти замуж за некого военного, но брак расстроился. Узнав об измене, Лермонтов не смог уйти от своей любви: она превратилась в муку.
В стихотворении «Всевышний произнес свой приговор…» Лермонтов говорит о давшихся дорогой ценой решениях.
Лермонтов:
Всевышний произнес свой приговор,Его ничто не переменит;Меж нами руку мести он простерИ беспристрастно всё оценит.Он знает, и ему лишь можно знать,Как нежно, пламенно любил я,Как безответно всё, что мог отдать.Тебе на жертву приносил я.Во зло употребила ты права,Приобретенные над мною,И мне польстив любовию сперва,Ты изменила— бог с тобою!
Иванова. В предисловии к драме “Странный человек” Лермонтов говорит: “Лица, изображенные мною, все взяты с природы, и я желал бы, чтобы они были узнаны, – тогда раскаяние, верно, посетит души тех людей”. Но раскаяние, вероятно, не посетило душу Н.Ф. Ивановой, она вышла замуж, и уехала в Курск.
Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова не только скорбные настроения и даже жажду смерти, но и чувство оскорбленной гордости, обостренное ощущение своего творческого дара и высокой ответственности за него. Разрыв относится примерно к лету 1831 года.
У Лермонтова есть примерно 40 стихотворений, носящих название “Ивановский цикл”.
Третья группа
Автор. Весной 1830 года Миша Лермонтов с бабушкой поселяются в Москве, в доме № 2 по Малой Молчановке. Здесь же, почти напротив, находилась усадьба дворян Лопухиных, Миша и Алексей подружились.
У Алексея было две сестры – Мария и Варвара. В Вареньку Лопухину студент Лермонтов страстно влюбился.
Новый образ, образ Вареньки Лопухиной, овладевает Лермонтовым на всю жизнь.
Лопухина. «Лермонтов был страстно влюблен … в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную Лопухину; это была натура пылкая, восторженная , поэтическая и в высшей степени симпатичная… как теперь помню ее ласковый взгляд и светлую улыбку: ей было лет пятнадцать-шестнадцать …»
Автор. Во второй половине лета 1832 года Лермонтов оставил учебу в Московском университете и уехал в Петербург, где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
Лопухина осталась в Москве. Они не знали, на какой срок расстаются. Оказалось – простились навсегда! Произошла роковая ошибка. Ошибся Лермонтов. Ошиблась и она.
Лопухина. Военная служба, светские развлечения на время заслонили образ любимой девушки, хотя поэт не перестает интересоваться ее судьбой, ее профиль мелькает на страницах его юнкерских тетрадей.
Между тем молчание Лермонтова заставило Вареньку задуматься: уж не обозналась ли она в нем? Вероятно, под влиянием родителей в 1835 году Лопухина отдала свою судьбу другому человеку.
Автор. Родственник Лермонтова Аким Шан-Гирей вспоминал: “В это время (до 1837 года) я имел случай убедиться, что первая страсть Мишеля не исчезла. Мы играли в шахматы, человек подал письмо; Мишель начал его читать, но вдруг переменился в лице и побледнел, я испугался и хотел спросить, что такое, но он, подавая мне письмо, сказал: “Вот новость - прочти!” И вышел из комнаты. Это было известие о предстоящем замужестве В.А. Лопухиной”.
Лопухина. Варвара Александровна Лопухина (1814-1851) в 1835 году вышла замуж за Н.Ф. Бахметева, чиновника, который был значительно старше ее.
Они встретились в Москве через три с лишним года. Лопухина была уже женою другого. Варвара Александровна Бахметева. В сердце Лермонтова бушевала ревность, она боролась с любовью:
Лермонтов
…Ужели
В моей груди изгладить не успели
Столь много лет и столько мук иных-
Волшебный стан и пару глаз больших?..
Автор. В феврале 1838 года Лермонтов пишет письмо в Москву, оно адресовано сестре Вареньки – Марии Лопухиной. В нем стихотворение, озаглавленное “Молитва странника”. Странник - это сам поэт, а молит он о “деве невинной”, душе достойной”. Скорее всего, оно обращено к Варваре Лопухиной.
Лермонтов.
Окружи , счастие , душу достойную,Дай ей сопутников, полных внимания,Молодость светлую, старость покойную,Сердцу незлобному мир упования!Срок ли приблизится часу прощальномуВ утро ли шумное, в ночь ли безгласную,Ты восприять пошли к ложу печальномуЛучшего ангела душу прекрасную. (1837)
Лопухина. В последний раз Лермонтов и Лопухина встретились 20 июня 1838 года в Петербурге. К этому времени уже перестало быть семейной тайной: брак Варвары Лопухиной был неудачен.
Автор. Двоюродный брат Лермонтова Аким Шан-Гирей вспоминает, что Варвара Александровна была в Петербурге проездом за границу: «Боже мой, как болезненно сжалось мое сердце при виде ее! Бледная, худая, и тени не было прежней Вареньки, только глаза сохранили свой блеск и были такие же ласковые, как прежде».
Свое последнее стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю»
Лермонтов посвятил Вареньке Лопухиной. Оно было обращено к родственнице Лермонтова Екатерине Быховец, которая напоминала ему Вареньку. С Быховец Лермонтов встречался на Кавказе в последние дни своей жизни. Охотнее всего говорил он с ней о Вареньке. Прошлое не умерло, образ любимой жив.
Лопухина. Варвара Александровна очень тяжело пережила смерть Лермонтова. Узнав о его гибели, она две недели не могла подняться с постели, отвергая врачей и лекарства. Она пережила Лермонтова на десять лет, но томилась воспоминаниями о нем.
Автор. «Образ этой девушки, а потом замужней женщины, является во множестве произведений нашего поэта», – писал П.А. Висковатов.
Литературные критики говорили, что черты Вареньки Лопухиной нашли свое отражение в образах княжны Мери и Веры из романа “Герой нашего времени”.
Первая группа.
Автор. Последней женщиной в жизни Лермонтова стала Екатерина Григорьевна Быховец (1820 – 1880), дальняя родственница поэта. Бронзовый цвет лица и черные очи... Она имела много поклонников из окружения Михаила Юрьевича. Но сам он искал в Екатерине Григорьевне милые черты Вареньки Лопухиной. И находил, что радовало его безмерно. В своем стихотворении, обращенном к Екатерин е Быховец, он написал:Лермонтов. Когда порой я на тебя смотрю,В твои глаза вникая долгим взором:Таинственным я занят разговором,Но не с тобой я сердцем говорю.Я говорю с подругой юных дней,В твоих чертах ищу черты другие...
Анализ стихотворений:
1 группа «Нищий»
- охарактеризуйте тему и идею стихотворения, из скольких частей оно состоит (дать характеристику каждой части). Какие тропы встретились в стихотворении(с какой целью их использует автор);
2 группа – «Всевышний произнёс свой приговор» - Охарактеризуйте лирического героя стихотворения, определите рифму и размер стопы;
3 группа – «Нет, не тебя так пылко я люблю»
- какие чувства поэта раскрываются в стихотворении, для кого написано и кому посвящено это послание; найти примеры аллитерации (для чего она используется автором).
Работа в группах «Творческое задание»
Учитель. В наше время люди утратили умение и желание объясняться друг с другом красивыми русскими словами; всё чаще молодые люди, испытывающие симпатию друг к другу, пишут немногословные СМС и обмениваются банальными низкопробными фразами. Я предлагаю вам попробовать возродить традиции 19 века, когда не было мобильных телефонов и интернета, и написать «Признание в симпатии девушке или парню» в стиле поэтов и писателей прошлого века. (учащиеся зачитывают «признания»)
Проверка полученных знаний.
Учитель. На доске несколько вопросов, ответив на которые, вы систематизируете полученные знания. Я проверю ваши работы и выставлю оценки на следующем уроке.
1. Что больше всего запомнилось вам из воспоминаний современников М.Ю.Лермонтова?
2. Что такое «сюртук»?
3. Сколько стихотворений входит в «Ивановский цикл» поэта?
4. Кто, по-вашему мнению, всю жизнь владел сердцем Михаила Лермонтова?
5. Какими настроениями пронизана любовная лирика поэта? О чём это говорит?
Рефлексия.
Учитель. Чтобы подвести итог нашего урока, вы должны вспомнить, что ожидали от него, сбылись ли ваши ожидания.
Оцените наш урок с помощью разноцветных стикеров, которые лежат на вашем столе возле открыток о любви. (Один ученик из группы относит открытку и прикрепляет на доску).
Домашнее задание. Написать мини-сочинение на тему:
«Что лучше: любить или быть любимым».