Литературное чтение. 3 класс. Тема урока: А. Куприн «Слон».


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
« ЧЕРНЯХОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ »
МАОУ «СВОБОДНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»






Литературное чтение
3 класс
Тема урока:
А. Куприн «Слон»

Составитель:
учитель начальных классов,
Петрушина Карина Эдуардовна









п. Свобода
2017 год
Тема урока: А.Куприн «Слон»
Цели: ознакомить с рассказом А.Куприна «Слон»; расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя; учить понимать поступки и состояние героев; совершенствовать умение давать характеристику персонажа.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; читать по ролям; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; составлять план для краткого и полного пересказа; готовить творческий пересказ.
Оборудование: портрет А.Куприна; книги писателя; карточки с текстом речевой гимнастики.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел уже звонок. 
Начинаем наш урок.
Будьте все внимательны.
А ещё старательны.
Речевая разминка
- Прочитайте хором загадку, отгадайте её.
Набирает воду носом
Будто шлангом и насосом.
Ставьте зонтиков заслон:
Всех сейчас окатит(слон)
- Прочитайте, разделяя слова на слоги; сердито; весело.
Актуализация знаний. Введение в тему
1. Беседа
- Ребята, а что вы знаете о слонах? (Ответы детей.)
Слоны - крупные животные. Самые крупные из них африканские. Рост их достигает 4м, масса- 7 т. Индийские слоны меньше- 2-3 м в высоту и массой 5 т. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли, легко нести своё тело по горным тропам. Они превосходно плавают. Питаются слоны травами, листьями, плодами. Живут они в лесах, вблизи воды. В Африке их можно увидеть в саваннах. У слонов есть хобот. На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьёт- наберёт в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага- захватывает цепким концом, обвивает и душит или бросает под ноги и топчет. Хоботом может вырвать с корнями мощное дерево и поднять с земли маленькую монетку.
2. Знакомство с жизнью и творчеством писателя
- Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Александра Ивановича Куприна «Слон».
- Что вы знаете об этом писателе? Какие его книги вы читали? («Белый пудель»- в рассказе автор описывает историю бродячей труппы. Старый шарманщик вместе с мальчиком Сережей и пуделем Арто зарабатывали, выступая с номерами перед публикой. После целого дня неудачного хождения по местным дачам им все же улыбнулась удача: в последнем доме нашлись зрители, желающие увидеть представление. Это был избалованный и капризный мальчик Трилли. Увидев собаку, он пожелал ее себе. Однако его мама получила категорический отказ, потому что друзей не продают. Тогда она с помощью дворника украла собаку. Той же ночью Сережа вернул друга; «Скворцы»- произведение повествует о перелетных птицах, которые первыми возвращаются в родные края после зимы. Рассказывается о трудностях, встречающихся на пути странников. К возвращению птиц в Россию люди подготавливают им скворечники, которые быстро занимают воробьи. Поэтому по прилету скворцам приходится выселять непрошеных гостей. После чего происходит заселение новых жильцов. Прожив определенный срок, птицы вновь улетают на юг.)
(Рассказ учителя об авторе)
Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года (сколько лет назад) в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер, когда мальчику исполнился год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в сиротский пансион. Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, организатором цирка, шахтером, летал на воздушном шаре. В 1889 году он познакомился с А.П. Чеховым, который стал для А. Куприна учителем и наставником. В 1919 году Куприн с семьёй уезжает за границу. Лишь перед смертью он возвращается на родину. Умер А. Куприн в 1938 году в Ленинграде.
IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока
1. Чтение рассказа А.Куприна «Слон» учителем и учащимися.
2. Беседа
- Понравился ли вам рассказ?
- Что вы испытывали при чтении текста? (Было очень грустно и тревожно в начале текста. Девочка больна, не могут понять, чем она больна и чем её лечить. А потом было очень интересно, когда слона привели к Наде.)
3. Словарная работа
Апатия – состояние полного безразличия, равнодушия.
Гостиная – комната для приема гостей.
Горничная – работница в частном доме, убирающая комнаты.
Барышня – девушка из барской семьи или интеллигентной среды.
Попона – покрывало, закрывающее спину или туловище.
Публикум, или публика – люди, находящиеся в качестве зрителей, слушателей.
Щеколды – род дверного запора; металлические пластинки с рычажком.
Фисташка – зеленоватые съедобные орехи.
VI. Рефлексия
- Ребята, у вас на столах лежат смайлики. Выберите смайлик с подходящим для вас состоянием. Поместите его на ту ступеньку пьедестала, на которой вы находитесь.
Отлично! Я многому научился!
Хорошо, но могу лучше.
Хочу знать больше! Пока испытываю трудности.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]







VIII. Подведение итогов урока
- Что вы узнали о жизни и творчестве А.И.Куприна?
Домашнее задание
Прочитать рассказ и попытаться разделить его на части.










15