Открытый урок (внеклассное мероприятие) «Добротой себя измерь»
МБОУ гимназия № 6 г. Воронеж
Открытый урок (внеклассное мероприятие)
«Добротой себя измерь»
Учитель: Апарина Наталья Анатольевна
С понятиями «добро» и «зло» дети знакомятся еще в дошкольные годы.
Наша цель: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле, воспитание стремления совершать добрые дела; развитие самооценки.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, ролик мультфильма «Просто так», самодельные весы, ватман, цветные карандаши, клей, цветные фигурки из бумаги для аппликации.
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
- Сегодня мы проведем наш урок в необычной форме. Мы разделились на три группы т.к. обсудить надо очень важную тему, а обсуждать что-то очень важное лучше в кругу, когда можно посмотреть в глаза своему собеседнику.
- Чтобы определить тему нашего разговора предлагаю посмотреть мультфильм. Мультфильм этот был снят давно. Это мультфильм еще из моего детства. Ваша задача определить его актуальность спустя столько лет. Могут ли герои этого мультфильма нас сейчас чему-то научить? Поэтому я прошу вас внимательно посмотреть на характер героев, на их настроение.
Просмотр мультфильма
-Понравился мультфильм? Какие герои понравились? Что интересного с ними происходило? Как менялось их настроение? Почему?
-Как вы думаете, о чём у нас пойдет речь?
-Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама, учитель...(Дети продолжают).
-Что есть зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.
Мы живем с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит люди могут творить и добрые, и злые дела. Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда - зло? (Ответы детей).
-Давайте представим, что мы отправились с вами на ракете в космическое пространство и приземлились на планету добра.
Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (Ответы детей).
А теперь вернемся на родную планету, чтобы делать добрые дела.
Кто любит собак или прочих животных,
Серьезных котят и щенков беззаботных,
Кто может любить и сову и орла –
Тот людям вовеки не сделает зла.
Какого же человека можно назвать добрым? (Ответы детей).
Подведем итог. Добрый человек - это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. СЛАЙД 1.
Добрый человек любит природу и бережет ее. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает выжить им в зимнюю стужу. СЛАЙД 2.
Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми. СЛАЙД 3.
-Как определить, что человек уважительный?
-Вспомните, часто ли вы употребляете добрые слова? Их еще называют «волшебными словами». (Ответы детей).
- Мы с вами в первой четверти читали произведения Валентины Осеевой. Давайте вспомним героев ее произведений, где волшебные слова помогают им измениться. (В. Осеева Волшебное слово)
-А теперь прочитаем пословицу: «Доброе слово человеку, что дождь в засуху». Как вы понимаете ее смысл? (Вспомнить героев мультфильма)
-Но не только слова, а и дела должны быть добрыми. Ведь как гласит пословица: «Не одежда красит человека, а его добрые дела».
-А следует ли в ответ на доброе дело ждать платы или похвалы? Следовательно, добрый человек должен быть скромным.
-Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе?
-Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Ответы детей).
- Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце).
-Пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения А. Барто «Вовка - добрая душа».
Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.
-Все дети любят сказки. Сказки нас многому учат. В них встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я называю сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо ладошками. (Иван-Царевич, Кащей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-Яга, Золушка, Морозко, Мальвина).
-А на какого героя вы хотели бы быть похожими? Почему? (Ответы детей).
-Про доброго человека говорят – «У него доброе сердце». Послушайте сейчас свое сердце – какое оно у вас? Представим себе, что у каждого из вас в сердце есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце. Нарисуйте на листках своё доброе весёлое солнышко. Давайте подарим своё солнце и тепло нашим гостям и друг другу .
-Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
-Может быть, нам помогут узнать старинные весы?
Учитель показывает самодельные чашечные весы.
На одну чашу весов мы будем класть «зло» (комочки из черной бумаги: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь).
Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и положим их на чашу весов с «добром» белые комочки, которые сейчас сами скатаем.
Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашу свою «капельку» (приготовленные заранее мелкие игрушки). Вскоре чаша весов «добра» перевешивает чашу «зла».
-Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки в реку, реки - в море добра.
-Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей. Получается красивая аппликация.
-Как мы назовем эту картину? («Мир», «Как прекрасен этот мир», «Добро победило зло»).
-Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно и радостно).
-Наш урок подходит к концу. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми.
-Я благодарю вас за хорошую работу, наших гостей за внимание и давайте пожелаем всем «Всего доброго!»
15