Обобщение педагогического опытаучителя математики «Использование активных методов обучения математике на основе личностно ориентированного подхода»

Обобщение педагогического опыта
учителя математики первой квалификационной категории
Устинкиной С.А.

Тема: «Использование активных методов обучения математике на основе личностно ориентированного подхода».


Введение.
информация об опыте.
применяемые технологии
результативность
выводы.
Введение.
Обучение математике – это искусство, направленное на каждого ученика в отдельности. Урок – как музыкальное произведение, рождается со звонком и умирает со звонком, в душе и в уме каждого ученика оставляет свой след, рождает тропинку, по которой еще предстоит пробираться через дебри и овраги к пониманию, к истине. Но не все дети одинаково трудолюбивы. Поэтому очень важно найти путь к пониманию и сердцу ребенка.
Как заинтересовать школьников математикой?
Как сделать так, чтобы ребятам хотелось идти, спешить на урок математики?
Как сформировать ответственное отношение учащихся к своему учебному труду?
Всю свою педагогическую деятельность я пытаюсь найти ответы на эти вопросы.
Найти решение для каждого из этих вопросов невозможно без системы работы учителя математики

Информация об опыте.
В общеизвестной фразе М.В.Ломоносова о математике и пользе ее изучения, которая «ум в порядок приводит»,скрыто важное значение математического образования сегодня обеспечение умственного развития человека. Для обеспечения развития, необходимо использовать новые технологии обучения, внедрять активные методы обучения в образовательный процесс. И здесь кроется проблема-проблема активности личности в обучении. На сегодняшний день она- одна из актуальных как в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике. Учителя осознают, что им необходимо не только все доступно рассказать и показать своим ученикам, но и научить их мыслить, привить им навыки действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
В 5 класс приходят учащиеся с недостаточно сформированными общеучебными умениями и навыками, невысоким уровнем обученности и мотивационным компонентом к учебно-познавательной деятельности. И хотя основные психические показатели обучаемости в норме, даже высокомотивированные учащиеся могут работать только на репродуктивном уровне. Исходя из данных проблем, были выявлены следующие противоречия:
между невысоким уровнем обученности учащихся и требованиями образовательного стандарта;
между низкой мотивацией к учебно-познавательной деятельности и требованиями к ключевым компетенциям выпускников и специалистов на рынке труда.
Разрешение данных противоречий явилось основной побудительной причиной поиска наиболее эффективных способов обучения математике в классах среднего звена.
Цель моей работы: применение активных методов обучения математике на основе личностно ориентированного подхода для развития интеллектуальных способностей учащихся.

В процессе обучения меня всегда привлекали все новые и оригинальные формы, методы и подходы к изложению учебного материала, с целью увлечения школьников предметом, повышения эффективности освоения учебного материала, а современные информационные технологии позволяют учителю достичь более высокого уровня в обучении.

Научно-методическое обеспечение
При использовании только традиционных методов обучения потребности учащихся почти не учитываются. В этой системе «ребенок изначально личностью не является, он может стать ею лишь в процессе целенаправленных педагогических воздействий», – утверждает Якиманская И.С. [5, с.23]. Нынешнее время требует, чтобы в деятельности педагога реализовывались принципы гуманизации образования, учета потребностей учащихся, усиления самооценочной деятельности учащихся, что не вступало бы в противоречие с сохранением их психического и физического здоровья.
В основу опыта положена идея личностно ориентированного подхода в обучении Якиманской И.С. с использованием коллективного, исследовательского, проблемного способов обучения учащихся математике.

3. Применяемые технологии.

Уроки строятся исходя из теории поэтапного формирования умственных действий:

· деятельность учащихся организуется с использованием наглядных пособий;

· учебный материал, порядок действий, рассуждения обязательно проговариваются;

· в проект урока включены самоконтроль и коррекция;

·рабочее место учащегося оборудовано всем необходимым.
Осуществляется проблематизация учебного материала и деятельностный подход к обучению на уроке и во внеурочное время. Особое внимание уделяется внутренней мотивации учащихся и их потребностям. Одним из приемов мотивации учащихся к учебной познавательной деятельности является создание ситуации успеха.
Началу и концу урока – достойное место. Начало урока прокладывает путь, создает условия для предстоящей работы, выполняет следующие функции: адаптирует учащихся к новым условиям работы; снимает напряжение и страх ожидания контроля; мобилизует
учебные возможности учащихся; позволяет перевести внимание с одного учебного предмета на другой; позволяет задать настроение, дисциплинировать, сплотить. Функции окончания урока: проведение рефлексии, выражение сожаления и сочувствия учащимся, не достигшим высоких результатов на данном уроке и стимулирование их к достижению цели; выражение радости и надежды на интересную встречу на следующем уроке; пожелания успехов и здоровья.

При изучении нового материала большинство уроков проводится в погружение учащихся в проблемную ситуацию при решении которой стараюсь опираться на личностный опыт ученика, рассматривая знакомые ему жизненные ситуации. На этом этапе  метод проблемного обучения даёт хорошие результаты. При создании проблемной ситуации задействуются те психологические центры, которые вызывают  эмоциональное проявление у личности, в частности, желания к самостоятельному поиску решения.
В процессе закрепления изученного материала использую различные типы проектных и следующие виды проектной деятельности: мультимедийные  презентации по темам; практикум  решения задач, моделирование задач; тестирование на компьютере, исследовательская деятельность. Каждая  из рассмотренных видов деятельности учит учиться, готовит школьников к самообразованию, развивает творческую познавательную активность.
При организации проектной работы с учащимися  стараюсь подчинять задачи проекта дидактическим целям учебной работы, т.е. чтобы проектная работа не отвлекала учащихся от прохождения программного материала, решения необходимого круга практических задач, а также не приводила к значительному увеличению учебной нагрузки. Так, изучение в 6 классе темы «Длина окружности» начали с предложенной учителем задачи о нахождении отношения длины окружности к её диаметру. Длину окружности сами ребята предложили измерять веревочкой, а диаметр линейкой. Так класс был разделен на 4 группы, у каждой была своя окружность, которую ребята увидели в окружающей обстановке: обруч, моток скотча, цветочный горшок, компьютерный диск. На доске была начерчена сводная таблица результатов, которую каждая группа стремилась быстрее всех заполнить. Выводы делались коллективно. Учащиеся были необыкновенно заинтересованы, учителю осталось только записать и объяснить математическую формулу длины окружности. К следующему уроку дети с удовольствием приготовили исторический материал на эту тему и выступали с докладами перед классом.
Данный урок впоследствии был оформлен как исследовательская работа учащихся.
При закреплении знаний учащиеся большую часть времени работают самостоятельно . Творческий характер является неотъемлемой частью системы и требованием к любой задаче.  Творческий характер деятельности определяется в процессе постоянного наблюдения за выполнением заданий каждым учащимся со следующих позиций: уровень мотивации учащегося; оригинальность метода решения; творческая фантазия; оригинальность оформления; уровень использования межпредметных связей; умение осуществлять самоанализ своей деятельности. Очень важно, чтобы в процессе изучения темы учащиеся видели в каких жизненных ситуациях она применяется, т.е видели не «сухую» математику, а связь её с жизнью. Приведу лишь небольшой ряд таких уроков и тем, где видна связь и жизнью.

6-й класс. Тема “Диаграммы”. В диаграммах отражаем работу нашей школы: “Успеваемость. Процесс питания. Количественный состав. Возраст школьников.”

6-й класс. Тема “Координатная плоскость”. Строим рисунки по координатам, накопленные из газеты “Математика”, часть придумываем сами.

7-й класс. Практическая работа “Определение высоты дерева” в теме “Пропорция”

8-й класс. Практическая работа “Определение высоты дерева” в теме “Подобие треугольников”.
(Более подробно см. приложение 1)
Без уроков обобщения и систематизации знаний, называемых также уроками обобщающего повторения, нельзя считать завершённым процесс усвоения учащимися учебного материала. На них выделяют наиболее общие и существенные понятия, устанавливают причинно-следственные и другие связи между важнейшими понятиями, усваивают наиболее общие закономерности. На таких уроках я использую дидактические игры. Они приносят большую пользу тем, что учат учащихся применять знания в новых условиях или ставят задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности. Дидактическая игра является средством умственного развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел и правила игры, нужно активно выслушать и осмыслить объяснение учителя. Решения задач, поставленных играми, требуют сосредоточенного внимания, активной мыслительной деятельности.
Примером использования дидактической игры может быть урок-аукцион, проведённый в 8 классе по теме «Площади». На этом уроке сочеталось развитие мыслительных операций с развитием навыка групповой работы и поддержанием интереса к предмету за счёт необычной формы подачи знаний.
Подготовка и проведение таких уроков позволяют каждому ученику принять посильное участие, внести свой вклад в общее дело. Такие уроки вызывают положительные эмоциональные переживания и запоминаются надолго. В старших классах ученики сами участвуют в подготовке и проведении таких уроков: отбирают материал, продумывают ход урока, придумывают игровые моменты. Это даёт детям необходимый опыт организационной работы.


Представленный опыт имеет большой развивающий потенциал, его применение создает условия для развития учебной деятельности учащихся и повышения мотивационного компонента в обучении математике.

4. результативность.

Позитивная динамика учебных достижений обучающихся.

1. Уровень обученности и качество знаний учащихся по математике.

Год
Всего учащихся
Уровень обученности
на «4» и «5»
Качество знаний

2010-2011
47
100%
25
53,2%

2011-2012
41
100%
26
63,4%

2012-2013
54
100%
31
57,4%


2. Результаты районных контрольных работ по математике в 5 классе.

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
3.Результаты районных контрольных работ по математике в 11 классе.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
4.Результаты ЕГЭ по математике в 11 классе.

год
Мин Рособр
надзор
Средний балл по школе
Средний балл по району
Средний балл по области

2010
21
55,5
47,4
44,8

2011
24
43,7
47,5
49,1

2012
24
54
45,1
45,8

2013
24
53,7
51,4
49,1


Данные таблицы представлены в виде диаграммы. 13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Анализируя результаты качества знаний по годам, районные контрольные работы и результаты сдачи ЕГЭ, делаем вывод, что обучающиеся показывают стабильные результаты знаний предмета, средний балл по ЕГЭ выше районного.

Ежегодно ученики являются участниками муниципального этапа Всероссийской олимпиады по математике.
2009-2010
Соколова Т.
11
1 место

2010-2011
Бузин А.
10
участие

2010-2011
Катерин С.
9
участие

2011-2012
Бузин А.
11
участие

2011-2012
Катерин С.
10
участие

2012-2013
Катерин С.
11
участие


Участие в Интернет-олимпиадах.
Название олимпиады
участники
Результаты (баллы)

Всероссийская
Голубина Валерия 5 кл
из 20

Олимпиада
Волкова Ольга 5 кл
из 20

«Молодежное
Сухоруков Олег 5 кл
из 20

Движение»
Изранцев Артем 7 кл
из 20

Весна 2013
Колдин Денис 7 кл
из 20





Всероссийская
Анашкин Никон 5 кл
9 из 15

Олимпиада
Кирсанова Елизавета 5 кл
4 из 15

«Молодежное
Семёнов Ал-р 6 кл
8 из 15

Движение»
Голубина Валерия 6 кл
7 из 15

осень 2013
Колдин Денис 8 кл
8 из 15









Медалисты.

Год
выпуска
Ф.И.О. ученика
Медаль


2010
Соколова Татьяна
золотая

2010
Давыдова Елена
золотая

2010
Сорокина Мария
серебряная

2013
Катерин Сергей
серебряная

2013
Сазонов Вадим
серебряная




Приложение №1

Рекомендации
по применению активных методов и приемов на разных типах уроков математики и в рамках одного урока
Типы уроков
Методы и приемы
Методические разработки уроков, подготовленные мною.

Изучение и первичное закрепление нового материала

Приемы технологии КСО,
создание проблемных ситуаций: подведение к противоречию, столкновение мнений, проявление неопределенности (избыточность или неполнота исходных данных).
Задания к теме, перечень вопросов, проектов, творческих работ, разноуровневых задач.
- 6 класс тема «Деление целых чисел»,
- 6 классшение тригонометрических уравнений»,
«Взаимное расположение прямой и плоскости»,
«Построение графиков функций с помощью производсной»
«Приложения определенного интеграла»
И другие

Закрепление знаний и способов деятельности
Приемы технологии КСО; организация работы малыми группами; алгоритм поэтапного формирования умственных действий. Создание ситуации успеха. Создание образовательных ситуаций развивающего типа: ситуации неопределенности, ситуации несоответствия. Ситуации интереса. Незаконченное предложение, заполнение недостающих данных таблиц. Дифференцированный подход. Взаимоконтроль. Коррекция: индивидуальные задания на дом.
«Решение тригонометрических уравнений»
«Взаимосвязь параллельности прямых и плоскостей»,
«Наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке»,
«Криволинейная трапеция и ее площадь»,
«Площадь поверхности пирамиды»
И другие.

Комплексное применение знаний и способов деятельности

Дифференцированный подход. Организация работы малыми группами.
Работа над проектами. Создание ситуации успеха. Тестовый контроль. Самоконтроль.
«Свойства и графики тригонометрических функций»,
«Обратные тригонометрические функции»,
«Решение задач на оптимизацию»,
«Решение уравнений и неравенств с параметром»
И другие.

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Метод учебных проектов (сборники задач, презентации), турнир знатоков и др. игровые формы
использование компьютера и компьютерных программ. Создание ситуации успеха. Построение структурно- логической схемы.

6 класс « Симметрия в с. Инякино»,
6 класс «Проценты в нашей жизни»,
6 класс «Заряжай мозги!»(комбинаторные задачи составляем сами),
8 класс «Решение тригонометрических уравнений»
9 класс «Правильные многогранники»
9 класс «Построение графиков функций, содержащих модуль»
И другие

Контроль знаний умений навыков
Разноуровневая контрольная работа. Зачет, релейный зачет, тестовый контроль, ОКР. Использование компьютера и компьютерных программ.
Релейные зачеты по темам «Решение квадратных уравнений», «Решение линейных уравнений», «Решение целых уравнений», «Решение дробных рациональных уравнений», «Решение квадратных неравенств методом интервалов»
Тестовый контроль ( во всех классах по всем темам)
ОКР ( по всем темам)
Компьютерные контролирующие программы.




Приложение 2.



Урок математики в 5 классе «Треугольники и их виды»
Практическая работа


Урок математики в 6 классе «Действия с десятичными дробями». Победители игры «Знайки десятичных дробей»


Открытый урок на ММО








Проектно-исследовательская работа по математике
« Длина окружности и число 13 EMBED Equation.3 1415 »



Защита проекта «Расход семейного бюджета на ремонт прихожей». Ученица 6 класса Потапова Александра.




























Root Entry#,##0\ "р.";[Red]\-#,##0\ "р."ОC

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0.00Arial Cyr 2011 г&2012 г&2013 г&\ "р.";[Red]\-#,##0.00\ "р."Оw*9
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0\ _р_._-;\-* #,##0\ _р_._-;_-* "-"\ _р_._-;_-@_-О‡,A
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00\ _р_._-;\-* #,##0.00\ _р_._-;_-* "-"??\ _р_._-;_-@_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"Ґ
·
·Arial Cyr1"Ґ
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·2011 г152013 г