Творческий отчет по теме самообразования Реализация личностно-ориентированного обучения через использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Творческий отчет по теме самообразования "Реализация личностно-ориентированного обучения через использование ИКТ на уроках русского языка и литературы "
Творческий отчет о работе по теме самообразования учителя русского языка и литературы
МКОУ Синеборской ООШ
Калашник Г. Н.
2014-2015 уч. год.
Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим
количеством органов чувств они воспринимаются.
К. Ушинский
Тема самообразования, над которой я работаю второй год, - «Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы через использование ИКТ». Эта тема была выбрана мной неслучайно.
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно, в школе необходимо создать условия, способные обеспечить следующие возможности: ♦ вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс; ♦ совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем; ♦ широкого общения со сверстниками из других школ, регионов, стран; ♦ свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам. И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства, глобальные телекоммуникационные сети Интернет. Новые педагогические технологии немыслимы без широкого применения ИКТ (информационно-коммуникационных технологий), именно они позволят в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности. Одной из ведущих потребностей, в том числе личности ребенка, является потребность в самореализации. Она выступает внутренним стимулом человеческой деятельности. Создание условий для развития личности, способной к самореализации – основная задача современной школы. Личностно-ориентированный подход в обучении является наиболее эффективным в создании необходимых условий для полноценного развития личности. Так как в его основе заложены гуманистические идеи сотрудничества, диалога, индивидуализация полноценного развития личности. Введение личностно-ориентированного обучения в учебный процесс подразумевает индивидуальную деятельность учителя по проектированию учебной деятельности и ее практической организации на уроках русского языка и литературы с учетом личностных возможностей учащихся. Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет учителям реализовать свои педагогические идеи, представить их вниманию коллег и получить оперативный отклик, а учащимся даёт возможность самостоятельно выбирать образовательную траекторию – последовательность и темп изучения тем, систему тренировочных заданий и задач, способы контроля знаний. Так реализуется важнейшее требование современного образования – выработка у субъектов образовательного процесса индивидуального стиля деятельности, культуры самоопределения, происходит их личностное развитие. Основная задача современного образования не столько давать ученику знания, сколько научить получать эти знания. Подготовка к непрерывному образованию, к обучению в высших учебных заведениях обязательно предполагает развитие навыков самостоятельной и групповой работы, умения пользоваться дополнительной литературой, электронным и информационно-коммуникативными системами и другими источниками информации, умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, проникать в суть проблемы и добиваться ее решения. Все вышесказанное обуславливает актуальность данной темы. Цель работы: показать возможность использования информационно –коммуникационных технологий и эффективность применения данной технологии на уроках русского языка и литературы. Предмет исследования – методика проведения уроков с использованием ИКТ. Гипотеза исследования: если при обучении русского языка и литературы использовать информационно-коммуникационные технологии, то это позволит повысить уровень подготовки учащихся. Цель и гипотеза позволили сформулировать задачи исследования: • изучить передовой опыт по использованию ИКТ в преподавании курса русского языка и литературы по литературным и электронным источникам; • выявить возможности использования ИКТ на уроках русского языка и литературы; • обобщить личный опыт использования ИКТ в преподавании русского языка и литературы. Для проверки гипотезы и реализации поставленных задач были использованы теоретические методы исследования: - анализ литературы по философии, психологии, дидактике и методике преподавания русского языка и литературы; - анализ естественнонаучной литературы по проблеме исследования. В качестве методов экспериментального исследования использовались: - наблюдение учебного процесса; - беседы с учащимися; - анкетирование; - символическая оценка урока; - письменные проверочные работы; - анализ устных ответов учащихся на уроках; - анализ проектных работ учащихся. Ещё до появления ИКТ ученые выявили зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя. По данным исследований, в памяти человека остается ¼ часть услышанного материала, 1/3часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Средства мультимедиа включают в себя несколько способов подачи информации - текст, неподвижные изображения (рисунки и фотографии), движущиеся изображения (мультипликации и видео) и звук, а, значит, налицо явное преимущество электронных средств обучения перед традиционными Уроки русского языка и литературы обладают рядом отличительных особенностей, которые необходимо учитывать при конструировании современного урока русского языка и литературы с использованием ИКТ: • содержание обучения опирается на ранее изученное и подготавливает базу для усвоения новых знаний; • большое внимание уделяется развитию у учащихся логического мышления, умения рассуждать и доказывать; • русский язык и литература служат опорными предметами для изучения некоторых других дисциплин; • теоретический материал осознается и усваивается в процессе выполнения упражнений, написания сочинений и т. д.
В целях активизации учебной деятельности, интеллектуального развития учащихся, повышения эффективности образовательного процесса и качества образования использую информационно-коммуникационные технологии, технологию разноуровневого обучения.
Новизна опыта заключается в создании новой образовательной среды и развитие собственной преобразующей деятельности школьников, разработка моделей уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий, подготовка методических материалов, методических рекомендаций.
Планируя урок с применением новых информационных технологий, соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми:
- четко определяю педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;
- уточняю, где и когда буду использовать информационные технологии;
- согласовываю выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
- учитываю специфику учебного материала, особенности своего класса, характер объяснения новой информации;
Методы и приемы (кроме традиционных) при проведении уроков с использованием информационных технологий.
● I. Методика организации компьютерного практикума на уроках русского языка (деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями, ученик в роли учителя;)
● II. Методика использования творческих заданий на уроках литературы с применением программ Microsoft Office: Word, Excel, PowerPoint, Movie Maker (создание рекламных роликов, презентаций, видеофильмов и т.д.)● III. Методика использования обучающе-контролирующих программ на уроках и русского языка и литературы (ролевые игры и имитации; деловые игры и моделирование; образовательные игры, электронное пособие «Уроки литературы 9 класс» изд.дом «Равновесие», «Уроки литературы», «Уроки русского языка» изд.дом «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» и др.) В обучающих программах, таких как «Уроки литературы 9 класс» ученикам предоставляется возможность дополнять, редактировать данный материал (я и сама это поощряю), что способствует поиску ученикам новой информации, получению навыков самообразования и делает процесс обучения максимально увлекательным.
С интересом ученики вставляют слова, буквы, расставляют знаки препинания, указывают неверные слова, осознают, насколько хорошо знают (или не знают) правила правописания.
Обучающие программы предоставляют практически безграничные возможности мне как учителю, так и учащимся, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимации и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования (в режиме «онлайн», т.е. здесь и сейчас), проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.
Я применяю программы для работы со всем классом, которые предполагают возможность соучастия детей в процессе обучения. Я работаю за клавиатурой, а учащиеся совместно обсуждают материал, который выводится на экран. Дети делятся на группы, где работают совместно, а я ввожу результат в компьютер.
Формы организации занятий с использованием ИКТ:
Самостоятельные работы, компьютерные практикумы, творческие задания, проекты, деловые игры, олимпиады, проведение предпрофильных курсов «Медиапрограммы» и т.д.
Для контроля за уровнем знаний, умений и навыков, формирования активной, самостоятельной, творческой, практической деятельности школьников на уроках использую письменные, устные формы контроля, диктанты, тестовые задания, разноуровневые работы, контрольные работы, фронтальный опрос, викторины, самоконтроль.
Очень удобно использовать компьютерные технологии и при повторении пройденного материала. Например, повторение по теме «Не с существительными»
Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку, попасть на заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя.
На уроке, посвященном изучению произведения К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб» ученики имели возможность посмотреть отрывки их мультфильмов, снятых по этой сказке, причём один мультик был снят в 1973 году, а другой – в 2003, это способствовало развитию у учеников умения сопоставлять, анализировать, делать выводы. Также прозвучала музыкальная композиция Ю.Энтина «Дорогою добра», что способствовало созданию положительного эмоционального настроя на уроке и было напрямую связано с тематикой произведения.
Для увлеченных литературой учеников на уроках обобщения и повторения предлагаются кроссворды, криптограммы, тексты по фольклору, творчеству Пушкина, Гоголя, Тургенева.
На уроках закрепления изученного материала использование мультимедийного проектора также значительно повышает интерес к предмету. С целью лучшего запоминания и четкого структурирования в конце урока делаю обзор изученного материала, демонстрируя наиболее важные наглядные пособия на слайдах.
Перед глазами детей яркая таблица с правилом, например «И, Ы после приставок».
Компьютерное тестирование дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать «работу над ошибками». Тестирование с помощью компьютера гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, множество тестов представлены в игровой форме (для 5 классов. При неправильном ответе школьник услышит смешной звук или увидит неодобрительное покачивание головы какого-нибудь забавного героя. А если тест успешно пройден - ученику вручат виртуальный лавровый венок, в его честь зазвучат фанфары и в небе вспыхнет салют) и максимально приближенной к ГИА (для 9-х классов. Что позволяет ученикам менее эмоционально воспринимать итоговую аттестацию). Естественно, что такое тестирование не вызывает у ученика стресса или отрицательных эмоций. К тому же, ученики тут же получают оценку компьютера. Быстро, объективно, интересно...
Использование ИКТ позволяет дифференцированно подходить каждому ребенку. Уверенные в своих знаниях ученики, быстро справляясь с основным заданием, получают право выполнить упражнение с помощью компьютерного тренажера и услышать заслуженное «отлично».
Следует отметить, что средние и даже слабые ученики неплохо справляются с заданием компьютера. Если за традиционную проверочную работу обучающийся получает «3» или «2», то упражнение тренажера на эту же тему, как правило, выполнит на балл выше. Это говорит о том, что ребенок, оказавшись рядом с домашним предметом, каким является для многих компьютер, чувствует себя более свободно и комфортно.
Конечно, из вышесказанного не следует, что теперь уроки надо проводить с использованием ИКТ, вслепую доверяя компьютерным программам, и все изложение учебного материала перепоручить технике. При очевидных достоинствах, например такого программного продукта как «Кирилл и Мефодий», у него все же есть недостатки. Так, некоторые темы ошибочно внесены в курс 5 кл., например, «Сложносокращенные слова», «Правописание суффиксов имен прилагательных», «Четыре вида корней с чередованием». А вот тема «Глагол» отсутствует вовсе. Таким образом, есть несоответствие учебной программе.
Из этого делаем вывод, что учитель может и должен чередовать разнообразные методические приемы. Например, часть урока преподаватель может объяснить сам, другую – используя электронного помощника.
ИКТ могут использоваться на различных этапах урока: проверка домашнего задания, организация фронтального опроса, подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, объяснения и закрепления нового материала, промежуточного и итогового контроля. Каждый этап урока требует детальной проработки. Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств: • на уроке изучения нового материала нужна демонстрация, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал; • на уроке закрепления целесообразно использовать контролирующие программы (тесты, тренажеры), где учащиеся закрепляют полученные знания и навыки по данной теме; • на контрольном уроке учитель может тщательно проверить, насколько ученик усвоил материал. В ходе разработки компьютерного урока следует выделить следующие этапы: 1. Постановка задач, активизирующих учебную деятельность а) Анализ содержания урока на возможность использования информационных технологий с целью оптимизации учебной деятельности; б) прогнозирование результатов деятельности, организованной посредством информационных технологий. 2. Подбор материала, обеспечивающего решение учебных задач посредством ИКТ. 3. Выбор средств ИКТ, отвечающих поставленным задачам: а) соотнесение функциональных возможностей средств информационных технологий с целями деятельности; б) определение условий использования средств информационных технологий.
4. Составление и анализ алгоритмов (последовательности действий со строго определенными правилами выполнения). 5. Получение результатов, анализ Урок может проводиться в компьютерном классе, или в кабинете, В любом случае следует помнить о санитарно-гигиенических нормах при непрерывной работе за компьютером. Для учащихся 5-9-х классов 15-25минут. Работа учащихся в классе может быть: • Фронтальной - просмотр видео фрагментов, наблюдения за изменениями объектов; • Индивидуальной - выполнение практических работ, выполнение упражнений; • Групповой (группы по 2-4 человека)- выполнение учебного проекта. В структуре урока могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательное чередование видов деятельности за компьютером и без него: • актуализация (повторение учебного материала); • формирование знаний, умений, навыков; • применение учебного материала на практике, проверка уровня усвояемости. Программные и технические средства, используемые на уроке, вносят свою специфику, способствуют совершенствованию традиционных методов обучения. Изменяется и роль учителя. На медиауроке он чаще всего выступает в качестве консультанта, что способствует развитию познавательной активности учащихся, более полному усвоению ими учебной информации. Для учителя появляется больше возможностей для индивидуальной работы с учащимися. Без сомнения, все наше знание начинается с опыта. (И. Кант, немецкий философ, 1724-1804 гг.). Я приведу примеры использования ИКТ на своих уроках русского языка и литературы. практикую в своей работе для оптимизации образовательного процесса объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного пособия. Визуальное представление определений, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений. Использование презентационных материалов на уроках русского языка и литературы помогает: • рационализировать формы преподнесения информации (экономии времени на уроке); • повысить степень наглядности; • получить быструю обратную связь; • отвечать научным и культурным интересам и запросам учащихся; • создать эмоциональное отношение к учебной информации; • активизировать познавательную деятельность учащихся. • реализовать принципы индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
Наблюдения показывают, что применение информационных технологий значительно снижает страх школьников в процессе самовыражения на уроке (не нужно стоять перед всеми, у доски) – это особенно актуально для 5 классов, так как у них проходит период адаптации к основной школе, стимулирует творческую активность (можно многое самостоятельно пробовать).