Воспитательная система В каждом ребенке солнце, дайте ему светить!
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа № 129»
Воспитательная система 5 «Б» класса
«В каждом ребёнке есть солнце, дайте ему светить!»
Классный руководитель:
учитель биологии, химии
первой квалификационной
категории
А.В.Сидорова.
Нижний Новгород
2015
Содержание
Обоснование воспитательной системы…………………………………3
Аналитическое обоснование воспитательной системы…..……………4
Концептуальные основы системы………………………………………14
Цель и задачи воспитательной системы………………………………..16
Содержание и механизм реализации программы воспитательной системы ………………………………………………………………………17
Ожидаемые результаты ……….………………………….……………...25
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы…………………………………………………………………………26
Нормативно-правовая основа……………………….………………….27
Список литературы ……………………………………………………28
Обоснование воспитательной системы.
Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.
По данным статистики в России продолжает сокращаться численность населения, у значительной части детей школьного и дошкольного возраста обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения, не снижается количество выявленных нарушений прав детей. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании, токсикомании: почти четверть преступлений совершаются несовершеннолетними в состоянии опьянения. Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправных действий злоумышленников в сети «Интернет». Все эти проблемы прежде всего связаны с недостаточным уровнем сформированности морально – нравственных, культурных ценностей, интеллектуальных качеств личности человека. Поэтому проблема воспитания подрастающего поколения, безусловно, заслуживает пристального внимания, так как речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах каждого человека в обществе, гражданском становлении подрастающего поколения, формировании у него готовности к достойному служению Отечеству. Меня как классного руководителя очень тревожит сложившаяся в современном обществе ситуация, ведь в будущем я хочу видеть своих учеников самореализованными успешными людьми, с активной жизненной позицией и высокими морально - нравственными ценностями, патриотов своей страны. Формирование этих качеств я вижу в раскрытии индивидуального потенциала каждого из них.
Я придерживаюсь мнения, что любой ребенок — это личность, обладающая своим темпераментом, характером, способностями, мировоззрением, определённым жизненным опытом. И не важно, из какой семьи этот ребенок, какой социальный статус его родителей. В каждом ребенке существуют потребность в реализации своих интеллектуальных, коммуникативных и физических способностей. Однако, не всегда к каждому ребенку проявляется должное внимание со стороны педагогов, зачастую многие дети остаются за бортом деятельности сначала школьного коллектива, а затем общественной жизни. Отсюда возникает педагогическая запущенность детей, которая ведет к асоциальному поведению. Моя воспитательная система направлена на то, чтобы пробудить и поддержать стремление ребенка к проявлению и развитию природных и приобретенных возможностей. Всячески содействовать каждому члену коллектива класса стать самим собой, найти ту крупинку, то зернышко творческой и умственной индивидуальности, которая позволит ему обрести свой образ. Поэтому девизом моей воспитательной системы стало изречение древнегреческого философа Сократа «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить!»
.
Аналитическое обоснование воспитательной системы.
Ещё К.Д. Ушинский утверждал: чтобы воспитывать личность во всех отношениях, надо знать её во всех отношениях. Для того чтобы правильно организовать работу с классным коллективом и определить приоритетные направления в воспитательной деятельности я использовала различные методы диагностики по выявлению особенностей классного коллектива в целом, каждого ребенка в отдельности, а также аспектов семейного воспитания.
Процесс диагностирования учащихся носит систематический характер и состоит из нескольких этапов:
Вводная
текущая
промежуточная
итоговая
Каждый из них включает несколько наиболее актуальных направлений.
«Здоровье»
«Взаимодействие»
«Семья»
«Нравственность»
«Интеллект»
Которые на определенном этапе помогают скорректировать воспитательные мероприятия с классом и сделать работу более эффективной.
Направление «Здоровье»
Проанализировав результаты проведенного анкетирования среди учеников моего класса, я определила степень переутомления и перегрузки учащихся и влияние этих факторов на учебную деятельность. Из данных, приведенной ниже, таблицы видно, что у обучающихся имеются периодически возникающие проблемы со здоровьем. Вид недомоганий, которые я испытываю Всегда Часто Иногда Никогда
Сонливое состояние 2% 23% 56% 19%
Раздражительность, невозможность сосредоточиться - 21% 65% 14%
Головные боли - 12% 84% 4%
Боли в желудке - 23% 52% 25%
Головокружение - 3% 26% 61%
Направление «Взаимодействие»
Диагностика в этом направлении заключается в определения степени проявления лидерства или изолированности учащихся класса по методике Дж.Морено.
1.Социометрическое исследование коллектива. В ходе классного часа «Я и коллектив» учащимся было предложено несколько вопросов, на каждый из них необходимо было дать 3 ответа.
а) Кого из ребят класса ты взял бы с собой в поездку на 6 дней в одном купе?
б) С кем из ребят класса ты хотел бы жить в одном доме, на одной улице?
в) Кому из ребят класса ты мог бы доверить свою тайну?
г) Если бы ты был классным руководителем в своем классе, кого бы ты перевел в другой класс?
По результатам данного теста, было выявлено, что лидерами в классе являются:
Комарова Елизавета
Калякина Ксения
Помазов Степан
Эти ребята набрали наибольшее количество голосов среди одноклассников.
Наименьшее количество голосов набрали:
Надин Никита
Чайкин Николай
Ипполитова Алина
Хочется отметить, что важным в общении для ребят являются следующие качества:
Большинство учащихся осознают понятие дружбы и качеств, которыми должен обладать человек для общения с окружающими людьми и прежде всего своими сверстниками.
Это позволило оценить степень взаимодействия между учениками в классе, организовать систему самоуправления в классе (Приложения 1,2 ) и наметить работу с теми ребятами, которые оказались в «группе риска», а также продолжить прививать всему коллективу такие качества как товарищество, взаимопонимание, толерантное отношение друг к другу.
Направление «Семья»
Одним из условий воспитательной стратегии является вовлечение семьи в воспитательный процесс подрастающего поколения. Семья должна быть партнером школы и под ее руководством целенаправленно участвовать в воспитательном процессе. В последнее время родители чаще заняты более насущными проблемами, сводящимися к заработку средств на жизнь. И воспитательную функцию взваливают на плечи школы, классного руководителя. Одной из основных задач школы является активизация совместной деятельности родителей и учителей. Для того чтобы организовать эту работу я провела исследование семей своих учащихся не только по социальным показателям (Приложение 3) , но и в направлениях «родители – ребенок» и «родители – школа» с целью:
- уровень взаимоотношений в системе «родители – ребенок», основные формы воспитания в семье и ценности на которых оно строится;
- выявить отношение родителей к школе, их желание принимать активное участие в жизни школьного коллектива.
Изучение взаимоотношений в системе «родители — ребенок»
Опрос родителей:
Изучая нравственные приоритеты семей, предложила родителям проранжировать понятия по степени значимости «Для меня самое главное, чтобы у моего ребенка было хорошее в будущем».
Результаты были следующими:
здоровье;
образование;
взаимоотношение с родными;
любовь;
друзья;
питание;
работа;
деньги;
жилье.
Прихожу к выводу, что главенствующее положение в предложенном родителям рейтинге занимают такие аспекты как здоровье и материальное благосостояние, а вот духовно – нравственные качества, такие как, взаимоотношение с окружающими, дружба, любовь отводятся на второй и третий план.
Опрос детей:
На одном из первых классных часов я дала детям задание заполнить схему «Какие ассоциации возникают у вас при словосочетании «моя семья»». Ответы были неоднозначные, однако, вот самые распространенные из них:
Помощь
51%
Мама, папа, сестра, брат и т.д. 100%
Переживание друг за друга
31%
Сочувствие
67%
Моя семья
Общие дела
20%
Общие увлечения 24%
Схема 1.
Видно, что очень малый процент детей ответили, что общими в семье являются общие дела и увлечения. Это говорит о том, что совместная деятельность детей и родителей практически сведена к нулю.
Полученная, одновременно и от детей, и от родителей, информация помогла определить положение ребенка в семье, желание родителей знать своего ребенка, его проблемы, его внутреннее состояние. Кроме того это позволило составить план работы с семьей, например, включить в него тематические консультации, определить темы собраний, родительских всеобучей, совместных дел и мероприятий учащихся и родителей. Именно это будет способствовать сплочению семьи и школы и постепенному вовлечению первой в воспитательный процесс.
Изучение взаимоотношений в системе «родители — школа»
1. Вы ощущаете себя по отношению к школе: 2. Вы оказываете помощь школе:
3.Вы хотите влиять на решения, принимаемые 4.Хотели бы вы принимать участие в
классным руководителем, учителями, жизни школы
и класса где обучается ваш ребенок
администрацией школы:
По данным опроса видно, что большинство семей хотели бы видеть себя партнерами школы или ощущают себя таковыми. Они готовы участвовать в школьной и классной жизни, однако, не все желающие привлечены к этой совместной деятельности. Кроме того есть родители, которые приняли пассивную позицию по отношению к воспитательному процессу в школе.
Направление «Нравственность»
Для диагностики нравственных приоритетов учащимся было предложено
продолжить неоконченные предложения
Добро – это …. Открытость – это ….
Зло – это …. Подлость – это …
Любовь – это … Совесть – это ….
Ненависть – это …. Наглость – это …
Дружба – это … Порядочность – это ….
Враждебность – это… Право – это ….
Честность – это … Обязанность – это ….
Часть учащихся не смогли объяснить такие понятия как, обязанность, наглость, порядочность, право, ненависть. Более точно были определены понятия добра, зла, дружбы, любовь. Необходимо организовать работу по изучению понятий в различных нетрадиционных внеклассных мероприятиях (игровые и ролевые ситуации, дискуссии и т.д.)
Направление «Интеллект»
На конец 2014 - 2015 учебного года уровень качества в классе составил 72 %. Среди них 2 отличника и 12 хорошистов. Это свидетельствует о высокой познавательной активности учащихся, высокой мотивации к процессу получения знаний. Мониторинг интеллектуальных качеств учащихся осуществляется на протяжении всего обучения. На разных возрастных этапах своих подопечных решаются разные задачи, но у этих задач есть одна главная цель — развитие рефлексивных умений учащихся. Ведь умение рефлексировать поможет ученику изменить самооценку, сформировать самокритичность, способность к самосовершенствованию.
В первую очередь, диагностика в данном направлении начинается с изучения учебной мотивации учащихся и их отношения к учебным предметам. Это позволяет выявить приоритеты учебных интересов учащихся, скорректировать профессиональную деятельность педагогов, работающих в классе.
Каждому учащемуся предлагается дать оценку своим возможностям в обучении в начале и конце учебного года и конце. Диагностика проводилась во второй четверти, так как в первой четверти у пятиклассников происходит адаптация к обучению в среднем звене.
Результаты мониторинга следующие:
Качества, необходимые для самосовершенствования Самооценка учащихся
Скорее да Скорее нет Затрудняюсь ответить
1. Заинтересованность
83% 2,5% 14,5%
Тебе очень интересно учиться в школе. 95% - 5%
Твоя заинтересованность проявляется в любознательности. 71% 5% 24%
2. Ответственность
запланированных тобой. 87% 7,5% 5,5%
Ты сам отвечаешь за приход на уроки вовремя, за выполне ние всех учебных и внеучебных работ
96% 4% Ты умеешь разумно планировать время на уроки и на отдых.
87% 5% 8%
Ты понимаешь необходимость дополнительной работы по учебным предметам. 69% 21% 10%
Ты отвечаешь за наличие учебных материалов к занятиям и за сроки их сдачи, за результативность своей работы на уроке. 96% - 4%
3. Самостоятельность 67% 24% 9%
Ты всегда сам начинаешь выполнять учебную и домашнюю работу. 56% 42% 2%
Если сталкиваешься с трудностями, преодолеваешь их самостоятельно. 68% 25% 7%
Критически оцениваешь полученные результаты. 78% 5% 17%
4. Сосредоточенность 64,5% 20% 15,5%
Ты углубляешься в работу над заданием и способен сохранить внимание до получения необходимых результатов. 45% 28% 27%
Во время работы ты не отвлекаешься на посторонние дела. 84% 12% 4%
5. Инициативность 73% 20% 7%
Ты активен в учении. 91% - 9%
Закончив одно задание, просишь другое. 87% 13% -
Охотно берешься за общешкольные и классные задания. 78% 6% 16%
Предлагаешь свои варианты выполнения учебных заданий. 36% 64% -
6. Сотрудничество 86% 1% 13%
Ты ответственно относишься к общению с другими людьми 85% - 15%
Ты активен индивидуально и в группе. 90% 2% 8%
Ты можешь быть терпеливым, умеешь помогать другим, желаешь достижения хороших результатов для всех. 83% 17%
7. Требовательность 65% 9% 76%
Ты работаешь на уроке, добиваешься высокого качества своей работы. 79% - 21%
Ты справедлив в оценке своих результатов. 68% 15% 17%
Ты можешь в любой ситуации сделать справедливый вывод. 49% 13% 38%
Проведенное исследование показало, что у учащихся достаточно высокая самооценка своих возможностей, ребята заинтересованы, самостоятельны, инициативны и требовательны к себе. Необходимо спланировать работу в направлении совершенствования данных качеств.
Кроме того учащимся предлагается оценивать свои творческие достижения в каждой четверти учебного года. Так называемая карта достижений (таблица ниже) прилагается к портфолио ученика и заполняется каждую четверть, а подтверждается приложением рефератов, проектов, докладов, исследовательских и работ, грамотами, благодарностями и т.д. и складывается из собственной оценки ученика и оценки классного руководителя.
№ Достижения Оценка ученика/ оценка классного руководителя
I
верть
1 четверть II чет-
верть III чет-
верть IV За год
1. Участие в написании рефератов. 2. Участие в написании докладов. 3. Участие в предметных конференциях. 4. Участие в работе школьных и внешкольных предметных научных обществ. 5. Участие в олимпиадах по предметам. 6. Участие в предметных вечерах. 7. Участие в предметных неделях. 8. Участие в предметных викторинах, турнирах, КВНах. 9. Участие в исследовательской работе (по предмету, дополнительной работе по предмету). Направление «ДОСУГ»
Для мониторинга в этом направления можно я использую такие формы как:
1.Рейтинг внеклассных дел
Рейтинг внеклассных дел проводится в конце четверти и в конце учебного года.
На доске изображаю круг. В этот кругу ребята вписывают те дела, которые им были интересны в этой четверти, учебном году. После выполнения этой совместной работы ребята должны проранжировать эти мероприятия.
После того как ребята сделали свой выбор, экспертная группа определяет три дела, которые более всего понравились ребятам. Учащиеся класса должны попытаться назвать преимущества этих мероприятий перед другими, кроме того, класс отмечает тех ребят, которые проявили инициативу и активность в подготовке и проведении этих мероприятий.
Такая активная диагностика позволяет определить внеучебные интересы учащихся, их желание проявить собственную ответственность и активность.
2. Защита авторских проектов
Очень эффективной формой диагностики интересов учащихся может стать защита авторских проектов. Класс был поделен на микрогруппы. Каждая группа получает задание по направлениям плана воспитательной работы. Учащиеся должны подумать и предложить мероприятия в этом направлении. Как правило, дети подходят к этой работе творчески и с большим удовольствием. Им нравится, что классные дела предлагаются не взрослыми, а планируются ими самостоятельно. Это деятельность дает возможность ребенку пофантазировать и представить себя в том или ином деле, рассчитать свои силы и возможности. И самое главное — такая деятельность развивает у ребенка ответственность и рефлексивные умения.
Проанализировав результаты проведенного мониторинга среди учеников 5б класса и их родителей, прихожу к следующим выводам:
у обучающихся класса имеются некоторые проблемы со здоровьем, которые чаще всего возникают в связи с учебной перегрузкой, малоподвижным образом жизни, неправильным питанием;
социометрические исследования показали, что большинство учащихся класса имеют достаточно высокий показатель взаимодействия со сверстниками, ценят такие качества как дружба, взаимопомощь, товарищество, толерантность. 5б класс – цельная система не поделенная на отдельные группы, группы мальчиков и девочек. Однако, в классе есть дети вновь прибывшие и дети малообщительные, замкнутые в себе, которые требуют повышенного внимания.
все семьи положительные, в большинстве своем занимаются воспитанием детей, следят за их поведением, успеваемостью в школе. Многие родители совместно с детьми имеют общие увлечения. Настроены занять активную позицию в воспитании своих детей совместно со школой, классным руководителем. Однако, есть малая доля родителей, которые уделяют недостаточно времени воспитанию своего ребенка. Этим семьи необходимо оказать педагогическую поддержку и вовлечь в совместную воспитательную деятельность со школой.
проведенное исследование учебной мотивации учащихся показало, что у детей достаточно высокая самооценка своих возможностей, ребята заинтересованы, самостоятельны, инициативны и требовательны к себе. Необходимо спланировать работу в направлении совершенствования данных качеств.
3.Концептуальные основы программы воспитательной системы.
Воспитание должно быть целенаправленным и пронизанным огромной любовью к человеку, поэтому в основу программы положены педагогические идеи В.И. Караковского, но за несколько лет работы в школе у меня сложилось свое представление о воспитательном процессе, в основе которого:
опора на сменные органы самоуправления в классе,
подведение итогов каждого дела
в любом деле только добровольное участие
семья - равноправный участник воспитательного процесса в школе
Программа подчинена гуманным целям восхождения личности человека к извечным духовным ценностям.
Программа построена на принципах, позволяющих воспитать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.
Принцип гуманистического воспитания
Объединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.
Принцип личностно-ориентированного воспитания
В основе лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.
Принцип природосообразностиПредполагает, что воспитание основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании возраста детей, пола, особенности психики и физиологии. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
Принцип целостного подхода
Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.
Принцип комплексного подхода
Позволяет воспитывать и развивать какие - либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди, самораскрытие человека с разных сторон.
Принцип неразрывности обучения и воспитания. Учителя-предметники и классный руководитель совместно реализуют на практике задачу необходимого для дальнейшей жизни обучения, развития и воспитания.
Принцип деятельностного подхода в воспитании. Школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем. Воспитательный процесс идет через основные виды деятельности: игровую, трудовую, познавательную и творческую.
Принцип системности, преемственности, непрерывности в развитии и воспитании детей с учетом их особенностей.
Принцип свободного участия. Ребенку предоставляется возможность выбора задания с учетом его интересов, личных качеств и возможностей.
Принцип успешности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности, то есть зону ближайшего развития. Классный руководитель должен видеть каждого ребенка во внеклассной работе и по достоинству ее оценить.
Принцип обратной связи. Каждое внеклассное мероприятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса.
Воспитательная система в классе опирается на общечеловеческие ценности. Ими являются следующие понятия:
ЗЕМЛЯ - общий дом на пороге нового мира. Земля людей и живой природы.
ОТЧЕСТВО - Родина, доставшаяся в наследство человеку от его предков, данная ему судьбой.
СЕМЬЯ - начальная ячейка общества, первая человеческая общность ребенка и естественная среда его развития.
ТРУД - вид деятельности, выделяющий человека из живого мира, основа человеческого бытия.
ЗНАНИЯ - результат разнообразного труда, мощное средство развития личности.
КУЛЬТУРА - духовное и материальное богатство, наполненное развитием человеческой цивилизации.
МИР - человеческая общность, покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества.
ЧЕЛОВЕК - высшая, абсолютная ценность, "мера всех вещей", цель, объект, субъект и результат воспитательной системы школы.
Цель и задачи воспитательной системы.
Цель программы: создание в классе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, формирование духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.
В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания:
Воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.
Формирование гражданско-патриотических качеств личности.
Развитие индивидуальных интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Формирование культуры здоровья.
Содержание и механизм реализации программы воспитательной системы.
Реализацию представленной воспитательной системы планируется осуществить в 4 этапа с 5 по 8 класс.
Этапы Сроки Класс Задачи этапа
1 этап 2015 – 2016 г. 5 1. Развитие творческой активности, создание условий для ее проявления.
2. Формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям.
3. Формирование у учащихся начальных навыков самопознания, самовоспитания, самосовершенствования.
4. Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни.
2 этап 2016-2017 г. 6 1. Формирование стремления к развитию и совершенствованию своих творческих способностей.
2. Создание условий для появления активности в организации жизни класса.
3. Создание условий для применения навыков самопознания, самосовершенствования.
4. Формирование позитивных действий в предупреждении вредных привычек.
3 этап 2017-2018 г. 7 1. Формирование умения находить приложение своим творческим умениям и навыкам.
2. Формирование умения находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции.
3. Формирование стремления более глубокого самопознания, поощрение попыток самосовершенствования.
4. Формирование сознательного выбора здорового образа жизни.
4 этап 2018-2019 г. 8 1. Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
2. Формирование гражданско-патриотических качеств личности.
3. Воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.
4. Формирование культуры здоровья.
Практическая реализация системы «В каждом ребенке солнце, дайте ему светить!» на всех этапах предполагает формирование достаточно высокой духовной атмосферы класса, творческой и нравственной личности педагога и ребенка. Она носит ступенчатый характер, так как, расширяя сферы и способы взаимодействия с окружающей средой, способствует формированию образованной и самостоятельной личности.
Каждый этап реализации системы состоит из суммы воздействий на ребенка в нескольких направления, представленных на схеме:
Работа по каждому из направлений осуществляется под определенным лозунгом и включает разнообразные формы и методы воспитательной работы: классные часы, практические занятия, деловые и ролевые игры, практикумы, тренинги, эстетические беседы, диспуты, встречи с интересными людьми, акции, экскурсии, походы, конкурсы, презентации, проекты, выставки, просмотр видеофильмов с последующим обсуждением, совместные дела , мероприятия и собрания с родителями.
Участники данного воспитательного процесса:
Личность ребенка
Педагог Родители
ПсихологМедицинский работник Социальный педагог Социальные партнеры
Оздоровительное
- создание условий для защиты, сохранения и развития физического и психического здоровья обучающихся;
привитие учащимся потребности в здоровом образе жизни;
формирование правильного отношения к занятиям физической культурой, спортом;
Нравственное
- формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семье, выработка коммуникативных навыков, культуры общения.
Общеинтеллектуальное- выявление и развитие познавательных интересов учащихся, их увлечений, выработку единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, будущего профессионального определения;
- организация работы с академически одаренными детьми.
Общекультурное
- осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность;
- организацию классных часов по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.
Экологическое
- формирование экологически целесообразного поведения, как показателя духовного развития личности.
Гражданско - патриотическое
- формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Задачи
направлений
я
План работы с семьей на 2015-2016 учебный год
Месяц Мероприятия
Сентябрь Организационное родительское собрание. «Будем знакомы»
Родительский всеобуч: Адаптационный период в школе. Правила поведения обучающихся в общественных местах. Соблюдение нормативно- правовой базы школы.
Заседание родительского комитета:
организация питания учащихся в школьной столовой
Привлечение родителей к активному участию в жизни класса
Отслеживание посещения и успеваемости учащихся
Совместные дела:
Участие родителей в организации общешкольного праздника «Осенняя ярмарка»
Октябрь Заседание родительского комитета:
Организация классного мероприятия «Посвящение в пятиклассники»
Организация родительского патруля
Организация экскурсии в музей занимательных наук «Кварки»
Совместные дела:
Участие в творческом конкурсе «Нижний Новгород – моя малая Родина»
Ноябрь Родительское собрание ««Обсуждение проведения совместных мероприятий с родителями в направлении развития культурно – нравственных ценностей»
Родительский всеобуч: «Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения».
Совместные дела:
Организация и проведение беседы «Азбука прав и обязанностей несовершеннолетних» с привлечением сотрудника правоохранительных органов Надиной О.К.
Декабрь Оформление подарков, сюрпризов для учащихся. Подведение итогов результатов учебной деятельности учащихся класса за первое полугодие
Организация чаепития.
Организация зимнего отдыха учащихся. Поездка в СОЛКД «Романтика»
Совместные дела:
Участие в конкурсе новогодней игрушки «И вот она нарядная…»
Январь Родительский всеобуч: Традиции семьи и их значение в воспитании.
Родительское собрание «Подведение итогов работы родительского комитета за первое полугодие. Отчет родительского комитета перед родительским собранием о проделанной работе модулей».
Заседание родительского комитета:
Организация родительского патруля
Обсуждение и утверждение совместных с родителями мероприятий на 2 полугодие.
Совместные дела:
Подготовка и защита проекта «Наши семейные ценности»
Участие в акции «Покорми птиц зимой», изготовление кормушек для птиц.
Участие в мероприятии «Русские посиделки»
Февраль Родительские рейд-контроли:
Внешний вид учащихся
Состояние учебников
Совместные дела:
Путешествие по армейскому фотоальбому, участие в конкурсе фотоколлажей «Мой папа солдат»
Участие в празднике широкой Масленицы, карнавал блинов.
Март Встреча родителей с учителями предметниками.
Совместные дела:
Семейный литературный вечер ко Дню 8 Марта «Свет женщины – прекрасный и высокий»
Апрель Родительский всеобуч: Организация отдыха и занятости подростков в летний период.
Совместное дело:
Помощь в организации посадки семя цветов, для оформления школьной клумбы.
Трудовой десант по облагораживанию памятника Д.М.Минеева.
Май Родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослей».
Работа родительского комитета:
Подведение итогов результатов деятельности учащихся класса за учебный год.
Оформление благодарственных писем родителям класса.
Организация труда и отдыха детей
Совместное дело:
Круглый стол «Война в истории моей семьи»
Июнь Подготовка необходимых учебных пособий по различным предметам к новому учебному году.
Годовой отчет о работе родительского комитета на совете класса (школы).
Проведение анкетирования для изучения потребностей детей, родителей в образовательных услугах, удовлетворенности работой школы
Состав родительского комитета:
Ширшова Мария Вячеславовна – (культмассовый отдел: нравственно-этический)
Веселова Оксана Владимировна – (универсальный отдел: родительская компетентность) - (заместитель, секретарь)
Надина Ольга Константиновна – (финансовый отдел)
Бодунова Марина Леонтьевна – (проектная деятельность: творческая компетентность) - председатель
Календарно – тематический план работы по реализации 1 этапа воспитательной системы на 2015-2016 учебный год.
Месяц Направления
Нравственное Общекультурное Гражданско -патриотическое Интеллектуальное Оздоровительное Экологическое
Сентябрь
«Вместе – мы сила!»
- Классный час “По каким правилам мы живём?” - Праздник «День знаний». Общешкольная линейка.
-Игра «Будем знакомы» 1 сентября. Единый классный час «Крещение Руси - обретение истории». «Диагностика моих компетенций» День здоровья «В здоровом теле - здоровый дух!». Легкоатлетическая эстафета. -Общешкольный праздник «Осенняя ярмарка»
Октябрь
«Твори добро!»
- Классный час «Мои жизненные ценности» с элементами творческого задания.
- Беседа «Будем милосердны к старости!» - Классное мероприятие «Посвящение в пятиклассники»
- Конкурс рисунков ко Дню пожилого человека
«О возраст Осени, ты дорог и прекрасен».
- Общешкольное мероприятие «В гостях у сказки» - Классный час «С чего начинается Родина?»
- Творческий конкурс «Нижний Новгород –моя малая Родина» -Участие в предметной неделе математики и информатики
-Экскурсия в Музей занимательных наук –Кварки. «Достижения современной науки» -Круглый стол «Здоровый образ жизни – это…»
-Общешкольная спортивно - оздоровительная эстафета «Лови волну» - Общешкольная акция «Чистый двор»
-Районный конкурс рисунков ко Дню защиты животных.
Ноябрь
« …А гражданином быть обязан!»
-Беседа «Как научиться жить в мире людей»
- Игра «День вежливых людей» -Акция «Моя милая мама» ко дню матери.
- Классный час
« Козьма Минин и Дмитрий Пожарский –наши герои, или, история Дня народного единства »
- Встреча с представителем правоохранительных органов «Азбука прав и обязанностей несовершеннолетних» к международному дню прав ребенка - Викторина «Мои права и обязанности».
-Участие в предметных олимпиадах. Классный час –деловая игра «Секреты правильного питания» - Экскурсия «Братья наши меньшие» в зоологический музей НГПУ им. Козьмы Минина
Декабрь
«Береги здоровье смолоду!» -Классный час «Мир моих увлечений».
-Беседа «Сострадание. Право на лучшую жизнь» к международному дню инвалидов - Семейный конкурс новогодней игрушки «И вот она нарядная…»
- Праздник у новогодней елки.
- Чаепитие «Правила этикета за столом» -Классный час посвященный Дню конституции РФ «Россия священная наша держава…» Школьная конференция научного общества учащихся. - Классный час – практикум «Мой режим дня»
- Беседа с медицинским работником школы «Плохие хорошие прививки»
- Поездка в санаторно- оздоровительный лагерь «Романтика» -Районная акция «Защитим елку –красавицу леса!»
Январь
«Мама, папа, я –дружная семья!» - Классный час «Всему начало - отчий дом».
- Защита презентаций «Наши семейные традиции» - Русские посиделки (конкурс домашних рецептов) совместно с мамами и бабушками.
-Просмотр мультфильма по заявленной тематике - Классный час «Дети войны» ко Дню снятия блокады Ленинграда.
-Экскурсия «Предприятия моего города. Сормовская кондитерская фабрика»
Участие в предметной неделе биологии.
Участие в предметной неделе словесности
Участие в районной конференции научного общества учащихся. -Беседа «Как уберечься от гриппа». Семейный проект «Покорми птиц зимой», конструирование кормушек из сподручных материалов.
Февраль
«Солдат войны не выбирает….» - Классный час «Люди мира, на минуту встаньте!» памяти погибшим в локальных войнах.
- Беседа с психологом школы «Взаимоотношения со взрослыми» -Конкурс военной песни и строевой подготовки «Смотр песни и строя»
- встреча с ветеранами локальных войн «Священное слово ПАМЯТЬ»
- «Гуляй, душа», праздник широкой масленицы -Конкурс чтецов посвящённых Дню защитника Отечества «Память в наших сердцах жива»
-Конкурс фотоколлажей «Мой папа –солдат» - Спортивное состязание «А ну-ка, парни!»
- Занятие - практикум на базе НГПУ им.Козьмы Минина «Чудеса природы»
Март
«Нет её милей, добрей, для любого из детей» Классный час «Дружить – это здорово!» - Семейный литературный вечер «Свет женщины – прекрасный и высокий» (классное мероприятие с участием мам и бабушек).
- Общешкольный концерт ко Дню 8 Марта. - Классный час «Женщины в истории моей страны»
Участие в предметной неделе географии. Классный час «Секреты красоты и здоровья» - Конкурс проектов «Лучшая школьная клумба»
Апрель
«Мысли глобально, действуй локально!» - Беседа «Правила разговорной речи. Проблема сквернословия»
-Классный час «Берегите Землю…» ко Дню экологических знаний. -Участие в общешкольной акции «Сохраним планету вместе!» - Классный час «Он первый..» посвященный Дню космотнавтики
- Проект по облагораживанию памятника Д.М. Минеева - Занятие-практикум на базе НГПУ им. Козьмы Минина «В мире химических веществ» - Беседа «Влияние окружающей среды на здоровье человека» - Экологическая игра «Давайте дружить с природой!»
- Коллективное дело «Зеленый патруль», посадка семян цветов для школьной клумбы
Май
«Нам жить и помнить»
- Классный час «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» к празднику 1Мая;
- Возложение цветов к памятнику Д.М.Минеева;
-Митинг у вечного огня;
-Участие в Акции бессмертный полк. - Урок памяти «Нижегородцы – герои Великой Отечественной Войны…» ко Дню победы -Конкурс рисунков «Война глазами детей»
-Семейный круглый стол «Война в истории моей семьи» -День здоровья. Спортивно оздоровительная игра по станциям «Здоровые люди» - Трудовой десант, высадка рассады у памятника Минеева.
- Облагораживание пришкольной территории.
Ожидаемые результаты .Данная воспитательная система обеспечит:
– формирование социально открытого уклада школьной жизни, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества; учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, в котором находится образовательное учреждение, потребности обучающихся;
– формирование у обучающихся активной и ответственной гражданской позиции, готовности к духовно-нравственному развитию, способности действовать на благо Отечества;
– приобретение обучающимися опыта нравственной, творческой социальной деятельности;
– возможность подготовки, планирования, выполнения и презентации обучающимися социального проекта (индивидуального или в составе группы);
– развитие способности обучающихся адаптироваться к новым социальным ситуациям и изменять их;
–социализацию обучающихся средствами учебно-воспитательной, познавательной и профессионально ориентированной деятельности, формирование ответственности, самостоятельности и готовности обучающихся к принятию решений;
–социализацию обучающихся средствами общественной и коммуникативной деятельности: добровольное участие в молодежных организациях и движениях, детско-юношеских и взрослых объединениях творческой и научно-технической направленности, деятельности общественных организаций;
– формирование осознанного отношения к выработке собственного уклада здорового образа жизни, включающего: ценность и взаимозависимость физического, психологического, социального здоровья и экологического состояния окружающей его среды, оптимальное сочетание труда и отдыха, режим дня, индивидуальный рацион здорового питания, оптимальный режим двигательной активности;
–развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации, профессиональной ориентации обучающихся; учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей.
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы
В качестве мерила эффективности функционирования воспитательной системы целесообразно избрать критерии, позволяющие оценить результативность осуществляемой деятельности по достижению целевых ориентиров. К числу таких критериев можно отнести:
1) развитость познавательного потенциала ребенка;
2) нравственную направленность личности;
3) развитие личностных качеств учащихся;
4) креативность личности ребенка;
5) удовлетворенность ученика самим собой и жизнедеятельностью в классном коллективе.
Диагностический инструментарий представлен в таблице
Предмет диагностики Сроки изучения Методы исследования
Отношение к учебным предметам и отметкам октябрь Методика А. Герасимова
Развитие личностных качеств учащихся декабрь Методика «Инакость» А. Герасимова
Креативность учеников январь Краткий тест творческого мышления П. ТорренсаДружба в жизни учащихся февраль Методика «Дружить нужно уметь» А. Герасимова
Нравственная воспитанность учащихся март Методика Н. Е. ЩурковойИзучение удовлетворенности школьной жизнью апрель Методика А. А. Андреева
Моделирование воспитательной системы – это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель.
Уверена, что я и мои ребята находимся лишь в начале этого трудного пути, который приведет нас к новым высотам. Пусть каждый мой ученик с удовольствием ходит в класс, с удовольствием учится, любит свою семью, стремится ко всему новому и интересному и уважает в себе и в других человека!
Нормативно - правовая основа.
Деятельность в рамках реализации системы строится на основе следующих нормативных документов:
Конвенция ООН «О правах ребенка»
Конституция Российской Федерации (статья 30, статья 13)
Федеральный закон «Об образовании» (статья 1, статья 35, статья 50)
Федеральный закон №124 от 24.07.98 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Стратегическая инициатива президента Российской Федерации Д. А. Медведева «Наша новая школа»
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы
Устав МБОУ «Школа № 129»
Список литературы:
1. Бордовская Н. В., Реан А. А.. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,20с. – (Серия «Учебник нового века»)
2. Воспитательная система школы // Журнал зам. директора школы по воспитательной работе. – 2007. - №8.
3. Гаврилин А. Воспитательные системы: пути разработки, критерии качества // Народное образование. – 1997. - №9. – с.132-135.
4. Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. – М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999. – с.300.
5. Никитова Н. Б. Воспитательная система школы // Школа. – 2002. - №5. – с.29-31.
6. Планирование воспитательной работы в классе: Методологическое пособие / Под редакцией Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.
7. Ряжских А. А., Кардаполова Е. Е. Воспитательная система // Журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007. - №4. – с.4-7.
8. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н.. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 20с.
9. Степанов Е. Н. Воспитательная система класса как педагогическое явление и понятие // Классный руководитель. – 1998. - №1. – с.19-37.
10. Степанов Е. Н. Создание системы воспитания: формы, методы и приёмы // Директор школы. – 2000. - №2. – с.19-26.