презентация Реализация системно-деятельностного подхода на уроках литературы в 5 классе
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках литературы в 5 классеКогда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразуменияЧагина И. А., учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ №1» Единственный путь, ведущий к знаниям, - деятельность. Б. Шоу Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить. Р. Левин ФГОС Системно-деятельностный подходРазвитие личностиФормирование УУДОт действия – к мысли (формула)Учить не знаниям, а работе Деятельностный метод Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности Технологии Технология проблемного обученияТехнология развития критического мышление через чтение и письмоМетод проектов Организационные формы:- фронтальные;- групповые;индивидуальные;парныеИндивидуальные особенности:психические;возрастные Учебная деятельность Учебная деятельность – это деятельность ученика, связанная, с одной стороны, с освоением культурных ценностей общества (предметных, надпредметных и метапредметных знаний, умений и навыков), а с другой – с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни.Деятельность учения, или учебная деятельность – это деятельность ученика, суть которой заключается в развитии собственных способностей, необходимых для освоения культурных ценностей общества.Деятельность обучения – это деятельность учителя, предназначением которой является совершенствование учебных средств, необходимых для снятия затруднений ученика. Роль учителя Принять новый смысл процесса обучения и воспитания.Понять, что учение не только процесс усвоения системы знаний и умений, но и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности.Осознать свою ответственность за процесс развития личности, принятие им духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.Вывод: наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», учитель должен понимать, «Как учить?, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?». Учитель – тьютор, консультант, помощник, управленец. - это переход к построению стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. * Системно – деятельностный подход Структура урока (возможная) Структура урока в технологии деятельностного метода Мотивация к учебной деятельностиАктуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.Выявление места и причины затрудненияПостроение проекта выхода из затрудненияРеализация построенного проектаПервичное закрепление с проговариванием во внешней речиСамостоятельная работа с самопроверкой по эталонуВключение в систему знаний и повторениеРефлексия учебной деятельности на уроке Типология уроков Урок «открытия» нового знанияУрок рефлексииУрок общеметодологической направленностиУрок развивающего контроля Принципы: деятельности;непрерывности;целостности;минимакса;психологической комфортности;вариативности;творчества Роль дидактических принципов в условиях реализации ФГОС-2 Данные принципы обеспечивают передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы.Они отражают идеи организации развивающего обучения В.В. Давыдова (принцип деятельности), Л.В. Занкова (принцип минимакса), Ш.А. Амонашвили (принцип психологической комфортности).Они служат саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимумаОни являются необходимыми и достаточными для организации процесса обучения в новой парадигме образования, так как предъявляют требования к каждому элементу образовательной системы: принцип деятельности устанавливает требования к целям обучения;непрерывности - обеспечивает преемственность;целостности – устанавливает требования к средствам обучения;вариативности - предусматривает возможность достижения целей разного уровня;- минимакса – регламентирует процедуру контроля достижения целей обучения;творчества – определяет границы высокого уровня подготовки по предмету;- психологической комфортности устанавливает требования к характеру учебного процесса. Деятельность учителя для обеспечения результативности урока Специально планирует коммуникативные задачи урока (самое сложное);систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений…);использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе;на основе технологии диалога обучает учащихся ставить и адресовать вопросы;эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески;добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы;задает задачи и формирует четкие критерии самоконтроля и самооценки Планируемые результаты Личностные (не замеряются);метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные);предметные – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе , другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д. * – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях * Метапредметные результаты регулятивные УУДпознавательные УДДкоммуникативные УДД - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов * Предмет «Литература» Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма…(Из Программы Вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования (ФГОС – 2010)Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями. Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Место курса «Литература» в базисном учебном планеФГОС - 2004Федеральный БУП отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В 5-8 классах выделяется по 70 часов, в IX классе – 105 часов.Примерная программа рассчитана на 319 учебных часов, предусмотренный резерв свободного учебного времени составляет 66 учебных часов (или 17%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. ФГОС - 2010Федеральный БУП (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 часов, в том числе: в 5 классе — 105 ч, в 6 классе — 105 ч, в 7 классе — 70 ч, в 8 классе — 70 ч, в 9 классе — 105 ч.Примерная программа по литературе для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 400 ч. Вариативная часть программы составляет 55 ч (12% времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане) и формируется авторами рабочих программ. Вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования (ФГОС – 2010)Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.Специфика литературы определяется тем, что она представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII в. — литература п.п. XIX в.), который продолжается в 10—11 классах (литература второй половины XIX в. — литература XX в. — современная литература). Общая характеристика учебного предмета (ФГОС – 2004) Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Цели изучения литературы Стандарт 2004 годавоспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания Стандарт 2010 годаформирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, и создание собственного текста;овладение важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать информацию);использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;выразительное чтение;Различные виды пересказа;заучивание наизусть стихотворных текстов;определение принадлежности литературного(фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;выявление языковых средств художественной образности и определение их рол в раскрытии идейно-тематического содержания произведения4участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений. Виды деятельности на уроках литературы Актуализация знаний о…БеседаЧтение и обсуждение статьи…Исследовательская работа в группахСочинениеУстные и письменные ответы на вопросыСоставление синквейнаТворческий пересказРазные игрыПоиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературыЧтение по ролямСоставление характеристикСоставление планаСоставление презентацийСоставление викторины по …Сравнение и сопоставление эпизодов, героев, героя и группыТворческие работы (составить загадку, сказку, басню…)