Статья «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках физики»

04 февраля 2010 года Д.А. Медведев утвердил национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». Согласно которой одним из основных направлений развития общего образования является переход на новые образовательные стандарты. Результатом образования учащихся должны быть не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.
Для обучения учащихся в соответствии с новыми стандартами необходима реализация системно-деятельностного подхода, который нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Так и при изучении предмета физика необходимо реализовать системно-деятельностный подход.
Главная задача учителя на таком уроке: организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Технологическая карта урока выступает средством построения и четкого распределения деятельности учителя и учащихся на уроке.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования
урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем
параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели,
содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной
деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность
обучающихся.
Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
В том или ином варианте технологические карты давно используются
учителями.
Способы «включения» в продуктивную деятельность
Это могут быть занятия с книгой (учебником, дополнительной литературой, справочниками, энциклопедиями), постановка опыта, наблюдения, работа с приборами, занятия с раздаточным материалом, решение и составление задач, заполнение таблиц, составление схем, придумывание кроссвордов, составление реклам, подготовка сообщений, проведение анализов текстов, составление карт, отражающих историю науки и техники, и др.
Примеры таких заданий вы можете увидеть на доске. (демонстрация слайдов)


Организация труда
Она может быть индивидуальная, групповая, коллективная; по подробным инструкциям, по наводящим предписаниям, полностью самостоятельная.
Система дидактических принципов деятельностного метода
Для организации процесса обучения в новой парадигме образования достаточными и необходимыми в определённой мере являются дидактические принципы:
1. Принцип деятельности ребенок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности (является не объектом, а субъектом деятельности).
2. Принцип непрерывности преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
3. Принцип целостного представления о мире образование должно отражать язык и структуру научного знания, изучать явления не разрозненно, а во взаимной связи.
4. Принцип минимакса предполагает выделение двух уровней максимального, который определяется зоной ближайшего развития детей данной возрастной группы, и необходимого минимума, то есть государственного стандарта знаний. Принцип минимакса заключается в следующем: школа обязана предложить ученику содержание образования на максимальном уровне, а ученик обязан усвоить это содержание на уровне, не ниже минимального.
5. Принцип психологической комфортности означает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке спокойной6. Принцип вариативности развитие у учащихся вариативного мышления, то есть способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
7. Принцип творчества максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
При реализации системно-деятельностного подхода я использую различные формы учебной деятельности. Особенность таких уроков: четкая структура урока, доказательное объяснение материала, создание проблемных ситуаций и развертывание на их основе активной поисковой деятельности учащихся (ход познания “от учеников"), сотрудничество с учениками, создание условий для интенсивной самостоятельной деятельности учащихся; интеллектуальное развитие учащихся (обеспечение их системой мыслительных операций и практических умений). Дифференцированные задания, имеющие поисковый характер ставят ученика в позицию творческого исследователя физической реальности, при этом вырабатывается способность самостоятельно получать знания в индивидуальном темпе. В конце урока очень важным является обсуждение результатов самостоятельных опытов учащихся. Пусть они выдвигают свои теории, думают, спорят. Естественно, что их ответы будут не всегда правильными. Постоянные сравнения правильных и неправильных понятий приведут к более прочному усвоению знаний. Обучающийся чувствует себя почти что первооткрывателем. Опыт работы в школе показал большое преимущество фронтальных наблюдений учащихся перед аналогичным демонстрационным экспериментом. Их проведение убеждает обучающихся в том, что каждый может сделать «открытие», толчок которому дает опыт. Экспериментальные задачи – первые научные исследования, и чтобы они действительно активизировали мыслительную деятельность учащихся, нужен не совсем традиционный подход к их решению
Проблемный эксперимент может применяться как при изучении нового, так и при повторении и закреплении пройденного материала.
Опыт показывает, что интерес к такой деятельности у ученика достаточно большой. Известны и положительные результаты использования изобретательских задач: не так уж и редко ученики предлагают достаточно оригинальное техническое решение. К тому же, решение изобретательских задач позволяет им осознать настоящую цену знаниям у них мотивов обучения. Для решения изобретательской задачи всегда используется определенные физические явления и эффекты. Но характерной особенностью этих задач есть то, что они могут иметь значительное количество различных, не исключающих друг друга решений.
Например, в 8 классе при изучении темы «Источники электричества» предлагаю собрать фруктово-овощную батарейку. А в 9 классе при изучении темы «Реактивное движение» мальчишки с удовольствием собирают модель ракеты. А выполнение казалось бы очень короткой и простой лабораторной работы «Определение радиационного фона дозиметром» превращается в выполнение большого исследования. Выполнение учащимися опытов и наблюдение в домашних условиях является важным дополнением ко всем видам экспериментальных и практических работ.
Особое значение домашние опыты и наблюдение имеют для развития познавательного интереса и творческих способностей школьников, для формирования у них экспериментальных умений и навыков. Роль домашнего эксперимента особенно велика при формировании понятий, где необходима опора на конкретный материал, на чувственное восприятие предметов и явлений. Например, в 7 классе я предлагаю выполнить дома, следующие экспериментальные задания:
Измерьте толщину своего волоса при помощи линейки,
Определите плотность куска мыла.
Каждая из этих форм исследовательской работы требует обязательного прохождения большей части или необходимых этапов исследования: наблюдения фактов и явлений; постановки проблемы; выдвижения гипотез; планирование этапов исследования; выявление связей данного явления или проблемы с другими; формулирования и объяснения решения; проверки решения; практических выводов о возможном применении полученных знаний.
Формирование творческой активности в любой сфере, в том числе и исследовательской, - это кропотливый, трудоемкий, но интересный и, как правило, продуктивный процесс, требующий от педагога креативности, научного поиска и профессионального роста.
Системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.



















Доклад на тему:
«Реализация системно-деятельностного подхода на уроках физики»
Подготовила: Касенкова И. Н.
Учитель физики
МОУ «Рождественская СОШ»













Валуйки 2014г.
15