Конспект занятия Путешествие по родному краю


Путешествие по родному краю с Ший Пампалче(занятие по ознакомлению с окружающим в средней группе)
Цели:
-познакомить детей с достопримечательностями родного края;
-рассказать детям интересные факты о природе, многообразии видов растительного и животного мира Марий Эл;
-развивать у воспитанников любознательность и эстетические чувства;
-воспитывать любовь к своему народу, родному краю;
Оборудование:
Фотографии родного города, республики.
Муляжные деревья: клен, дуб, береза, рябина, сосна (к ним листочки и плоды). В определенной части декорации леса нарисовать следы зверей и птиц, плакат с изображением лекарственных трав.
Запись марийской мелодии.
Методы и приемы: сюрпризный момент, вопросы, показ, объяснение, игровые задания, художественное слово, музыкальное сопровождение.Предварительная работа:
Чтение сказок и рассказов о природе родного края.Рассматривание альбомов о родном крае.
Отгадывание загадок о природе, животных и птицах, временах года.
Слушание национальной марийской музыки, наигрышей, колыбельных песен, звуков леса и т.дХод занятия:
(Дети садятся на стульях полукругом, раздается стук в дверь, входит Ший Пампалче)
Ший Пампалче: Здравствуйте , ребята! Я слышала, что вы очень любите путешествовать. Вот и решила прийти к вам в гости и пригласить вас на увлекательную экскурсию по интересным местам нашего родного края. Вы, наверное, уже догадались, из какой я сказки и как меня зовут?
Дети: Вы Ший Пампалче.
Ший Пампалче: Правильно, ребята. Итак, вы готовы? Я надеюсь, что это путешествие заинтересует вас и мы прекрасно проведем время, прогуливаясь по нашей марийской земле. А приглашаю вас, ребята, в волшебный лес, чтобы самим услышать голоса живой природы.
Так, на каком виде транспорта мы поедем?
Дети: На автобусе.
Ший Пампалче: А вот и подъехал наш экскурсионный автобус под названием «Ший памаш». Такое название он получил потому, что родник не стоит на месте, он находится в постоянном движении, как и наш автобус. Ну что же, занимайте места.
Дети рассаживаются на стульчики, расставленные в ряд по два чуть наискосок для лучшего обзора фотографий.
Ший Пампалче: Дорогие друзья! Нам с вами повезло: ведь мы живём в одном из самых красивейших мест нашей Родины - в Марийском крае, столица которого является город Йошкар-Ола.
Прежде чем оказаться в лесу, мы будем проезжать достопримечательности нашего города, где увидим культурные центры, красивые архитектурные строения, многоэтажные здания.
Мы прибыли к первой остановке, любимому месту горожан – Центральному парку. Любите ли вы бывать в парке?
Дети: Очень любим.
Ший Пампалче: Что есть в этом парке?
Дети: Аттракционы, карусели. Продают вкусные мороженое и сладкую вату.
Ший Пампалче:
Ребята, обратите внимания на величественную скульптуру «Древо жизни». Три бронзовых музыканта - мальчик, мужчина, старец – играют на национальных марийских инструментах – гуслях, барабане, свирели. В центре – дерево как символ жизни.
Следующая остановка - мост через реку М. Кокшага. А сейчас мы проезжаем самый большой в городе мост, который соединяет несколько крупных микрорайонов нашего города.
Вот мы оказались в самом центре нашего города, на площади Ленина, где проходят самые яркие зрелищные праздники, где наша Республика
каждый год, 4 ноября, отмечает свой день рождения.
Самый лучший, самый близкий
Город мой Йошкар-Ола.
Для тебя в краю Марийском
Песня крылья развела.
Картинка леса
Ший Пампалче: Ребята, мы наконец добрались до леса. Немного притомились, и я предлагаю сделать небольшую разминку - прислушаться к лесным звукам.
Слышны пение птиц, шум ветра, дождя, бегущего ручейка.
Понравились ли вам эти необыкновенные звуки? Так живёт лес и его жители: звери, птицы, растения, насекомые. Ребята, покажите мне вашу сообразительность, смекалку и расскажите, что вы знаете о живой природе. Вот вам моё первое испытание. Посмотрите, мы оказались в лесу, где растут разные деревья. Хочу проверить, знаете ли вы их? Для этого я предлагаю поиграть в игру «С какой ветки детки?»
На поляне стоят деревья, а внизу разбросаны и перемешаны листья.
Я буду ветром и разбросаю листья деревьев по лесной поляне. Вы должны собрать листики какого – нибудь одного дерева и быстренько к нему подойти.
Под музыкальное сопровождение начинается игра.
Дети отвечают, а Ший Пампалче потом поясняет.
Ший Пампалче: Ребятки, давайте перейдём на опушку леса, где растет много разных трав.
Ший Пампалче предлагает детям присесть на лавочки перед плакатом с изображением лекарственных трав. Дети отгадывают загадки, показывают и называют травы, рассказывают и слушают об их целебных свойствах.
Загадки:
Растет зеленый кустик.
Дотронешься укусит. (Крапива)
Ее отваром моют голову для укрепления волос. Еще она останавливает кровь при порезах.
Путник часто ранит ногу
Вот и лекарь у дороги. (Подорожник)
Он заживляет ранки и помогает при боли.
Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи. (Ромашка)
Ромашка помогает, при боле в горле, а еще её добавляют в разные кремы и шампуни.
Сидит на палочке
В красной рубашечке,
Брюшко сыто-
Камнями набито. (Шиповник)
Сироп шиповника богат витаминами С, его нужно пить, чтобы не заболеть.
Ший Пампалче:
Я люблю гулять по лесу,
В лес хожу я каждый день,
Все в лесу мне интересно-
Каждый кустик каждый пень!
Здесь, в лесу, я повстречаю
Тысячу чудес!
Все секреты мне откроет
Мой любимый лес.
Ребята, посмотрите! Кто-то оставил свой след на опушке леса.
Дети: Это же следы диких животных и птиц.
Ший Пампалче: Я предлагаю поиграть в игру-угадайку «Чей-след?»
Ший Пампалче кладет на пол нарисованные следы животных и птиц, дети угадывают и изображают их повадки и звуки.
Ший Пампалче: Ребята. Пришла пора попрощаться с лесом. Садимся в наш экскурсионный автобус и поедем обратно в детский сад.
Дети садятся на стулья полукругом.
Ший Пампалче: И мне пора возвращаться в свою сказку, а на прощанье спойте мне.
Песня «Марий Эл»
Ший Пампалче: За доброту вашу и смекалку хочу подарить книгу с марийскими сказками. Из нее вы узнаете много добрых, замечательный сказок.