Урок по истори Татарстана и татарского народа «Религиозная политика в крае в XVIII веке»


Тема урока: «Религиозная политика в крае вXVIII веке».
Цель урока: сформировать представления о особенностях религиозной политике в Казанской губернии в XVIII веке.
Задачи урока :- изучить изменения в религиозной политике самодержавия на основе указов монархов от ПетраIдо Екатерины II;
- продолжить развитие умений работы с текстом, анализа событий, делать выводы, развивать умение вести комплексный поиск, систематизировать историческую информацию, способствовать развитию сотрудничества между детьми ;- воспитание уважительного отношения к прошлому, толерантности между учащимися.
План урока:
Организационный момент
Актуализация знаний.
Изучение нового материала.
Закрепление.
Домашнее задание.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель: В ХVIIIбыла продолжена политика христианизации нерусского населения Среднего Поволжья. Однако в направленной на нее политике обозначились новые явления.
Учитель называет тему, ставит перед учащимися задачи урока.
Афоризмом к уроку хотелось бы привести выражение «и кнут и пряник…». К нему мы вернемся в конце урока.
В ХVIIIвеке произошли важные изменения во всех сферах общественной жизни. Реформы затронули ,непосредственно, и социальные отношения.
2.Актуализация знаний. Ребята, вспомните какие реформы российских правителейХVIII в. вам известны. А знают ли о них ваши одноклассники. Спросите у них. Применение метода КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД – «опроси-опроси-обменяйся карточками». Учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по заданной теме.
После окончания времени учитель подводит итоги, опросив несколько учеников: сколько человек они успели опросить, какие вопросы им были заданы? Затем учитель подводит учащихся к выводу, используя метод ТЭЙК ОФ ТАЧ ДАУН - сесть-встать. « Политика абсолютизма в ХVIII в. была направлена на усиление социального гнета, если вы считаете также, то, пожалуйста, встаньте!» Если некоторые учащиеся не встали, опрашивается их мнение, почему они считают иначе.
3.Изучение нового материала
Учителем дается определение термина « христианизация» - процесса перехода в православие некрещенных народов Казанской губернии, отмечается, что особенно сложен был переход для татар, т.к. они исповедовали ислам. Для изучения и анализа нового материала учащимся предлагается заполнить модель ФРЕЙЕР, позволяющая участникам рассмотреть политику христианизации с разных сторон , записывая его обязательные характеристики, примеры и анти примеры (то что не может являться примером) с использованием текста и материала учебника параграфа 18, стр.137-144, и документа приложение 1.
4. Закрепление
Учитель опрашивает представителей групп. Обсуждаются варианты ответов. Исправляются ошибки. Оцениваются результаты работы ребят.
На основе приведенных примеров учитель просит ребят сделать вывод : «Как менялась политика самодержавия от Петра 1 до правления Екатерины? Можно ли, сказать, что это была политика кнута и пряника», после ответов о том, что политика усиления религиозного гнета при Петре I, Анне Иоановне, Елизавете, сменяется при Екатерине II провозглашением свободы вероисповеданий.
Домашнее задание: прочитать параграф 18, ответить на вопросы к нему, выписать в тетрадь указы, которые можно отнести к «кнуту» и к «прянику».

Приложение 1
Народы Казанского края в XVIII веке продолжали испытывать национальный гнет. Среди нерусского населения по-прежнему усиленно проводилась политика насильственного крещения. В 1719 г. среди крещеных народов Казанской губернии татар было 13 тыс. Для более усиленного проведения христианизации в 1731 г. в Свияжске была создана 'Комиссия для крещения народов Среднего Поволжья'. В 1740 г. она была переведена в Казань и преобразована в 'Контору новокрещенских дел'. Правительство и Синод выработали для нее специальную инструкцию. Главной ее задачей было принудительное крещение. Инструкцией предусматривалось, чтобы священники строго следили за посещением новокрещеными церквей. За исполнение ими мусульманских обрядов полагались наказания штрафами. Она предписывала 'простым людям' при крещении выдавать медный крест, рубаху.кафтан, шапку, рукавицы, обувь. Знатным крещеным-кафтан, сапоги. Женщинам-холщовые рубашки, волосники. Кроме того, за крещение выдавать деньгами: мужчинам по 1 руб. 50 коп., юношам по 1 руб., мальчикам и девочкам по 50 коп., женщинам и девушкам по 1 руб. Каждая крещеная семья получала икону. По мнению Синода, это должно было привлечь к принятию крещения.   Для обучения 'иноверцев' русскому языку предписывалось инструкцией открыть четыре школы: в Казани, Елабуге, Цивильске и Царевококшайске. Решившие принять православие должны были подписать прошение по установленной форме на имя императрицы с точным указанием адреса.   Особенно жестоко политика христианизации проводилась при архиепископе Луке Канашевиче. По его приказу Татарская слобода была отделена от других кварталов жердями. Он отправлял в татарские слободы солдат для расправы с непокорными, устраивал здесь крестные ходы. По его приказу в татарских слободах были сломаны мечети, закрывались медресе. У отказавшихся от православия вышибали окна в домах, двери, а то и сжигали. Население Татарской слободы защищалось дубинами. Движение против церковного насилия возглавил Иштиряк-абыз. Лука Канашевич приложил немало сил, чтобы схватить его. Однако население скрывало абыза. В слободе произошло несколько стычек солдат с населением. В 1742 г. в Казани произошел большой пожар, сгорела почти половина зданий города. Не пострадала лишь Татарская слобода. Тогда Канашевич обвинил в поджоге татар и в прошении императрице Елизавете Петровне просил их наказания. В результате в ноябре 1742 г. вышел указ о разрушении мечетей на территории Казанской губернии и запрещении строительства новых. В течение двух последующих лет только в Казанском уезде было разрушено 418 мечетей из 536.   В целях активизации крещения в 1743-1744 гг. было издано еще три указа, в которых повелевалось строительство церквей в селах, где жили хотя бы несколько крещеных. Крестившимся предоставлялись дополнительные льготы. За два года вСвияжском уезде было крещено почти 14 тыс. человек чувашей, марийцев, мордвы. На плечи 148 тыс. некрещеных поволжских крестьян по указу 1749 г. была переложена подушная подать 170 тыс. крестившихся. Подати некрестившихся возросли в два раза.   В 1749 г. в Казани вновь вспыхнул пожар, начавшийся на сей раз в Татарскойright0слободе. В народе его назвали 'Уразметовский'. Слобода почти вся выгорела. Воспользовавшись этим несчастьем, Канашевич получил разрешение на месте сгоревшей построить Новокрещеную слободу, а некрещеных татар переселить из  нее в болотистую местность за слободу Плетени. Так возникла Новая Татарская слобода.   Возведенная в ранг государственной, политика крещения не прошла бесследно. К середине XVIII века были крещены почти все марийцы, чуваши, мордва и удмурты, проживавшие в Казанской губернии. Всего после создания Конторы новокрещенских дел до 1762 г. в Казанской губернии было крещено почти 370 тыс. человек. Меньших успехов миссионеры добивались в среде мусульманского населения. За тот же период было переведено в новую веру около 4 тыс. татар.   Кроме насильственного крещения проводились и другие меры ущемления татар. Татарский язык не признавался в учреждениях и судах. Татарам было запрещено жить в черте города (только в татарских слободах), входить в кремль и т. д.   В целях подготовки православных священников, способных распространять христианство на языках нерусских народов, были созданы школы для нерусских детей. Одной из первых была школа, созданная митрополитом Тихоном в 1707 г. В нее 'неволею' были набраны 32 человека, хотя 'отцы ихние отдавать не хотели'. Школа просуществовала пять лет. Она была закрыта из-за ужасных условий и большой смертности учеников. После открытия славяно-латинской школы в нее, в отдельный класс, набирали татарских, чувашских и мордовских детей. Затем вновь были созданы новокрещенские школы. В 50-х гг. XVIII в. Канашевич образовал центральную новокрещенскую школу, объединив школы Казани, Свияжска, Елабуги и Царевококшайска. Вначале она помещалась в Федоровском монастыре Казани, а затем у оз. Кабан близ Татарской слободы. В школе число учеников колебалось от 10-20 до 320 человек. В 1755-1773 гг. среднегодовое количество составляло 120 человек. В последние полтора десятилетия века школа выпустила несколько десятков мелких церковных служителей для нерусских приходов (дьячков, причетников и т. п.).