Статья Реализация здоровьесберегающих технологий в начальных классах





Еще великий педагог и гуманист Ж.. Ж.. Руссо говорил « Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. По данным Министерства Здравоохранения только 30% школьников здоровы, 20%-имеют инвалидность, 50% -патологию. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование технологий, направленных на охрану здоровья школьников, т.е. здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие образовательные технологии- это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
Цель - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно- ориентированного подхода.
Здесь я представила систему работы учителя начальных классов по реализации здоровьесбере-гающих технологий.


организация санитарное состояние работа с родителями
здравоохранения в школе кабинета





здоровьесбрегающие

технологии





внеклассная работа организация урока психологическое и социальное

консультирование




Большого внимания заслуживает организация урока.

1.Для того, чтобы создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса, продумываю и подбираю форму урока. Это могут быть урок-игра, урок-экскурсия, урок-путешествие и т.д.
Например, урок математики во2 и 4 классах я проводила в форме игры «Зимние забавы»
Учащиеся выполняли задания, участвуя в играх - катание на лыжах, санках, снежки, хоккей, лепка снеговика, прогулка по лесной полянке.




Создание благоприятной обстановки способствует тому, что учащиеся чувствуют себя раскованно, проявляют инициативу, самостоятельность. Где как ни в игре проявляется естественное само-выражение ученика , дружеская забота и помощь .Все это положительно влияет на психическое состояние детей.

2.Важным моментом на уроке, влияющим на здоровье является смена деятельности учащихся. Младшие школьники очень быстро утомляются от однообразия, монотонности. Как следствие, снижается работоспособность, внимание, мыслительные операции. Чтобы этого не происходило, я использую работу в парах, в группах , по вариантам, назначаю консультантов, подбираю индивидуальные и дифференцированные задания. Кроме этого, меняю несколько видов заданий.
Например, на уроке русского языка «Раздельное написание предлогов со словами»
Были такие виды работ: списывание с заданием, развитие речи, деформированный текст, письмо по памяти, письмо под диктовку, словарная работа, работа с правилом.

3. Одним из ценных аспектов является психологический комфорт учащихся во время урока.С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учеников, с другой- появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей ребенка. Школьники должны входить в класс не со страхом, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. Во время организационного момента я предлагаю детям :
-Посмотрите, все ли у вас готово к уроку?
-Посмотрите друг на друга, мысленно пожелайте удачи!
-Посмотрите на меня
У нас с вами все получится: я – ваш друг, я – ваш помощник, рядом с вами друзья.
Кроме того, предлагаю выбрать настроение для работы. У нас есть календарь настроения: бодрое, веселое, восторженное, ласковое, печальное, с восхищением, с грустинкой, нежное, приподнятое, светлое. В 1 классе, пока дети не умеют читать, выбираем цветные круги: красный, желтый, зеленый, синий.
В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить.
Отсутствие страха и напряжения помогает каждому ученику освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения с помощью таких фраз:
-Я думаю.
-Я считаю
-Я знаю
4.Большую роль для сохранения психического здоровья играет объективная оценка работы ученика, его знаний, умений и навыков. Завышение или занижение может неблагоприятно повлиять дальнейшую учебу. Я поощряю стремление учащихся к самооценке. Считаю, что это у
·крепляет уверенность в своих силах. К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на получен-ную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Очень часто дети оценивают друг друга при взаимопроверке. Для самооценки я ввела карту успеха. За красивое и аккуратное письмо дети оценивают друг друга оценкой симпатии. Вместе с родителями мы приняли решение оценивать домашнее чтение за неделю по читательским дневникам. Результаты были положительными.
Все ученики 4 и 2 класса справились с нормами техники чтения и имеют оценку 4 и 5. Само-оценка хороша еще и тем, что ученик сам видит свои ошибки и ищет пути их исправления. Не-удача на уроке воспринимается как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы в классе и дома.
5.К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и эмоциональную разрядку. Чтобы снять напряжение, избежать монотонности, я использую мимическую гимнастику. Это произношение гласных звуков с различной интонацией. Например, звук (о), (у), (а) произнеси
с удивлением
радостью
грустью
сожалением
восторгом, восхищением
усмешкой
хитростью

Вывешиваю картинку с солнышком
- Улыбнитесь солнышку.
- Протяните к его лучам руки.
-Подставьте его лучам лицо.
- Зажмуртесь.
-Погрейтесь и порадуйтесь ему.

Картины природы - Посмотрите, какой пейзаж перед вами.
-Мысленно перенесемся..
- Представим.
-Мы наслаждаемся

Упражнения психологической саморегуляции « На облачке», «В речке», «У водопада», «В са-ду» и т.д..Детям очень нравится этот аутотренинг.

Предлагаю детям изобразить такое же выражение лица (картинка с лицами человечков)

Все перечисленные приемы помогают поддерживать эмоциональный настрой учеников.

6.Важная составная часть каждого урокафизкультминутки. Двигательный режим имеет огромное значение в жизни младших школьников. В этот период идет бурный рост и становление организма ребенка. Двигательная активность в значительной степени определяет его физическое развитие. Длительная неподвижность ребенка в течение 4-5 уроков в сидячем положении приводит к ухудшению кровоснабжения разных частей тела, отрицательно сказывается на жизнедеятельность нервных клеток. В начальных классах ученик может активно работать 10-15 минут, далее он начинает утомляться, отвлекаться, снижается работоспособность. Как следствие, ребенок нервничает. Умелое сочетание умственной и физической нагрузки предупреждает утомления и переутомления. Во время уроков значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, мышцы руки. Правильный подбор физкультминуток снижает утомление и повышает внимание, работоспособность, улучшает психологический климат на уроке. Проведение физминуток имеет и оздоровительную направленностью являясь корригирующей гимнастикой. Физминутки провожу в проветриваемом помещении, учитывая специфику предмета, с элементами самомассажа на разные группы мышц. Например,
1) Хомка, хомка, хомячо 2) Море, море, море, море, 3)Мы капусту рубим, рубим
Мы капусту третрем,
Полосатенький бочок, На море суша Мы капусту солим, солим,
Хомка раненько встает. На суше пальма Мы капусту жмем, жмем
Щечки моет, шейку трет, На пальме кот Мы капусту мнем, мнем.
Подметает хомка хатку Сидит и смотрит.
И выходит на зарядку-
Раз, два, три, четыре, пять-
Хомка сильным хочет стать

Физкультминутки для зрения

1)бумажные офтальмотренажеры
2)»веселые человечки» - делай так, как на рисунке
3)цветовые круги в движении.

Дыхательные упражнения ( скороговорки )

От топота копыт пыль по полю летит.
В поле полет просо Фрося, сорняки выносит Фрося.
Во мраке раки шумят в драке.

Все физкультминутки выполняются бодро, с настроением.



7) По окончании урока провожу момент рефлексии. Для этого на парте есть памятка такого вида

Я понял.
Я могу..
Меня удивило..

Исходя из выше изложенного, становится очевидным, что все эти технологии позволяют в процессе обучения решать задачи охраны здоровья, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных здоровьесберегающих технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью на уроке.

Ведь общеизвестна истина «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».











15