Реферат по артпедагогике на тему: МУЗЫКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Содержание
стрВведение 3
1.Методика библиотерапии и библиотерапевтическая рецептура 4
2. Библиотерапевтический тренинг 5
3.Что же такое Библиотерапия 8
Вывод 13
Используемые источники 14
Введение
Благотворное влияние искусства на здоровье людей известно еще с древнейших времен. В исторических источниках описывается, как психически больных людей лечили грустными причитаниями, а арабы окружали больных музыкантами, чтобы рассеять плохое настроение.
Изучая влияние искусства на здоровье людей, Аристотель обнаружил, что поэзия снимает чувство страха и страдания. Жители Центральной Африки и Океании облегчали страдания людей пением и танцами. А древние греки и римляне считали "лекарством для души" библиотеки. Чтение Корана в Каирском госпитале в 13 веке считалось частью лечебного процесса. В 18 веке во Франции и Англии чтение считалось одним из методов восстановления душевного здоровья. Английские врачи для скорейшего выздоровления рекомендовали читать "Дон Кихот" М.Сервантеса. С 19 века лечебное чтение получило распространение в Америке. В 1916 году съезд Американской Ассоциации больничных библиотек обсудил "технику выполнения заказов пациентов", которым нужна помощь в понимании их проблем и назвал ее "Библиотерапией". Вначале применение библиотерапии было ограничено больницами для ветеранов Первой мировой войны. В 50-е годы библиотерапию стали использовать в лечении детей, и в качестве лечения применяли чтение классической художественной литературы. Начиная с 60 - х годов, библиотерапия стала работать на профессиональном уровне. Зарубежными специалистами уже накоплен богатый опыт: основательно разработана история библиотерапии, подготовлены списки и указатели литературы для библиотерапевтов. Библиотерапии посвящаются семинары, конференции, симпозиумы. Создаются Ассоциации библиотерапевтов (Финляндия), готовятся специальные кадры (США, Германия), в книжных магазинах продаются сборники терапевтической поэзии, оформленные в виде лекарственных упаковок (Италия).
В России первые шаги по использованию библиотерапевтических методов были сделаны в 1927 году врачом Психоневрологического института в Харькове - М.В.Вельвовским. Вопросами воздействия художественной литературы на духовный мир и психику человека занимались, с одной стороны, психотерапевты Л.Е.Алексейчик, Б.Д.Карвасарский и др., а с другой - библиотековеды и психологи В.А.Невский, Н.А.Рубакин, А.М.Миллер, К.Воробьева, О.Кабачек и др.
"Методика библиотерапии представляет собой сложное сочетание книговедения, психологии, психотерапии, психокоррекции", - писал В. М. Мясищев.
Библиотерапия - специальное коррекционное воздействие на ребенка с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.
Коррекционное чтение от чтения вообще отличается своей направленностью на те или иные психические процессы, состояния, свойства личности:измененные - для их нормализации;нормальные - для их уравновешивания.
Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям. Таким образом, можно ослаблять или усиливать воздействие на чувства ребенка для восстановления его душевного равновесия.
1.Методика библиотерапии и библиотерапевтическая рецептураМетодику библиотерапии можно разделить на несколько этапов:1. Самоподготовка психокорректора.Она включает в себя составление собственной библиотерапевтической рецептуры, т.е. списков литературы и специального ознакомления с книгами с коррекционной точки зрения. Для начала берется несколько жанров по 2-3 названия. Со временем рекомендуется расширение рецептуры по жанрам и количеству книг. Необходимо составить для себя краткие аннотации с выписками как на отдельные разделы, главы, так и на отдельные книги, в которых фиксируются наиболее важные, яркие темы, мысли, проблемы глав, произведений, личностные особенности авторов.
В начале работы это поможет начинающему библиотерапевту обращать внимание ребенка на соответствующие тексты. Желательно иметь большинство книг в отдельной библиотечке для того, чтобы дети могли легко найти эту книгу при отсутствии ее в собственности. Кроме того, в таких книгах можно разрешать ребенку делать пометки на полях, что облегчает диагностику ребенка.
2. Ориентировка в возможностях библиотерапии и ее жанров.Во время очередной беседы с ребенком ему задается ряд вопросов. Например, "Назовите пять ваших любимых книг"; "Какие книги произвели на вас в жизни наибольшее впечатление? Почему?"; "Какие оказали на вас наибольшее влияние?"; "Какие авторы, по вашему мнению, наиболее на вас похожи?"; "Персонажи каких книг наиболее похожи на вас?".
3. Составление списка.Далее идет составление списка литературы, большого и малого. Даже если библиотерапия используется как вспомогательный метод, наличие таких списков позволяет корректировать другие методы воздействия.4. Выработка системы чтения.
Определяются жанры, приоритетные направления и количество книг. Рекомендуя ребенку книги в библиотерапевтических целях, А.М. Миллер указывает на необходимость учета трех следующих принципов:• степени доступности изложения (степень сложности предлагаемой книги);• герой книги должен быть ребенку "по плечу";• максимальное сходство ситуации книги с ситуацией, в которой находится ребенок.
Учет последнего принципа особенно важен при психологическом конфликте личностного или межличностного характера.
В ходе библиотерапии ребенок ведет читательский дневник. Анализ дневниковых записей нередко раскрывает процесс субъективной интерпретации художественных произведений, основанных на восприятии как активной пристрастной деятельности и может быть использован в диагностических целях для объективной оценки процесса и эффективности коррекции.
В случае использования библиотерапии как основного метода предполагается система чтения с определенной последовательностью, тематикой, отработкой прочитанного. Больше внимания обращается на биографическую, мировоззренческую, специальную литературу.
Библиотерапия может применяться и как вспомогательный метод для решения частных задач во время коррекционных мероприятий, носящих узкую направленность: коррекция детско-родительских отношений, при эмоционально стрессовых нарушениях и т.д.
Достоинствами библиотерапии являются: разнообразие и богатство средств воздействия, сила впечатления, длительность, повторяемость, интимность и др.
Библиотерапия рекомендуется детям и взрослым с проблемами личностного и эмоционального плана, применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме.
При групповой форме библиотерапии кроме требований, которые учитываются при создании любой психокоррекционной группы, необходим еще подбор членов группы по степени начитанности и читательским интересам.
Составляется группа из 5-8 детей, подбираются небольшие по объему произведения, которые читаются во время группового занятия. Затем проводится дискуссия, в результате которой выявляется структура межличностных отношений группы, определяется отношение членов группы к чтению художественной литературы, у малочитающих пробуждается интерес к чтению. Люди, высказывая свое отношение к персонажам, проецируют свое отношение к целому ряду проблем. И это позволяет им говорить о своих проблемах в опосредованной форме. Одной из функций библиотерапии может являться предоставление дополнительного материала для дискуссии. Библиотерапия может также служить методом косвенной диагностики.
Психокоррекционные процессы при библиотерапии условно можно разделить на неспецифические и специфические. Неспецифические процессы характеризуются широтой. универсальностью своего воздействия на всю личность и на конкретные изменения в целом, преимущественно через всю личность. Это успокоение, удовольствие, радость, чувство уверенности в себе, вера в свои возможности, удовлетворение собой, достаточно общая психическая активность.
1. Успокоение. Ребенка может успокаивать специально подобранная публицистическая, художественная литература. Чтение такой литературы приводит ребенка в состояние покоя, умиротворения.2. Удовольствие. Дети с проблемами чувствуют себя отделенными от мира своей проблемой и ограничены в получении удовольствия из этого мира. Чтение хорошей книги, особенно если книга достаточно сложная или динамичная, дает ребенку необходимое дополнительное удовольствие.3. Чувство уверенности в себе, вера в свои возможности у ребенка возникает при чтении биографии, автобиографии, воспоминаний, писем выдающихся людей и чтении книг, где персонажи с трудной судьбой тем не менее с достоинством выходят из достаточно сложной жизненной ситуации.4. Большинство литературных жанров могут вызывать высокую психическую активность, которая стимулирует нормальные и защитные психические реакции, подавляя негативные, что способствует исчезновению травмирующих переживаний.
Этот вид библиотерапии используется в качестве дополнения к другим методам, применяемым в работе с данным ребенком. Обычно неспецифическая библиотерапия включает в себя определенный, хорошо известный список малых книг, достаточно простых, гарантирующих ясное и легкое понимание проблемы.
Читая книги, героями которых являются яркие неординарные личности, находящиеся в трагических нестандартных ситуациях, ребенок может отождествлять переживания героев со своими собственными, понять многие личностные особенности, осознать свои ошибки и посмотреть на свою жизнь глазами человека со стороны. Литература дает ребенку возможность, которую не может дать ни один, даже самый опытный психолог - основательно, не торопясь, в интимной обстановке узнать, понять, научиться анализировать и, следовательно, контролировать свое эмоциональное отношение и свои реакции.
Ребенок перед чтением получает инструкцию: что из предложенного списка требует его особого внимания, что может быть опущено, что из прочитанного необходимо будет сравнить со своим опытом, что следует немедленно проверить на практике.
После того как ребенок прочтет книгу, проводится беседа: "Что особенно интересно было узнать?"; "Какую пользу он из этого извлек?"; "Что вызвало сомнение, опасение?"; "Что осталось неясным?"; "Как он относится к отдельным персонажам?"
2. Библиотерапевтический тренинг
Библиотерапевтический тренинг – это многоуровневая диагностика личности, предполагающая систематическую целенаправленную работу с аудиторией. Содержательное наполнение тренинговых программ с каждым разом становится сложнее, изящнее, тем самым наполняется личностным смыслом. В идеале, формируется среда единомышленников (сторонников библиотерапевтического тренинга), где каждый участник может исполнить роль ведущего (тренера), медиатора, модератора, участника. Программно-методическая схема библиотерапевтического тренинга дает возможность обоснованной разработки программ тренинга для разных возрастных групп.
Общими целями библиотерапевтического тренинга могут быть: 1) развитие способностей освоения информации; адаптации к информации; 2) повышение информационной компетентности; 3) коррекция социального поведения, снятие информационных барьеров; 4) трансляция библиотерапии. Специфика инструментальной базы библиотерапевтического тренинга состоит в том, что наряду с практическими упражнениями, игровыми задания, основанными на групповой работе и составляющими базу тренинга, используются психодиагностические методики, предполагающие индивидуальное участие (тесты, опросы).
Библиотерапевтический тренинг реализуется по алгоритму социально-психологического тренинга, основная часть которого предполагает обязательно упражнения с информацией:
Знакомство (имя + определяющая характеристика) Упражнения на знакомство позволяет участнику представить себя в ином качестве, образе, в отличие от того официального имени, которое дали родители. Традиционно осуществляется по схеме «снежного кома».
Упражнения на сплочение или «упражнения – разминка». Двигательные упражнения, направленные на создание атмосферы доверия, эмоционального сплочения. Выполнение механических движений снимает напряженность, облегчает мыслительный процесс. Цель упражнений – настроить группу на рабочий лад, сформировать оптимистическое настроение у всех участников.
Упражнение со словами (игра слов, перевертыши (палиндромы), поговорки, колыбельные, загадки). С одной стороны, данный комплекс упражнений позволяет показать многоплановость информации; с другой, тренинг с детским фольклором позволяет сформировать собственную позицию участника к информации, свое информационное окружение, проявлением которого можно считать феномен существования любимой считалки, загадки, колыбельной, поговорки в игре. В этом комплексе упражнений особой популярностью пользуются упражнения с загадками, так как новая разгаданная загадка укрепляет чувство собственного значения. Материал по работе с загадками, словами можно считать усвоенным аудиторией только в том случае, если происходит обмен загадками, обсуждение ответов. В том случае, если тренинговая группа пассивна, то в данный момент она не готова к такой форме работы, и нужно переходить к новым формам интеллектуальных заданий, направленных на творческое освоение информации.
Особое место занимает в этом блоке упражнений работа со сказкой (чтение вслух, иллюстрирование, написание сказки – кальки, интерпретация, издание сказки, сочинение сказки на заданную тему, проигрывание или «драматизация» сказки, так называемая ролевая игра). Таким образом происходит воспитание подрастающего человека, закладывается основа нравственного сознания, развитие творческого потенциала, креативности.
Упражнения с носителями информации, направленные на развитие моторики (оригами, тупумы). Согласие между моторикой (двигательными движениями человека) и мыслями без напряженности – первый признак адекватности и гармоничности личности. Упражнения оригами способствуют развитию пространственного и логического мышления, воображения, памяти и речи, позволяют плоский текст перевести в трехмерное пространство. В ходе этих упражнений воздействие на человека в целом можно достигнуть через телесное на душевное, через душевное на духовное.
Упражнения-хобби, позволяющие личности самопрезентиро-вать себя и, в то же время, направленные на развитие моторики (вышивка, плетение бисером, выжигание – словом, все, что создано на информационном фоне, – позволяет раскрыть национальные традиции).
Упражнения-рефлексии. Осмысление происходящих действий, фиксирование изменения состояния личности. Упражнение целесообразно проводить в конце каждой встречи для подведения итогов и формулировки запросов на следующее занятие. Рефлексия как процедура обратной связи помогает почувствовать и осознать необходимость дальнейшего применения некоторых упражнений.
Все содержательное поле библиотерапевтического тренинга, его наполняемость ориентированы не на выявление информационного лидера, а на формирование толерантности, понимания друг друга. Это означает, что библиотерапевтический тренинг понимается как общение самих участников, читателей, для них тренинг – это возможность самовыражения. Тренинговые упражнения объединяют участников совместными положительными переживаниями. Закономерностью общения в ходе тренинга является поэтапное развитие группового взаимодействия. Составляющие программу тренинга материалы могут быть использованы для проведения единого цикла занятий и для построения тематического библиотерапевтического занятия для специалистов по работе с детьми: библиотекарей, социальных работников, педагогов. Каждое тренинговое занятие рассчитано на 1,5-2 часа, однако продолжительность может быть увеличена в зависимости от ситуативного контекста: подготовленности аудитории, профессиональной установки тренера, цели и задач тренинга.
Предложенная методика библиотерапевтического тренинга позволяет решать вопросы, связанные с диагностикой, коррекцией интеллектуального развития личности ребенка, а также строить инновационные программы переподготовки специалистов по работе с детьми, психологической основой которых будет профессиональное саморазвитие. Муниципальным библиотекам, социальным учреждениям, общественным организациям, начинающим осваивать библиотерапевтические техники, мы рекомендуем привлекать к реализации групповых проектов в качестве медиаторов и модераторов представителей тех социальных групп, на которые направлено библиотерапевтическое воздействие; придерживаться лояльной или толерантной позиции по отношению к читательским пристрастиям участников проектов; расширять аудиторию библиотерапевтических проектов; проводить мониторинговые исследования по проблемам библиотерапевтической деятельности.
Система мер по оптимизации библиотерапевтической деятельности включает в себя: 1) расширение форм и направлений сотрудничества библиотек и социальных учреждений; 2) учет потенциала практики стихийной библиотерапии; 3) осуществление социологических исследований по библиотерапевтической тематике; 4) развитие превентивного направления библиотерапии. Таким образом, библиотерапия должна сочетать элементы социальной и информационной адаптации. Наиболее оптимальной формой такого сочетания является тренинг. Эта форма и другие методы библиотерапевтической деятельности муниципальных библиотек могут использоваться в различных социальных учреждениях, а также в общественных организациях, занимающихся социальной поддержкой молодежи.
3.Что же такое БиблиотерапияПочему в последнее время к ней возрос интерес? Какие книги лечат душу? Кто такой библиотерапевт? Этим вопросам и был посвящен областной семинар "Библиотерапия как специфическое направление библиотечной деятельности", который проходил в центральной детской библиотеке города Кемерово. На семинар были приглашены методисты областных, городских, районных и специализированных библиотек Кемеровской области . Уже несколько лет детская централизованная библиотечная система г.Кемерово использует библиотерапевтические методы в работе с трудными подростками, детьми-инвалидами, а также с учащимися образовательных школ. Программа семинара была очень насыщенной. Два дня сотрудники детской ЦБС делились своим опытом работы по библиотерапии. Открывая работу семинара, педагог-психолог детской ЦБС Сергеева Е.П. и заведующая методическим отделом Смолякова С.С., познакомили слушателей с историей развития библиотерапии, с тем, какие библиотерапевтические методы использует детская библиотека в работе с книгой.
Одним из главных направлений библиотерапевтической работы детской ЦБС является сказкотерапия. Елена Петровна рассказала о том, какие бывают сказки и как их использовать в работе с детьми, провела со слушателями семинара игровой практикум "Сказкотерапия для взрослых". Участники практикума отвечали на вопросы: "Что такое сказка?", "Какую сказку Вы любите больше всего?", "Какая сказка Вам не нравится?", "Ваш любимый герой?". В каждом человеке живет "Созидатель" и "Разрушитель". С помощью сказочных героев можно выявить в себе отрицательные черты и научиться с ними бороться.
Пять лет в детской библиотеке проводится работа по программе "Путешествие к центру своего "Я". Это - цикл духовно-психологических занятий с элементами библио- и искусствотерапии. Агрессивность, страхи, повышенная тревожность и возбудимость - вот чем награждает детей современное общество. Цель этой программы - с помощью детской книги познакомить ребят с их внутренним миром, пробудить желание к самосовершенствованию. Специально подобранные книги, музыка, картины, игровые упражнения помогают создать позитивное восприятие ребенком самого себя и окружающего мира, учат видеть в жизни хорошее и создавать это хорошее самому. Одно из мероприятий этой программы называется "Художники настроения". Лето, Осень, Зима и Весна просят ребят помочь: у них перепутались все краски. Ребята должны нарисовать палитру красок для каждого времени года. Посмотрим, что же рисуют дети. Вот краски яркие, светлые, веселые - это краски хорошего настроения. А вот - блеклые, темные или размытые - у этого человека плохое настроение. А теперь посмотрим на картины знаменитых художников. Лето на картинах А.И.Куинджи обладает светом, теплом и солнечными зайчиками, зима у И.Э.Грабаря - искрящаяся, звенящая. Вся пестрота и богатство осеннего леса представлена в картинах С.Ю.Жуковского, а вот октябрьский лес Е.Е.Волкова - уныл и сер. Ребята делают вывод, что в каждом времени года есть свои краски хорошего и плохого настроения. Каждый человек сам себе художник и каждый день, каждый час он раскрашивает красками настроения. "А какого цвета ваш сегодняшний день? - спрашивает ведущая, - Можно ли "перекрасить" серый день в более светлый?" У японцев есть пословица "Сильнейший тот - кто улыбается". Улыбнитесь друг другу, и в ваш день вольется теплый желтый цвет; скажите доброе слово и вы брызните в него красным, а добрые дела раскрасят ваш, даже неудачный, день всеми цветами радуги. Нарисуйте свою палитру и раскрасьте ее нужными красками - это будет ваша палитра настроения на весь год...
Со списками библиотерапевтической литературы, веселыми и сказочными историями на школьную тему для детей и родителей познакомила заведующая информационно-библиграфическим отделом ДЦБС Зачинская О.В. Среди рекомендованных книг: "В стране невыученных уроков" (Л.Гераскина), "Не надо врать" (М.Зощенко), "Дядя Федор идет в школу" (Э.Успенский), "Урок смеха" (Л.Каминский), "Витя Малеев в школе и дома" (Н.Носов) и многие другие.
Заведующая отделом информационной поддержки образования ДДБС Киселева Н.Ф. представила дайджест "Сказки в школе и для школы". Она рассказала, как можно использовать дидактические сказки в образовательном процессе. С помощью сказок учителя помогают ученикам лучше усваивать учебный материал. Опорными сказками для развития русского языка названы: "Снежная королева" Г.Х.Андерсена и "Как было написано первое письмо" Р.Киплинга. Усвоить математические понятия помогут: "Сказка об Иване царевиче, Жар-птице и сером волке", "Гуси-лебеди", "Волк и семеро козлят", "Теремок" и др. О географических понятиях расскажет сказка
"Никита Кожемяка". Причины смены дня и ночи объяснит сказка "Снегурочка" и т.д. В дайджесте даны также рекомендации по использованию коррекционных сказок для детей, впервые пришедших в школу. Это торжественное событие для некоторых детей омрачается тревогой, страхом. Чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, помочь им адаптироваться в школе, рекомендуется использовать сказку М.Панфиловой "Лесная школа".
Рассказывая о методах работы со сказкой "Старые сказки на новый лад", заведующая отделом массовой работы ДЦБС Свиридова Н.А., важнейшим направлением в библиотерапевтической работе назвала игротерапию, или терапию творчеством. Одним из методов такой работы является совместное сочинение с ребятами новой истории "Рассказ с эпитетами". Называются любые прилагательные, которые вписываются в любой текст, где были пропущены прилагательные, и получается новая забавная или страшная история. Для развития художественного воображения и фантазии предлагается придумать историю из двух совершенно не связанных предметов. Следующий метод - незаконченные истории "Что было бы,
если ...?". Далее дети сами придумывают конец любой сказки. Больше всего детей увлекают самые нелепые и неожиданные варианты. Библиотекарь отдела массовой работы Дерина В.А. познакомила с некоторыми такими историями и сказками. Вот как, например, звучит сказка "Красная Шапочка на новый лад":
Красну шапочку Танюше мама надевала.И послала ее в гости к бабушке с подарком: "Вот здесь в узелке масло и лепешки. Ты иди да не шали по дороге, крошка!" Побежали по дорожке ножки в красных босоножках, Платьице в горошину - девочка хорошая! А на солнечной поляне из тарелки голубой Вышел Инопланетянин и задергал головой... (дальше продолжите сами)
Оздоровительное воздействие оказывает также прием "Перевирания сказок" - когда старая сказка рассказывается на новый лад. Вставляются смешные неправильности, а дети должны эти неточности узнать и поправить. Такая сказка укрепляет у детей уверенность в себе; ведь ребенок знает, как правильно звучит текст сказки, и легко может исправить неточности. Все дети - прирожденные актеры и с увлечением участвуют в различных розыгрышах и спектаклях. На мероприятиях тут же отбираются артисты и разыгрываются мини-спектакли. Детям раздаются листочки с готовыми словами, присваивается роль - это может быть роль замка, льва, принцессы, Кащея Бессмертного, Бабы Яги и т.п. Ведущий зачитывает текст, и, когда называется имя героя, каждый участник спектакля произносит те слова, которые ему выдали. Наиболее удачно и смешно разыгранные роли вызывают смех и веселье. Такая игра с детьми помогает им успокоиться, отвлекает от проблем и тревог, учит общаться и развивать свои творческие способности.
Об использовании в работе с детьми медитативных сказок рассказала заведующая отделом литературы по искусству ДЦБС Разенкова Л.А. Она представила программу по экологическому, духовно-нравственному воспитанию. Формы работы в ней используются разные - это и диалоги-беседы о шедеврах пейзажной живописи, и путешествия с художником, и пейзажно-музыкальные часы, и интегрированные уроки и т.д. Все занятия проходят в сопровождении лучшей музыки о природе с включением живых голосов природы. Участникам семинара были предложены фрагменты мероприятия по картине И.Шишкина "Родник в лесу". "Посмотрите, пожалуйста, на этот пейзаж, - обратилась к аудитории Лидия Афанасьевна, - а теперь успокойтесь, закройте глаза и мысленно перенеситесь в картину. Представьте, что вы стоите у родника, подходите к нему, опускаете руки в родник, умываетесь прозрачной водой. А теперь просто сидите и слушаете окружающую природу". Включается аудиозапись: раздаются голоса птиц, стрекочут кузнечики, что-то шепчет листва на деревьях, воздух наполняет звенящая лесная тишина. А голос ведущей в это время рассказывает о творческом пути И.И.Шишкина. Такая форма работы учит детей по-доброму обращаться с окружающей природой, учит любви и терпению. Через знакомство с великими творениями художников, архитекторов дети строят идеальные отношения с окружающим миром. Так, например, архитектурная сказка-урок "Что за чудо из чудес" знакомит с замечательными архитектурными сооружениями. Сказочный персонаж Баба Яга, попадая в различные сказочные переделки, видит необыкновенные дворцы и замки, монастыри, памятники истории. Все эти сооружения представлены
на репродукциях, а волшебный сказочный голос рассказывает о том, что такое зодчество и архитектура, работы каких архитекторов показаны.
Сотрудники детской ЦБС смогли поделиться с коллегами лишь небольшой частью той огромной работы, которую они проводят в стенах библиотеки и за ее пределами. Среди качеств, которые присущи людям, занимающимся библиотерапевтической работой, преобладают: доброжелательность, умение советовать, простота в общении, умение вести беседу, знание традиций и обычаев и, конечно же - доверие к читателю.
И зачем тебе аптека, если есть библиотека?
Она душу исцелит, словно Доктор Айболит!
В последнее время в нашей стране наблюдается книжный бум. С одной стороны - это хорошо, можно приобрести любую необходимую книгу, а с другой - на книжные прилавки и в библиотеки стали попадать книги сомнительного содержания.
Вместе с тем, читательский портрет подростка во многом определяется в 10—11 лет (младший подростковый возраст). Надо учесть, что родительская опека к этому времени начинает ослабевать, а школа часто «обязывает» читать, не пробуждая личностных мотивов обращения к книге. При благоприятных условиях у ребенка в подростковом возрасте активизируется познавательная деятельность, заметен интерес к необыкновенным явлениям природы, к вопросам мироздания, к историческим событиям, неизвестным странам, к осмыслению фактов окружающей действительности.
Однако далеко не у всех подростков мотивация чтения художественной литературы отличается многообразием, а восприятие — глубиной и богатством чувств. Примитивизм восприятия, стереотип развлекательного чтения, ориентация на массовую культуру — характерные явления нынешнего подросткового чтения.
Таким образом, художественное слово действует на человека и смысловым содержанием, и своей ритмикой, граничащей с музыкальностью. Суфийский мыслитель и музыкант Хазрат Инайят Хан писал: «Если человеческое тело – это лира, тогда каждое произнесенное слово и каждое услышанное им слово оказывает влияние на его тело; и не только на тело, но и на ум». Особый интерес представляет собой слово на бумаге или письменная речь, ее воздействие на человека. "Письменная речь, — говорил С.С. Выготский,- есть алгебра речи, поскольку она вводит в самый высокий абстрактный план речи, перестраивая тем самым и прежде сложившуюся психологическую систему устной речи". А.Р. Лурия подчеркивал, что письменная речь является "новым и мощным орудием мышления, имеющим нередко значительно большие возможности, чем устная речь". Устное слово или звук облекается в плотную форму в виде символа, чтобы стать книгой, которая в свою очередь, по утверждению ученых, представляет собой текст с 11 определенной ритмикой, волновой и энергетической структурой, оказывающий сильное воздействие на организм человека. Недаром существует восточная поговорка: «Лучше переспать на плохой кровати, чем прочесть плохую книгу».
Вывод
Библиотерапия - особый вид психотерапевтической помощи. Она может быть как самостоятельной, так и составной частью других более сложных техник. Но в любом случае это - вполне самостоятельный, специфический и эффективный способ воздействия на человеческую психику.
Таким образом, библиотерапевтические процессы не ограничивается только общением читателя с книгой, диалогом с автором. Неоценимую роль в терапевтическом процессе играет литературно-художественное творчество самого индивида, то есть освоение им позиции автора, читателя, ведущего, участника и т.д. Именно такая позиция дает возможность посмотреть на обстоятельства, события и отношения (даже самые драматические) объективно, всесторонне, то есть мудро, и уравновесить, привести в гармонию свои внутренние переживания, разрешить психологические проблемы. Это совпадает с задачами терапии и с задачами воспитания личности, индивидуальности. Терапия творчеством неслучайно признана ныне уникальным средством, фактором личностного роста - особенно, если речь идет о ребенке, подростке.
Данные преимущества библиотерапевтического процесса, а именно разнообразие коррекционных средств и возможность проявлять активность, являются положительным критерием для работы с подростками с эмоционально-волевыми нарушениями.
Используемые источники
Балашова Е.В. Библиотерапия: компенсаторное чтение художественной литературы // Библиотерапия: задачи, подходы, методы. – М.: БМЦ, 2001.
Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: Пер. с нем.- М.:Педагогика, 1991.
Елисеева Ю.А. О психологичяеских механизмах библиотерапии: взгляд культуролога // Библиотерапия: задачи, подходы, методы. – М.: БМЦ, 2007.
Кабачек О.Л. Библиотерапия как она есть // Библиотечный психолог: грани творчества. – М.: "Школьная библиотека", 2002.
Казаринова И.Н. Влияние межчитательского общения на читательскую деятельность личности в кризисном состоянии, // Что мы читаем? Какие мы? Сб. науч. тр. - СПб.: РНБ, 2008.
Карданова М.В. К софийной библиотерапии // Библиотерапия: задачи, подходы, методы. - М.: БМЦ, 2007.
Краковский А.П. Трудный возраст. - М.: Просвещение, 1996.
Кузьмина Е.Р. Нарисуй мне о себе: практическая психология для взрослых и детей. – М., 2007.
Кукарев Н.С. Использование символов волшебных сказок в работе по самопостижению личности // Библиотерапия: задачи, подходы, методики. - М.: БМЦ, 2008.
Психология эмоций. Тексты /Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. - М.: МГУ, 1996.
Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В.Дубровиной. -М.: Межд. Нар. пед. акад., 1995.
Тихомирова И.И. Что такое библиотерапия и могут ли книги врачевать душу? // Домашняя школьная библиотека. – 2008. - № 1.
Тюшина Е.И. Лечение книгой, или Библиотерапия // Библиотечная жизнь Кузбасса: Периодический сборник / Департамент культуры Кемеровской области; Кемеровская обл. науч. б-ка; Отв. ред. О.Е. Блынская. - Кемерово, 2003. - Вып. 3 (41). - С.14-18.