Групповые формы организации учебного процесса


Групповые формы организации учебного процесса
Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. «Научить учиться», помогут методы группового обучения при системно-деятельностном подходе.
На сегодняшний день самой серьезной проблемой обучения становится оптимизация учебного процесса. Поскольку оптимизация - это достижение наилучшего результата,  при минимальных затратах, то показателем оптимизации будет наличие одновременно двух аспектов: результативности управленческой деятельности и ее рациональной организации. Простое накопление знаний в школе должно смениться умением самостоятельного получения этих знаний. Задача современного учителя-научить детей учиться! Учитель здесь выступает не как носитель некоего «священного» знания, а как наставник, координатор. Новая задача учителя-создание структуры урока, на котором каждый ученик мог бы раскрыться, реализовать свою мотивацию. Однако в центре внимания оказывается не только ученик как уникальная личность, но и коммуникация между учениками и учителем, выработка у школьников этики сотрудничества и взаимопонимания.
И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке групповая работа. Групповая работа требует особенно четкого планирования деятельности учащихся и учителя, тщательной подготовки к уроку, нередко специального материала. Организовывая групповую работу на уроке, учитель должен хорошо знать особенности данного класса, учитывать межличностные отношения учеников.
    Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1. Подготовка к выполнению группового задания:
    - постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
    - инструктаж о последовательности работы;
    - раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа:
    - знакомство с материалом, планирование работы в группе;
    - распределение заданий внутри группы;
    - индивидуальное выполнение задания;
    - обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
    - обсуждение общего задания группы;
    - подведение итогов группового задания.
3. Заключительная часть работы:
    - сообщение о результатах работы в группе;
    - анализ познавательной задачи, рефлексии.
Групповая деятельность – процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.
Для работы в группах характерными признаками являются:
Положительная взаимозависимость участников (цель осознается как единая, требующая объединения усилий всех членов группы).
Личная отчетность каждого о проделанной работе в группе (организация деятельности предполагает разделение труда, установление отношения ответственности за свою часть работы).
Одновременное взаимодействие учащихся (при подготовке группового задания и выступления группы на уроке).
Равноправное участие каждого в работе группы.
Отчетность групп (контроль деятельности частично осуществляется самими учащимися).
Рефлексивная деятельность в группах (коллективный анализ и самоанализ).
Разновидности групповых технологий
           Взяв за основу технологии «обучения в сотрудничестве» С. Кагана, я выбрала те, которые возможно применять на уроках истории и обществознания. Опишу некоторые из них.
Timed-Pair-Shere (подумай, обратись к партнеру). Учащимся предлагается сначала обдумать вариант решения какой-то задачи индивидуально, затем передать свой вариант партнеру по паре и обменяться мнениями. Данная технология может использоваться после изучения новой темы или при повторении. При изучении монгольское иго в 6 классе, задается вопросы
Почему монголы не дошли до Новгорода?
Почему Александр Невский пустил баскаков в Новгород?
Как ты считаешь, правильно ли он поступил? Почему?
Преимущества данной системы:
Способствует последовательному и глубокому усвоению учащимися данного материала;
Создает раскрепощенную атмосферу и общую занятость на уроке;
Положительно стимулирует учебную мотивацию школьников и т.д.
RoundRobin (обсуди проблему в группе). Ученики готовят задание индивидуально, затем по команде ученики обмениваются мнениями, причем должен высказаться каждый! Учитель называет того, кто будет отвечать от группы. Например, «отвечают вторые номера» или «отвечает стол № 3, четвертый номер». Этот прием хорошо работает при анализе текста.
AllWriteRoundRobin (обсуди проблему в группе письменно). Суть данного метода заключается в том, что после постановки вопроса учителем, дается время на письменный ответ. 30 секунд думаем, 30 секунд пишем. 30 секунд делимся с группой. Причем, высказаться должен каждый участник. Группа вырабатывает единое мнение, и отвечает названный учителем номер. Эту технологию использую для закрепления изученных понятий, личностей или событий.
Например: 1. На фронтах войны сражались не только люди, но и «яки», «тигры», «пантеры», «леопарды». О чем идет речь? (это боевая техника – танки и самолеты)
2. Уже в июне 1941г из западных районов СССР стали вывозиться люди и производственные объекты. Как назывался этот процесс? (эвакуация).
3. В июне 1941 года советский летчик направил свой подбитый самолет на скопление немецкой боевой техники. Кто этот летчик? (Н.Гастелло)
4. В 1941г в снабжении Красной Армии продовольствием наступил кризис. Пришлось обратиться за советом к бывшему интенданту царской армии. Он выдал следующий рецепт: «Русскую армию спасут три «с» - спирт, сало и …». Что еще? (сухари)
5. Этот «большой ветер» по замыслу немецкого командования должен был привести к захвату крупнейшего города в СССР в 1941г. Что это за «ветер»? (операция «Тайфун» с китайского – «большой ветер») и т.д. «Ажурная пила, или машинная ножовка» (cooperative learning). Этот метод разработан проф. Элиотом Аронсоном в 1978 г. Учащиеся организуются в группы по 5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Например, в теме «Война 1812 года» можно выделить причины войны, основные события, личности, итоги, понятия данной темы. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому других. Единственный путь освоить тему – это внимательно слушать партнёров и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся кровно заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке.
На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме. В конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Преимущества данной системы:
способствует последовательному и глубокому усвоению учащимися данного материала;
создает раскрепощенную атмосферу и общую занятость на уроке;
положительно стимулирует учебную мотивацию школьников и т.д.
Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе» (Learning Togeiher) разработан в университете штата Миннесота в 1987 году (Дэвид Джонсон, Роджер Джонсон). Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы,  над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Основные принципы – награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности – работают и здесь. Я часто предлагаю одинаковое групповое задание на дом. При изучении темы «Индустриализация страны» одиннадцатиклассники получили следующие домашние задания.
Задание первой группе: «Основываясь на идеях видных деятелей партии, подготовьте речь (2-3 мин.) в защиту проведения индустриализации форсированными темпами любой ценой».
Задание второй группы: «Основываясь на идеях видных деятелей партии – противников форсированной индустриализации, подготовьте речь (2-3 мин.) в защиту своего метода преобразований»
Задание третьей группе: «Подготовьте выступление от лица крестьянина (2-3 мин.) «Мое отношение к методам индустриализации, избранным партией в 1928-1929гг».
Задание четвертой группе: «Подготовьте выступление от своего лица (2-3мин.) «Мое отношение к выбору, сделанному партией в 1928-1929 гг.»
Затем каждая группа подводит итоги по теме урока и тезисно их записывает, а затем выступает пред классом. Так складывается общий вывод, итог урока.
Такая форма работы дает возможность реализовать способности каждого ученика; создает положительную атмосферу взаимодействия между детьми и учителем; способствует сближению коллектива;
Исследовательская работа учащихся в группах также является разновидностью формы обучения в сотрудничестве (Шломо Ша – ран, Университет Телль – Авива, 1976). В этом варианте акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся работают в группах до 6 человек. Они выбирают подтему общей темы, которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельного ученика. Каждый, таким образом должен внести свою лепту в общую задачу. Дискуссии, обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой любого ученика. На основе заданий, выполненных каждым учеником, совместно составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом.  Так, при изучении темы «Первая мировая война: причины развязывания войны и основные события» возможен страноведческий подход и организация групповой работы с выделением групп, изучающие основные события войны с позиции Германии, Австро-Венгрии, Османской империи, Болгарии, России, Великобритании, Франции и США.
Задания группам.
1) В какой блок входила ваша страна?
2) Назовите причины вступления вашего государства в Первую мировую войну, определите его цели.
3) На основании информации учебника определите, как отнеслось население вашей страны к войне? Менялось ли это отношение за годы войны?
4) Назовите людей (политиков, военных и т.д.), чья деятельность в годы войны имела наибольшее значение для вашей страны.
5) В каких основных сражениях участвовала ваша страна? Каковы их результаты и последствия для военных действий и для вашего государства?
6) Каковы главные итоги войны для вашего государства?
Затем каждая группа подводит итоги по теме урока и тезисно их записывает, а затем выступает пред классом. Так складывается общий вывод, итог урока.
В конце урока ребята высказывают свое мнение, анализируя "плюсы" и "минусы" своей работы.
«Герой, дата, событие». Этот прием применяется для закрепления изученного материала или при проверке д.з. в 5-8 классах.
- 1 группа учащихся называет имя исторического деятеля по определенной теме, 2 группа – дату, связанную с этим героем, 3 группа – соответствующее событие.
Игра продолжается, пока какая–то группа не сможет больше предложить ответ.
Мозговой штурм очень эффективен для стимулирования неуверенных учащихся. Этот метод используется мною, когда соревнуются две группы. Например, в 11 классе по теме «Глобальные проблемы человечества» на уроке обществознания учащиеся каждой группы намечают пути решения глобальных проблем. Мозговой штурм требует полного раскрепощения мысли, свободы для воображения. Способы, которые учащиеся предлагают для решения глобальных проблем человечества, фиксируются на бумаге в каждой группе. В ходе мозгового штурма допускается  и приветствуется дополнительный материал, разрешается задавать вопросы друг другу с целью уточнения и развития идей.
Импровизированные дебаты. 11 класс. Тема: «Власть портит человека».
Класс делится на две группы. Первая группа («за») утверждает, а вторая («против») опровергает тему дебатов. 10 -15 мин.- обсуждение темы, готовя аргументы «за» и «против». Жребий определяет - какая из групп будет отстаивать утверждающую позицию, а какая – отрицающую. Затем – представление аргументов. Это и подготовка к ЕГЭ, учатся приводить аргументы, выдвигать проблему.
Тема «Холодная война» в 11 классе, класс на группы делится в ходе изучения темы. Вступительное слово учителя и проблемный вопрос: «Кто виноват в развязывании войны?» Мнения учеников делится: 1гр Виновата США и Западная Европа, 2гр. Виноват СССР (обычно в этой группе всегда оказывается мало учеников), 3гр. Виноваты обе страны. Работая с документами и материалом учебника, каждая группа отстаивает свою точку зрения и в завершении должны придумать и нарисовать символ мира.
Затем каждая группа подводит итоги по теме урока и тезисно их записывает, а затем выступает пред классом. Так складывается общий вывод, итог урока.
В конце урока ребята высказывают свое мнение, анализируя "плюсы" и "минусы" своей работы.
Положительные моменты данной работы: было внесено разнообразие в ход однообразного учебного процесса; в ходе урока задействованы были все члены класса; ребята учились работать в групᴨȇ коллективно. Слушать мнения друг друга и выбирать правильные ответы.
Основные идеи, присущие всем описанным здесь вариантам – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей группы зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь для членов команды друг другу. Равные возможности предполагают, что любой ученик должен совершенствовать свои собственные достижения. Это значит также, что каждый ученик учится в силу своих возможностей, способностей и поэтому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если и продвинутый, и слабый ученик затрачивает максимум усилий – каждый для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково: ведь и один, и другой сделал, что мог.
преимущества групповой работы:
При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им неясно. В случае необходимости не боятся  обратиться за помощью к учителю.
Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.
У учеников  формируется своя точка зрения, дети  учатся отстаивать свое мнение.
Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания, умения и  применять их в конкретных заданиях.
Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными навыками и умениями.
Развивается чувство товарищества, взаимопомощи                   
имеет минусы:
-Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя
-групповой работе надо сначала научить, для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках - без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна
-организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат, усилий;
-при непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников;
- в классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве - им надо создать условия для этого, а это дополнительные сложности для учителя.
Поэтому при выборе формы организации деятельности, нужно учесть как положительные, так и отрицательные стороны