Занятие по психоллогии с будущими первоклассниками по теме Я будущий первоклассник
Занятие по психологии с будущими первоклассниками по теме "Я – будущий первоклассник"
Цели:
знакомство;
содействие осознанию позиции школьника.
Ход занятия
I. Игра "Знакомство"
Сначала представляется психолог, рассказывает о себе. Затем дети кидают друг другу мячик, называя перед броском свое имя, а затем по сигналу ведущего - имя того, кому бросают мячик.
Кто знает кто такой психолог? (выслушивается мнение детей).
Если кому-то стало грустно, плохо, психолог утешит, защитит, даст возможность отдохнуть.
Ведущий знакомит детей с правилами виде стишка:
Чтоб веселее нам играть,Пять правил будем соблюдать:Игру вместе всем начинатьДруг друга не перебиватьПо очереди отвечатьБыть активным, все выполнятьВсех по имени называтьЧаще улыбаться,Друг над другом не смеяться
Упражнение на знакомство и установление контакта «Мяч по кругу»
Передавая друг другу по кругу мяч, расскажите о себе в следующем порядке:
Меня зовут
Больше всего на свете я люблю..
II. Беседа "Что такое урок?"
Как можно показать, что ты готов к уроку? Например, в школе есть правило "Готов к уроку": по звонку ученик становится возле своей парты и ждет команды учителя. Давайте потренируемся выполнять это правило.
Что нужно сделать:
а) когда входит учитель (или кто-то старший) в класс;
б) когда хочешь что-либо сказать;
в) когда кто-то опаздывает на урок и т.д.
III. "Посудомоечная машина фирмы "Bosch".
Игра на контакт, сближение.
Встаньте в две колонны друг напротив друга. Теперь по одному будем проходить по получившемуся у нас "коридору", но каждый должен придумать, кем он видит себя из посуды. Называем посуду и проходим по "коридору", а остальные участники "моют", т.е. гладят, прикасаются.
IV. Работа со сказкой. Сказка "Про Колю" (Н. Селезнева)
Дети слушают и обсуждают сказку в стихах.
([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) Презентация
Жил на свете мальчик Коля.Не хотел учиться в школе.Уроки делать не любилИ маме твердо говорил:"Зачем вставать мне по утрам,Когда я все умею сам?Могу милиционером стать,Вокруг всех буду защищать!Или врачом - людей лечить,А может быть, детей учить.Я все сумею, все смогу,И в школу больше не пойду!"Сказал так маме и ушел,А ночью Коля спать пошел.Заснул и видит сон такой:Как будто он в стране другой,Где взрослым стал уже давноИ все ему разрешено."Раз вырос я, - подумал Коля, -Не надо мне учиться в школе.Тогда работать я пойду,Я все сумею, все смогу!Пойду врачом, людей лечить.Так буду пользу приносить!"Сказал и видит: врач идетИ градусник в руке несет.Коля к доктору бежит,Громко на ходу кричит:"Ничего, я помогу,Я все сумею, все смогу!"Посмотрел тут доктор строго,Коле он сказал сурово:"Ты знаешь, как людей лечить?Что при простуде нужно пить?Какую детям дать микстуру,Чтобы сбить температуру?Ты в детстве в школу не ходил,Уроков в школе не учил.Не знал таблицу ты сложенья,Не находил задач решения.И если в школу не пойдешь,Занятья в жизни не найдешь"."Ну, ничего, - подумал Коля, -Профессий в мире очень много.Могу милиционером стать.И буду всех я защищать".Глядит, милиционер идетИ свисток в руке несет.Закричал туту Коля громко:"Преступника поймаю ловко!Ничего, я помогу,Я все сумею, все смогу!"Глянул милиционер тут строго,Коле он сказал сурово:"Ты знаешь, как людей спасать?Чужие жизни защищать?Ловить преступников как быстро?Как стать военных дел министром?Ты в детстве в школу не ходил,Уроков в школе не учил.Не знал таблицу ты сложенья,Не находил задач решения.И если в школу не пойдешь,Занятья в жизни не найдешь"."Ну, ничего, - подумал Коля, -Профессий в мире очень много.Могу художником я стать,Картины буду рисовать".И тут же, прямо перед ним,Художник - красок властелин.Коля взял мольберт и кистьИ начал кисточкой водить."Ничего, я помогу.Я все сумею, все смогу!"Посмотрел художник строго,Коле он сказал сурово:"Ты знаешь, кистью как водить?Портрет, пейзажи как творить?Хватит пачкать тут бумагу.Ведь тебе учиться надо!Ты в детстве в школу не ходил,Уроков в школе не учил.Не знал таблицу ты сложенья,Не находил задач решения.И если в школу не пойдешь,Занятья в жизни не найдешь".Призадумался тут Коля:"Может, правда надо в школу?Тогда профессию найду,Тогда я людям помогу.Я выучусь и умным буду,Уроков строгих не забуду".Тут же пробудился Коля.Крикнул маме: "В школу, в школу!Собирай меня скорей,Побегу туда быстрей.Хочу узнать я все на свете,Умней всех буду на планете!"Учился Коля не напрасно:Он стал художником прекрасным.А мог он стать и инженером,Доктором, милиционером.Много нового узналИ полезным всем он стал.
Вопросы для обсуждения:
- Почему Коля не хотел ходить в школу?
- Какой сон он увидел?
- Почему он потом захотел учиться?
- Что значит "Стать полезным"? (Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). - М.: "Генезис", 2006. - 303 с.)
V. Игра "Буратино идет в школу"
Буратино 1 сентября идет в школу, но он не знает что нужно взять с собой. Дети должны помочь Буратино собрать портфель в школу, то есть рассказать, что туда нужно положить. (Приложение 1) Презентация
Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел:
Ключик, видно, не нашел
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.
Упражнение «Потопаем, похлопаем»
Психолог коротко рассказывает детям о некоторых правилах поведения в школе, например:
- Вы, наверное, знаете, что в школе есть уроки и перемены. На переменах дети разговаривают, бегают, кушают, ходят в туалет. А на уроках дети сидят тихо, не разговаривают между собой, слушают учительницу и делают то, что она говорит.
Затем психолог говорит:
- А теперь давайте поиграем. Если я спрошу о том, что можно делать на уроке, вы хлопнете в ладоши, а если о том, что нельзя - потопаете ногами. Начинаем!
Слушать учительницу? Разговаривать с соседом по парте? Вставать и ходить по классу? Писать в тетрадях буквы? Рисовать в тетрадях машинки? Есть конфеты? Рисовать на страницах учебника? Отвечать на вопросы учительницы? И т. д.
Игра «Трутень и пчелы»
Психолог говорит:
- Сейчас мы поиграем в одну игру, а заодно посмотрим, умеете ли вы считать до трех.
Вы, наверное, знаете, что когда пчелы летают и собирают мед, они жужжат, а если появится трутень, они начинают жужжать сильнее, чтобы его прогнать. Когда пчелы видят медведя, они замолкают, чтобы медведь не смог найти мед. Представьте, что вы - пчелки. Будьте внимательны: если я хлопну в ладоши один раз, вы должны жужжать не очень громко, если хлопну два раза - значит, летит трутень, и вы зажужжите громче, а если хлопну три раза - значит, появился медведь, вы перестанете жужжать и будете сидеть тихо-тихо. Приготовились, начинаем!
Игру следует повторить несколько раз. Участники могут как сидеть за столами, так и стоять по кругу или в произвольном порядке.
VI. "Прекрасный сад"
Игра на сплочение, поддержку. Материалы: карандаши, фломастеры, ватман, ножницы, листы, клей - карандаш.
"Представьте, что вы - прекрасное растение в саду. Каким растением вы хотите быть? Как выглядят его листья? Они мягкие или жесткие? У этого растения есть шипы? А плоды? Цветет ли оно? Какого цвета его соцветия?" (Приложение 1). Все вы разные, но вам предстоит учиться в одном классе, быть единым коллективом и принимать других такими, какие они есть.
Предложить детям и родителям нарисовать по цветку. Затем их вырезать и приклеить на ватман и получится красивый, яркий луг.
VII. Прощальная игра "Волшебные снежинки".
Инструкция: "Встаньте рядом со своим стулом и встряхните ногами и руками:
Вы видели когда-нибудь волшебный снег - очень крупные снежинки, мерцающие голубыми искорками? Кто вдохнет такую снежинку, почувствует себя свежее и бодрее, как по мановению волшебной палочки. Усталость и заботы покинут его. Но для этого снежинку нужно вдохнуть очень глубоко - чтобы она попала внутрь живота.
Представьте как снег кружится в воздухе. Кружатся в воздухе и стремятся к земле обычные маленькие снежинки и среди них огромные волшебные. Если волшебная снежинка появится перед вами, глубоко вдохните ее - почувствуете, что стало легко и все напряжение ушло.
Тот, кому удалось вдохнуть три волшебные снежинки, может загадать желание."
15