Эссе учителя начальных классов Шарыгиной Татьяны Александровны «Я — учитель»
Эссе учителя начальных классов
Шарыгиной Татьяны Александровны
«Я - учитель»
«Учитель – человек публичной профессии, человек, который всегда на виду, навечно вызванный к доске, который словом стучится в душу».
Карякина А.Н.
Всем известно, с чего начинается театр. А с чего начинается школа? Наверное, школа начинается с мечты. Моя мечта сбылась… Я – УЧИТЕЛЬ.
«Учитель как носитель света весь наполнен улыбкой: каждый его взгляд, его жест, его действие.… От него – всё доброе в человеке. Он как бы перо духа творящего, пишущего в душах воспитанников высшие мысли, которые потом выражаются ими в улыбках Любви, Красоты, Мудрости и Знания». Учитель – это уникальная профессия, вне времени, моды и географии.
Труд учителя можно сравнить с трудом хлебороба и строителя – из зерен добра и справедливости выращивает он душу учеников, из кирпичиков знаний складывает их разум, помогает найти свои пути в жизни. Для меня профессия Учителя – это источник человеческого общения, возможность заглянуть в будущее.
Ещё с детских лет я мечтала стать учителем. Хотелось подолгу сидеть и проверять тетрадки, заполнять журнал, придумывать задания на следующий день. Когда-то мой профессиональный выбор определили учителя и одобрили родители. И поэтому после окончания школы я твердо решила стать учителем начальных классов.
Начальная школа - это настоящая чудесная кладовая знаний, это фундамент воспитания будущего Человека. Это - возраст «почемучек», это - возраст зоркой и острой памяти. С какой радостью я каждый день встречаюсь со своими «почемучками» и фантазерами! И пусть порой мне с ними хлопотно, но проникать в их детский мир, слышать их – большое учительское счастье. Именно в развитии детей, их самовоспитании, самосовершенствовании, самореализации вижу свое предназначение как педагога, учителя, наставника.
Каким же должен быть учитель XXI века? Сегодня много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже, ведь педагог не только учит, но и воспитывает, а воспитание достойного поколения XXI века – огромная ответственность и нелёгкий труд.
Мне близки слова Е.Н. Ильина: «Ученик знает о себе больше, чем мы о нем. Наша задача – уроком доказать ему это, т.е. помочь управлять самим собою без нашей помощи».
Я стараюсь строить учебно-воспитательный процесс обучения так, чтобы любые индивидуальные особенности ребёнка не остались без внимания, чтобы учащиеся не боялись ошибиться, не смущались особенностей своего собственного мнения, позиции, а умели их логично объяснить, обосновать, отстоять.
Поэтому в свою деятельность внедряю различные формы, средства обучения, методы (дискуссия, мозговой штурм, метод дидактической игры, викторины, игра - путешествие), преподавание строю на диагностической основе, создавая благоприятные условия для сохранения психического и физического здоровья детей.
В своей профессиональной деятельности реализую принципы развивающего обучения.
Среди технологий, которые в системе применяю в учебном процессе, есть игровые технологии, технология интерактивного обучения, технология проектного обучения. Проектную деятельность применяю на различных этапах обучения, а также во внеурочное время.
Также тщательно продумываю и организовываю внеурочные мероприятия. Мы каждый месяц выходим на экскурсии в музеи, посещаем библиотеки, ходим на концерты, в походы, приглашаем гостей на классные часы, проводим мероприятия в классе. Почему я уделяю достаточно много времени на внеурочные мероприятия? Потому что в это время дети раскрываются совершенно по-другому. Нет напряжения, они искренне общаются друг с другом в формате не только одноклассников, но и друзей.
Я люблю своих учеников, уважаю их мнение, считаюсь с их интересами и на этих «трёх китах» выстраиваю своё обучение. Безусловно, очень нелегко передавать свои знания другим. Делать это, как мне кажется, следует ненавязчиво, демократично. Существует неверное суждение, что излишняя доброжелательность портит детей: они утрачивают всякую сдержанность, за доброту платят непослушанием и не боятся наказаний. Я полностью не согласна с таким мнением и считаю, что учитель должен быть добрым, и дети будут отвечать ему тем же. Именно тогда каждый урок, каждая встреча учителя и учеников превратится в праздник.
Миллионы детей мечтают стать бизнесменами, архитекторами, моделями, актёрами и только единицы сидят на уроках своего любимого учителя и представляют себя на его месте, чтобы через много лет встать у доски и также зажигать огонь в сердцах! Каждый человек, проходя свой жизненный путь, задумывается о выборе своего призвания, своей профессии. И сейчас, оглядываясь назад, я нисколько не жалею о своём выборе. Я люблю свою профессию за её уникальное свойство: она позволяет нам видеть и любоваться духовным ростом своих учеников. Найти свое призвание, утвердиться в нем – это и есть моё счастье.