Конспект урока по русскому языку на тему Слова, противоположные по значению ( антонимы)(2 класс)

Тема: Слова, противоположные по значению (антонимы)
Основные задачи: 1) расширить знания детей об антонимах; 2) обогатить речь учащихся антонимами разных частей речи;3) показать роль антонимов в речи; 3) тренировать умение в подборе антонимов к заданным словам, определять лексическое значение антонимов; 4) развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, память, речь учащихся; 5) воспитывать интерес к предмету, познавательную активность, доброжелательность.
1.Оргмомент. Психологический настрой.
Улыбнулись друг другу.
Пожелаем всем удачи!
За работу, в добрый час!
2. Постановка цели.
-Сегодня мы с вами будем работать с интересными словами. Почему я их так называю, вы попробуете сами это определить.
   1) Игра «Разговор спорщиков»:
- Помогите мне рассказать сказку.
Жили-были два брата. Младший брат никогда не соглашался со старшим, всегда говорил все наоборот. Скажет старший брат: «Тепло на улице!» а младший  «Холодно!» Старший скажет: «Веселый мультфильм!» а младший  ... (Дети заканчивают предложение.) Старший говорит: «Глубокая речка», а младший  ... Но однажды младший брат не захотел спорить со старшим, потому что старший сказал: «Умный у меня братец!» Что должен был сказать младший брат?
-Догадайтесь, о каких словах мы сегодня будем говорить.
 3. Изучение нового материала.
1.Работа с презентацией. На слайдах картинки.
Дети называют: слон – большой, а комар – маленький, футболка (чистая-грязная), смайлик (грустный-весёлый), карандаш (длинный-короткий), ребёнок (плачет- смеётся) и т.д.
-Составьте предложение, используя слова с противоположным значением.
2.Нахождение слов с противоположным значением в пословицах (упр. 46).
-Запишите парами слова: добрый- худой, мало-много, ленивый-проворный
3. Введение термина «антонимы» при чтении сообщения Самоварова (с. 33).
4.Упр.48 –Найдите в тексте слова с противоположным значением.
-Выпишите слова с пропущенными буквами. Подбор проверочных слов.
Физминутка с антонимами. Я начинаю, дети продолжают с движениями.
Мы немножко отдохнём.
Дружно встанем и начнём.
Это высоко, а это
Это далеко, а это
Поднимаем руки вверх.
руки .
Наклоняемся вперёд,
А потом наклон
Наклонимся дружно влево,
А потом все дружно
Дружно все за парту сядем,
Тихо сядем и начнём.
- Какие антонимы Вы называли?
4.Закрепление изученного материала
1. Нахождение антонимов в стихотворении (упр. 48).
2.Работа в парах
- К каждому слову из первого столбика найти антоним из второго.
высокий
длинный
прибавить
замечательный
смелый
ласковый
покупать

трусливый
грубый
короткий
продавать
низкий
отвратительный
отнять


3. Проблемный вопрос: Может ли замена антонимами некоторых слов в тексте резко изменить его смысл? Давайте посмотрим.      Работа с текстом.
 Хмурый осенний день Сегодня холодный пасмурный день. Стоит ненастная погода. Сеет мелкий осенний дождик. Дует резкий ветер. Небо мутное, низкое. Под ногами  грязь. Скучная, унылая пора.
(Активизируется словарный запас учащихся)
-Мы не в силах изменить погоду. Но можем это сделать средствами нашего родного языка.
-Какие антонимы вы подобрали бы к каждому слову, чтобы изменилось настроение.
(Дети должны прийти к выводу, что при замене выделенных слов антонимами. они получили описание совсем другого дня: не пасмурного, ненастного, а солнечного)
-А теперь как изменилось настроение? Что этому способствовало?
5.  Итог урока
- Какие слова называют антонимами? Какую же роль играют антонимы в речи?
6. Рефлексия (у детей ладошки красного и зелёного цветов)
- Поднимите ладошку зелёного цвета, если у вас всё получилось, и вы поняли новый материал. Если вы не всё поняли и нуждаетесь в помощи, то красную.
7. Домашнее задание ( по выбору)
1. Найти и записать пословицы с антонимами.
2.Составить текст, используя антонимы.