Технологическая карта к уроку окружающий мир Наши братья -млекопитающие 3 класс
Технологическая карта урока
1.Дидактическое обоснование:
«Окружающий мир 3класс» (1 часть) А.А.Вахрушев УМК «Школа 2100».
2.Тема урока: Наши братья –млекопитающие.
3. Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с представителями млекопитающих;
формирование умения сравнивать, анализировать, обобщать, выделять общие признаки млекопитающих; способствовать развитию монологической речи, памяти, внимания, воспитанию любознательности, интереса к предмету.
4.Тип урока: урок открытия нового знания
5.Планируемые результаты:
деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная, парная, фронтальная.
Предметные -познакомятся с разнообразием млекопитающих
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: целеполагание – принимать и сохранять учебную задачу; планирование – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: общеучебные – использовать общие приёмы решения задач;
предметные – знакомиться с представителями млекопитающих;
логические – выделять общие признаки, сравнивать, анализировать, обобщать, выявлять взаимосвязи.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Личностные: самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.6.Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая и индивидуальная.
7.Оборудование - А.А Вахрушев, учебник «Мир вокруг нас», рабочая тетрадь;
-презентация «Млекопитающие»;
-таблица с классификацией животных по пройденным параграфам;
-карточки с заданиями для группы и индивидуальные.
Технологическая карта урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1 минута
- Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе.
- Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Я уверена, что у нас все получится. Садитесь.
Подготовка класса к работе.
Настрой на дальнейшую работу.
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 3 минуты
Выявляет уровень знаний.
- Предлагаю определить группы животных по слайду;
-составить слово из предложенных букв. Слайд 1- по картинкам дети определяют какие группы животных изображены. Проводят сравнение, обобщение.
Определяют правильное название неизвестной группы.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели3.. Постановка учебной задачи – 4-минуты
Какие вопросы мы могли бы задать, чтобы узнать об этой группе животных как можно больше? ( Свои вопросы вы обсудите в группе, запишите на листочках голубого цвета)- 3 минуты..(Слайд 2)- после обсуждения.
Кто это? Почему так назвали?
Какую температуру тела имеют?
Как и чем питаются?
Какие органы чувств развиты?
Как относятся к своему потомству?
Называют тему урока.
Каждая группа зачитывает свои вопросы у доски
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;
Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выведение информации.
Логические – формулирование проблемы.
4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) – 7 минут
Люди всегда наблюдали за животными, за окружающим миром. Лена и Миша, наблюдая за своими животными, завели спор. Прочитайте в учебнике о чем спорят дети?
Что вы думаете о предмете спора? Кто прав? Почему? (Выслушивание гипотез детей).
- Итак, тема урока: Наши братья – млекопитающие. (Слайд 3)
Так кто же такие млекопитающие ? Почему такое название у этой группы животных? Узнаем из словаря, что обозначает слово «млекопитающие».
Млекопитающие – класс высших позвоночных животных, выкармливающих детенышей своим молоком.
Сегодня мы превратим наш кабинет в лабораторию, а вы станете исследователями. Каждая группа ребят будет работать над своей проблемой. (Работа в группах. Вспомнить правила работы в группе).У вас на столах есть таблицы, в которых отмечены признаки уже знакомых групп животных. В ходе урока вам предстоит постепенно заполнять колонки для группы млекопитающие.
Любой современный ученый, обязательно использует в своих исследованиях данные прошлого.
– Давайте и мы , не надолго отправимся в далекое прошлое нашей планеты. Выясним, какими же были млекопитающие?
На столах лежат карточки с текстами к ним прилагаются иллюстрации с изображением этих животных. Вы читаете описание животного все вместе и один представитель от группы расскажет нам о древнем животном. (СЛАЙДЫ 4,5,6,7)- по ходу сообщений.
Работа по учебнику стр.114-115. Рассмотрите рисунки. Попробуйте определить среду обитания, в которой живут данные группы животных.
- Что же отличает сегодняшних млекопитающих от их предков?
(Размеры, строение тела, место обитания, …)Физминутка по слайдам 8-18: «Летает, бегает, прыгает,плавает».
Работа в учебнике стр.110
Справочник в учебнике стр.136
Работа со словарем стр.138-139
Поиск значения слова в словаре.
(Словарная работа: сложное слово, два корня, соединительная-о-)
Правила работы в группе:
1.Работаем тихо, дружно.
2.Говорим по очереди, не перебивая друг друга.
3.Чётко высказываем своё мнение, уважаем мнение собеседника.
У каждой группы задание
Информация о древнем животном. Из текста дети выбирают самое интересное.
Выступает один от группы с сообщением.
Учебник.
Рассматривают иллюстрации, находят общие признаки, классифицируют.
Дети выполняют движения имитирующие полет, прыжки, бег , прыжки животных.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
5.Самостоятельная работа .15 минут Каждая группа получила карту исследования в которой указаны – страница учебника, название статьи текста, вопросы на которые необходимо найти ответы. Ответы можно подчеркивать простым карандашом в тексте.
Выступление групп:
1 группа: Учебник стр.111, в тексте «Млекопитающие-животные теплокровные»
Вопросы
1. Температура тела.
2. За счёт чего подогревается кровь?
3. Как удерживают тепло, если холодно?
4. Почему некоторые звери впадают в спячку?
5. Шерсть животных. Она греет животных или сохраняет тепло?( слайды 19-22)
Работа в рабочей тетради.
2 группа
Учебник стр.111, в тексте «Разная пища- разные зубы»
Вопросы
1. Для чего млекопитающие должны есть?
2. Какие зубы у них есть? Для чего они служат? (слайды 24,25).
Работа в рабочей тетради.
3 группа
Учебник стр.112-113 , в тексте «Совершенные органы чувств и сложное поведение»
Вопросы
1. Орган слуха.
2. Орган обоняния.
3. Орган осязания.
4. Орган зрения.
(Слайд 27)
4 группа
Учебник стр.110, в тексте «Воспитание детей обходится дорого».
Вопросы
1. Почему у млекопитающих рождается меньше детёнышей, чем у земноводных?
2. Кто и как их кормит?
3. Как воспитывают?
(Слайды 28-31)
А кто был внимательным во время всего урока? Тогда вы сможете ответить на мой вопрос. Почему в ходе нашего исследования я иногда сравнивала млекопитающих с человеком?
На протяжении всего урока меня не оставляет мысль о том, что мы говорим о себе.
Можно ли утверждать, что человек относится к млекопитающим?
Проанализируйте полученную схему на доске.
Найдите доказательства или опровергните наше предположение. Для этого сравним млекопитающих и человека
- Какой сделаем вывод?
(Человек тоже относится к млекопитающим и обладает всеми их признаками).
Самостоятельная работа. Выступление групп.
Составление «визитной карточки». Индивидуальная работа детей с ОВЗ.
Выступление группы. Вывод.
Заполнение граф таблицы.
Тетрадь: стр.51 № 4- закрепляем услышанное (слайд 23)
Выступление группы. Вывод.
Заполнение граф таблицы.
Задание для закрепления в рабочей тетради стр.51 №3( Слайд 26)
Выступление группы. Вывод
Заполнение граф таблицы.
Выступление группы. Вывод
Заполнение граф таблицы.
Задание № 1 в рабочей тетради на с. 51 (Слад 32). .(Работа коллективная с комментированием). Познавательные:
выбор оснований для сравнения и классификация объектов
Коммуникативные:
поиск и способ его разрешения Регулятивные: Выбор основания для сравнения и классификации предметов.
Личностные: целеполагание
Коммуникативные: сбор информации, инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение слышать и слушать.
6.Итог урока.
4 минуты Спасибо. На доске получилась настоящая «Визитная карточка» (кластер) млекопитающих
Температура тела -теплокровностьШерсть-сохраняет тепло
Зубы-выполняют различные задачи
органы чувств-хорошо развиты
потомство-забота о потомстве
- Какой главный вывод можем сделать о млекопитающих, пользуясь «визитной карточкой»?
Вывод: Млекопитающие – самые совершенные животные. Они теплокровные, помогает сохранить тепло шерсть, и разнообразие пищи, дающей энергию. У них хорошо развит мозг и органы чувств. Они заботятся о своём потомстве. С уверенностью можем сказать, что человек относится к разряду млекопитающих животных. (можно прочитать вывод из учебника стр.113)/
Проверка заполненной таблицы.
( Табличка крепится в рабочую тетрадь ).
На доске визитная карточка в виде кластера.
Дети делают свой вывод
Находят сходство и различие.(таблицы у каждого ученика).Проверяем таблицу по эталону. Оценка достижения и контроль.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 3 минуты. - Я запомнил, что:
-Меня удивило, что:
-Я впервые узнал, что:
- Я научился….. ( Слайд 33) Соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Намечают перспективу последующей работы. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия;
Личностные:смыслообразование.
8. Оценка деятельности на уроке-2 минуты
9. Домашнее задание
1 минута Оценки за урок. Комментирование .Сообщение о млекопитающем.(Слайд 34, 35) Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности.
Личностные: самоопределение.