Конспект НОД во 2 младшей группе по О О Познавательное развитие Моя семья
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Дельфин» комбинированного вида»
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие»
Возрастная группа: вторая младшая группа.
Тема занятия «Моя семья»
Конспект подготовила и провела:
воспитатель МБДОУ «Дельфин»
Непокрытова Н.И
г. Шарыпово2015г
Цель: Формирование у детей представления о семье.Задачи:
Образовательные:
- Формировать понятие семья.
Развивающие:
- Развивать у детей речевые способности.
- Активизировать словарь детей. Побуждать детей поддерживать беседу.
- Развивать разговорную речь, умение отвечать простыми предложениями.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать воображение, память, творчество.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и добрые чувства ко всем членам семьи, заботливые, положительные взаимоположения.
- Формировать желание участвовать в совместных играх.
-Воспитывать инициативность, самостоятельность, эмоциональный отклик на увиденное.
Оборудование: силуэт ладони руки с расставленными пальцами, вырезанный из картона; картинки с изображениями лиц папы, мамы, дедушки, бабушки и ребёнка;магнитофон; аудиозапись «Песенка про папу» музыка В. Шаинского, слова М. Танича.
Технические средства: магнитофон.
Демонстрационный материал: коробочка с куколками на пальчики (семья – мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок), фотографии детей и родителей воспитанников, подставки для ладошек, домик и солнышко.Раздаточный материал: клей, кисточки, салфетки, ладошки из картона, подставки для ладошек.
Применяемые методы:Игровые (пальчиковые игры, приход бабушки, «Топаем – хлопаем»)
Словесные (беседа, вопросы, объяснение, пояснение, художественное слово)
Практические методы: (продуктивная деятельность - аппликация).
Предполагаемый результат: сформированы представления о семье: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка. Предварительная работа: рассматривание семейных фотографий; рассказы детей о своих близких; чтение стихов о папе, маме, бабушке, дедушке, сестренке; разучивание пальчиковых игр; беседа о семье; дидактические игры «Чей малыш?», «Кто в домике живет?»; строительные игры «Мебель для дома», «Дом для кукол»; с/р игра «Семья».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие».
Время проведения: 15 мин.
План НОД (примерный)
Этапы НОД Содержание Виды детской деятельности Интеграция образов. областей
Вводная часть:
Психологический настрой на совместную деятельность.
Воспитатель: (в кругу) Дети, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с гостями.
Я знаю, что вы очень любите играть. Хотите поиграть со мной?
Игра «Топаем – хлопаем»
Мы сначала будем топать:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
А потом мы будем хлопать:
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.
А потом мы повернемся
И друг другу улыбнемся Коммуникативная, игровая деятельность. Социально - коммуникативная
Сюрпризный момент
Воспитатель: (Стук в дверь) Ребята, посмотрите, нам, что – то интересное принесли, (показываю куколки).
В это время дети садятся на ковре в кружок.
Сейчас я буду надевать их на пальчики, а вы попробуйте угадать и назвать, кто это? (дети называют мама, папа, дедушка, бабушка, ребенок). А все эти люди вместе называются одним словом, как? – Семья.
Воспитатель: Вот получилась целая семья пальчиков. Посмотрите, какие пальчики дружные. Хотите теперь поиграть вместе со мной с пальчиками? Повторяйте за мной. Пальчиковая игра «Семья».
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
Коммуникативная, игровая деятельность
Социально - коммуникативная
2.Основная часть: Беседа
Сюрпризный момент
Приходит бабушка. Воспитатель: Ребята, а можно сказать, что у вас семья такая же дружная, как у пальчиков?
Дети: Да.
Если вы так хорошо дружите в семье, значить вы очень любите друг друга! И маму, и папу и бабушку с дедушкой.
А покажите, как вы их любите.
Воспитатель: Ребята, вы находитесь целый день в детском саду без мамы и папы. вам бывает иногда грустно, что рядом нет ваших родителей? Ребята, а если вы соскучились по родителям, что вы тогда делаете?
Дети: Подходим к солнышку и к домику смотрим на фотографии и любуются родителями.
Приходит бабушка.
Воспитатель: Ребята, а посмотрите к нам бабушка в гости пришла.
Бабушка: Здравствуйте дети!
Скажите, а у вас есть бабушка?
А, какая у тебя бабушка?
Что она умеет делать?
Воспитатель: Бабушка, а у нас дети знают стихотворение про бабушку. Хочешь послушать?
Стихотворение
«Моя бабуленька»
Ольга Чусовитина
Я бабуленьку родную.Очень крепко поцелую,Ведь бабуленька моя.Очень-очень добрая.
Бабушка: Молодец.
Ребята, а вы поиграете со мной в игру?
Познавательное
развитие
Социально – коммуникативная
Речевое развитие
Игра «Кто живет у нас в квартире?»
Физкультурная пауза
Пальчиковая игра «Кто живет у нас в квартире?»
1,2,3,4 (хлопки)
Кто живет в моей квартире?
1,2,3,4,5
Всех могу пересчитать: (дети загибают пальцы, считая их)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся моя семья!
Бабушка: Детишки, какая у вас большая и дружная семья.
Посмотрите, у меня есть волшебные ладошки, только на их пальчиках никто не живёт. Игровая деятельность.
Аппликация
Воспитатель: Дети, а у меня есть картинки, на них нарисованы лицо дедушки, бабушки, мамочки, папочки, ребёнка подойдите к столам возьмите картинки и наклейте на пальчики. И у вас получится дружная семья.
(Детям показываю куколки – пальчики, для закрепления последовательного наклеивания картинок с изображением членов семьи).Во время изготовления ладошек тихо играет детская песенка о семье.Воспитатель: Ребята, кто наклеил, подходите ко мне, мы будем прикреплять ладошки около домика. Продуктивная деятельность
Художественно – эстетическое развитие
Социально – коммуникативное развитие
Заключительная часть: Художественное слово.
Воспитатель: Дети, а теперь давайте, пожалуйста, встанем в круг.
Дети встают в круг. Бабушка: Как весело теперь стало около домика, потому, что вся семья собралась вместе.
Воспитатель: Посмотрите, у вас на ладошке получилась большая дружная семья.
Воспитатель: У нас у всех есть семья. У кого-то она большая, у кого-то меньше, но в каждой семье вас любят, и о вас заботятся. Вы самые счастливые дети на свете!
А сейчас Даша расскажет стихотворение о семье
- Я люблю свою семью.
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю
И щенка и кошку Мусю!
Всех, кого я так люблю-
Имеют право на семью.
Воспитатель: Ребята, а теперь накройте стол и угостите бабушку чаем. Чтение художественной литературы
Игровая деятельность Речевое развитие
Социально – коммуникативное развитие
Самоанализ
непосредственно образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие»
во второй младшей группе МБДОУ№5 «Дельфин»
«Моя семья»
Данное занятие проходило в рамках тематического планирования по теме недели «Моя семья».
Цель: Формирование у детей представления о семье.
Задачи:
образовательные: формировать понятие семья
развивающи: - развивать у детей речевые способности
- активизировать словарь детей. Побуждать детей поддерживать беседу
- развивать разговорную речь, умение отвечать простыми предложениями.
- развивать мелкую моторику рук.
- развивать воображение, память, творчество.
воспитательные: - воспитывать любовь и добрые чувства ко всем членам семьи, заботливые, положительные взаимоотношения.
- формировать желание участвовать в совместных играх.
- воспитывать инициативность, самостоятельность, эмоциональный отклик на увиденное.
Цели и содержание непосредственно образовательной деятельности (НОД) соответствуют теме, календарному планированию для детей данной группы.
На данной НОД решались задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей: «Социально–коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое», «Физическое развитие»
В ходе НОД прослеживались образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД)
Образовательная деятельность проводилась во второй младшей группе с подгруппой детей состоящей из 10 человек и длилась 15 минут.
Все санитарно-гигиенические требования были соблюдены: подобрана мебель по росту детей, помещение проветрено, освещенность соответствовала нормам.
Для создания интереса я предложила детям поиграть.
Непосредственно образовательная деятельность была построена в едином сюжете.
Смена видов деятельности (игровой, коммуникативной, практической, двигательной) способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей НОД.
В процессе деятельности были использованы – пальчиковая зарядка и зарядка для снятия мышечной усталости и стимуляции внимания.
Предварительная работа: рассматривание семейных фотографий; рассказы детей о своих близких; чтение стихов о папе, маме, бабушке, дедушке, сестренке; разучивание пальчиковых игр; беседа о семье; дидактические игры «Чей малыш?», «Кто в домике живет?»; строительные игры «Мебель для дома», «Дом для кукол»; с/р игра «Семья».
Структура непосредственно образовательной деятельности (НОД)
По своей структуре непосредственно образовательная деятельность построена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать познавательный интерес детей.
Первая часть включала в себя организационный момент: «Топаем - хлопаем» - для внимания, и психологического настроя.
Вторую часть. С помощью сюрпризного момента «Куколки – пальчики» мотивировала детей на реализацию поставленных задач, что способствовало поддержанию внимания и интереса. Так же включила во вторую часть занятия ещё один сюрпризный момент приход бабушки, и дети откликнулись на ее просьбу о помощи. Это свидетельствовало, что интерес к ОД был создан.
Третья часть – ребёнок рассказал стихотворение о семье, это было домашним заданием.
Методы и приёмы обучения
Методы и приемы подобраны в соответствии с образовательными и воспитательными задачами.
В ходе непосредственно образовательной деятельности использовались наглядные, словесные и практические, игровые методы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений, их совершенствование.
Предложенные игры и упражнения подобраны соответственно возрасту детей, что способствовало решению поставленных задач на развитие внимания, восприятия, воображения, памяти, речи детей.
На протяжении всей деятельности поддерживался познавательный интерес с использованием игрового сюжета, сюрпризных моментов, игры, художественным словом.
Каждый этап непосредственно образовательной деятельности имел направленность: развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, логического мышления, творчества.
В процессе образовательной деятельности преследовались и воспитательные задачи: Применялись различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность, учитывались речевые возможности каждого ребёнка.
Для активизации мыслительной деятельности, задавались вопросы характера («какая?», «что умеет делать? »).
Смена детской деятельности предупреждала утомляемость детей и обеспечивала достаточную двигательную активность во время ОД.
Применение здоровье сберегающей технологии способствовало развитию мелкой моторики кисти рук и подготовке пальчиков к практической деятельности, а так же к плавному переходу от одной части ОД к другой.
На протяжении всей ОД старалась поддерживать интерес к деятельности, путём подбора вопросов, требующих от детей умение рассуждать.
С помощью словесных методов вовлекала в деятельность менее активных детей, осуществляя индивидуальный подход и решая задачи развития речи.
В заключительной части ОД ребёнок рассказал стихотворение о семье, это было домашним заданием.
Темп деятельности был оптимальный, дети находились в движении, работали за столами. Атмосфера на занятии была доброжелательной. Старалась во время занятия поощрять детей, вселяя в них уверенность. Хочется отметить, что все дети были заинтересованы во время ОД.
Деятельность детей на занятие плавно перешла в сюжетно ролевую игру «В гости к бабушке»
Результативность НОД
Считаю, что предполагаемый результат, был, достигнут, поставленные задачи успешно реализованы.
Воспитатель:
Непокрытова Наталья Ивановна