Родительское собрание «Счастливая семья. Какая она?»
Тема: «Счастливая семья. Какая она?».
Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей.
А. С. Макаренко
Подготовительная работа
1. Приглашения для родителей (классный руководитель, учащиеся).
2. Выставка рисунков «Моя семья» (учитель ИЗО, классный руководитель, учащиеся).
3. Видеосъемка «Музыкальный подарок» (классный руководитель).
4. Разучивание песни «Посадите дерево» (сл. С. Осиашвили, муз. О. Фельцмана) (учитель музыки).
5. Конкурсы (классный руководи-тель, родители, дети):
1) «Моя родословная» (семья представляет рисунок с изображением генеалогического дерева всей семьи. Приз получает та семья, у которой самое «ветвистое» дерево, т. е кто знает больше своих предков;
2) «Герб моей семьи»;
3) «Умелые руки против скуки» (выставка творческих работ семьи);
4) «Семейный альбом» (самая смешная семейная фотография с оригинальным названием).
Конкурсы оценивают учащиеся старшей школы.
ХОД СОБРАНИЯ
1. Вступительное слово учителя. Объявление темы.
Тема нашего собрания «Счастливая семья. Какая она?». Готовясь к собранию, я первым долгом заглянула в толковый словарь для уточнения значения понятие слова семья. И должна вам сказать, что «семья» слово многозначное. Одно из лексических значений, касающееся сегодняшней темы, звучит так: «Группа живущих вместе родственников (муж, жена, родители с детьми)». В статье 51 Конституции Украины записано: «Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины. Каждый из супругов имеет равные права и обязанности в браке и семье».
Пересматривая литературу к собранию, я открыла роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина», где автор поднимает проблемы семьи и брака, и прочитала вот что: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Так какую же семью можно назвать счастливой? Что нужно для создания счастливой семьи?
Попробуем ответить на эти вопросы, работая в парах.
2. Работа в парах.
Попробуйте создать модель счастливой семьи. Для этого внимательно прочитайте все, что записано на доске; подумайте, на чем держится семья.
На доске следующая запись:
Семья без детей, что дерево без корней.
Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
Умел дитя родить, умей и научить.
На что и клад, когда у мужа с женой лад.
Учи дитя, пока поперек лавочки лежит, а как вдоль лавочки ляжет, тогда поздно учить.
Где любовь да совет, там и горя нет.
Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле.
Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.
Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.
Детей наказывай стыдом, а не грозою и бичом.
«... наши дети это наша старость...» (А. С. Макаренко).
3. Выводы учителя.
Мы с вами создали приблизительную модель счастливой семьи и определили, что она держится на любви. По этому поводу Конфуций писал: «Государство это большая семья, а семья это маленькое государство. И держится оно на любви».
Умение любить, лежащее в основе стабильного брака, относится к важнейшим элементам нравственной культуры личности. Поэтому родители должны учить детей видеть в любви красоту подлинных человеческих отношений. Способность к любви воспитывается в первые годы жизни ребенка в родительском доме. Макаренко, например, считал, что настоящее чувство между отцом и матерью, их уважение друг к другу, помощь и забота, допустимые проявления нежности и ласки, происходящие на глазах у ребенка с первого года его жизни, являются могучей движущей силой развития способности любить у детей. Постепенно, по мере взросления ребенка, эта способность распространится не только на близких, но и на объект личных симпатий.
4. Слово учителя.
А теперь поговорим о большой сфере бытовых забот и хлопот, которые ложатся на молодую семью. Многие семьи не готовы к этим испытаниям. Большинство молодых мужей весьма смутно представляют себе, какие именно хозяйственные заботы им предстоят. Девушки хозяйственные дела представляют лучше. Однако выясняется, что им не так уж часто приходилось готовить, убирать, стирать. Обычно это делали матери, бабушки. Хозяйство, быт сейчас уже не могут надежно скрепить семью. Но разрушить ее могут и непосредственно, и косвенно.
В образе жизни холостых юношей и девушек мало различий. И те, и другие учатся (причем девушки часто имеют более высокий образовательный уровень). И те, и другие приобретают профессию. В равной степени они читают, посещают кино и театры, выезжают за город, участвуют в туристических походах. И вот после такого юридического, фактического, а главное, психологического равноправия молодая женщина попадает в обстановку бытового неравенства. Именно на этой почве разгораются многие ссоры, возникают семейные конфликты.
Многие скажут, что так было веками. Традиция эта идет с того времени, когда мужчина был кормильцем, а жена хозяйкой. Мужчине предназначалась работа, женщине домашний очаг. Давно уж нарушено это представление, давно уж у нас жены работают наравне с мужьями, но устройство домашней жизни кое-кто по-прежнему считает уделом женщины.
Юноши зачастую не умеют приготовить простого завтрака, не приучены убирать за собой вещи, мыть посуду.
Наши мальчики и девочки, сыновья и дочки, те, кого мы гладим по головке, кто сейчас нуждается в нашей ласке и в нашем совете, скоро, даже скорей, чем нам кажется, тоже станут родителями. И значит, уже сейчас мы должны думать об этом недалеком будущем.
Если мы научим своих детей быстро, механически, не затрачивая лишних усилий, выполнять хотя бы часть домашних дел, легче будет их бытовая жизнь в дальнейшем.
У каждого ребенка в семье должна быть своя работа. Маленький ребенок маленькое дело, растет ребенок растет его дело. Посильный труд ребенка, осуществляемый вместе со взрослыми или индивидуально, закладывает основы трудолюбия, желания думать не только о себе, но и о других. Труд должен быть систематическим и разнообразным: детям следует доводить начатую работу до конца, их надо обучать необходимым умением, прививать трудовые навыки.
Придавая огромное значение труду, замечательный русский педагог К. Д. Ушинский спрашивал: «...какова лучшая форма наследства, которую оставляют родители детям? Может быть, деньги и вещи? Нет», отвечал он. «Может быть, образование? И да, и нет. Да, если образование воспитывает трудолюбие. Нет, если оно трудолюбие не воспитывает. Воспитание у детей безграничного трудолюбия вот лучшая форма наследия родителей и одно из условий счастья наследников».
5. Слово родителей. Обмен опытом; по теме: «Трудовое воспитание в семье».
6. Ну, а сейчас мы обратимся к нашим детям. Сообщение итогов анкетирования «Родители глазами детей».
1) К кому из родителей ты чаще всего обращаешься за помощью? (К маме 82 %, к папе 41%)
2) Какие качества личности ты ценишь в своих родителях? (Доброта 90 %, внимание 83 %, взаимопонимание 79 %, чуткость 63 %, ум 50 %, честность 32 %, трудолюбие -32%)
3) Что бы ты пожелал(а) своей семье? (Меньше ссор, грубости; конфликтов между мамой и папой;
меньше наказаний; чтобы не ругали за оценки; чаще проводить выходные дни и отпуск вместе;
здоровья; больше денег; брата или сестру; разрешение на воспитание животного)
7. Слово учителя.
В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, на протяжении длительного времени и в самых различных условиях и ситуациях. Человек живет в семье. Здесь он проводит большую часть своего времени. Привычки, сложившиеся в семье, так сильны, что, даже осознавая порой их отрицательное влияние, человек не может всю жизнь от них освободиться. А. С. Макаренко писал: «...успех воспитания человека определяется в младшем возрасте до 5 лет. Каким будет человек, главным образом, зависит от того, каким мы его сделаем к пятому году жизни. Если вы до пяти лет не воспитаете как нужно, потом придется перевоспитывать».
Если период раннего детства протекает нормально, ребенок приобретает положительный социальный и нравственный опыт, осваивает новые для него формы поведения: учится общаться, трудиться, любить, сопереживать, отрицательно относиться к таким человеческим слабостям и порокам, как пьянство, тунеядство, пренебрежительное отношение к женщине. Если же социальный и нравственный опыт ребенка носит негативный характер, то у него на фоне дефицита положительных чувств развиваются личностные дефекты эгоизм, цинизм, жестокость, а впоследствии пристрастие к алкогольным напиткам, наркотикам и т. д. Возникает, таким образом, необходимость перевоспитания, связанная со многими трудностями для семьи и общества.
В первые годы дети прочно усваивают систему отношений, существующих в семье, воспитываются ли они одним родителем, двумя или бабушкой и дедушкой. Характер этой системы отношений определяют чувства, царящие в семье: добрые в своей основе или злые, гармоничные или индифферентные.
Итак, поведение родителей, характер их межличностных отношений создают модель, на основе которой ребенок оценивает роль отца и матери в семейном коллективе, у детей формируются такие качества, как мужественность, женственность.
8. Выступление психолога (5 мин.)
На нашем собрании присутствует школьный психолог. Он расскажет о положительных и отрицательных сторонах воспитания единственного ребенка в семье, даст несколько добрых советов.
9. Деловые игры для взрослых. Работа в группах.
Разбор педагогических ситуаций.
10. Подведение итогов семейных конкурсов. Награждение. Чествование многодетных семей.
11. Заключительное слово учителя
Уважаемые родители! Наши дети приготовили для Вас небольшой подарок. Они нарисовали свои семьи и просят узнать их рисунки, а также они дарят Вам песню «Посадите дерево» (видеосюжет 2 мин.).
ПОСАДИТЕ ДЕРЕВО
Веселое дерево листьями машет,
Веселые дети под деревом пляшут,
И мне потому так спокойно на свете,
Что есть это дерево, есть эти дети.
Ведь этот мальчишка и эта девчонка-Кровинка моя, колосочек мой тонкий,
И дерево это зеленое пламя Посажено было моими руками.
П р и п е в:
Воспитайте мальчика,
Воспитайте девочку,
Чтоб на белом свете продолжаться вам.
Посадите дерево.
Маленькое деревце,
И оно потянется к небесам.
Кружится земля, наши годы уходят.
И этот порядок извечен в природе...
Но мы не исчезнем бесследно, как ветер,
Останутся наши деревья и дети.
Пускай они вместе растут и мужают,
И землю в наследство от нас получают,
А чтобы она становилась добрее,
Научим детей пусть сажают деревья.
П р и п е в.
Сегодня мы говорили о том, какую семью можно назвать счастливой. Многие со мной согласятся, что счастье семьи в детях. Ведь дети это дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Дети приносят радость и заботу, которые расширяют любовь друг к другу, делают любовь между мужем и женой более глубокой, осмысленной, человеческой.
Всем нам надо помнить замечательные слова В. А. Сухомлинского: «Ребенок зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
Я желаю счастья Вашим семьям и успехов в воспитании детей, ведь дети это не только наше будущее, а и наше настоящее.
13PAGE 15
13PAGE 14315