Практическое занятие для педагогов Все мы разные, но мы — вместе


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИШИМБАЙСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №7 VIII ВИДА
Спецсеминар
«Инклюзивное образование:
за и против»
«Все мы разные, но мы – вместе»
(практическое занятие для педагогов)
Составила:
педагог-психолог
Набиуллина И.Б.
Проведено: 14.01.2015.
Ишимбай – 2015г.
Цель: погрузить совершенно здоровых людей в мир человека с ограниченными возможностями, развить принятие, помочь понять глубинные причины дискриминации, подводные камни и возможные последствия.
Оборудование: бумага, ручки, набор текстов для упражнения «Передай смысл», коробка с предметами для упражнения «Черный ящик»; карточки с геометрическими фигурами для задания «Передача графической информации»; 2 наушников для телефона(аудиоплеера), 1 маска на глаза, бинт для завязывания рта для упражнения «Слепой, глухой, немой».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть – обобщение информации предыдущих выступающих
В ходе семира мы узнали:
- что такое инклюзивное образование;
- историю возникновения;
- высказали свое мнение – «за» и «против»
- поговорили о проблемах введения инклюзивного образования.
Инклюзивное образование – это процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками, которое подразумевает одинаковую доступность образования для всех детей.
Мы с вами работаем с такими детьми и знаем многие их особенности в поведении, развитии, проявлении характера. Стараемся найти выход и принять правильное решение в различных ситуациях, касающихся наших учеников, хотя все эти ситуации неординарны. Мы не отмахиваемся от них, не говорим, что у нас нет времени. Стараемся предвидеть их шаги, действия, чтобы быть готовыми к дальнейшему сотрудничеству и достижению результатов.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая, исключая любую дискриминацию детей и обеспечивая равное отношение ко всем людям, создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Основная часть
И, хотя мы и работаем с особенными детьми, но мы сами до конца не понимаем, с какими трудностями сталкиваются люди с ОВЗ.
Чтобы хоть как-то прочуствовать их особенности, погрузиться в их мир, я предлагаю вам выполнить некоторые упражнения.
1 Упражнение «Пишем левой рукой»
Задание: написать предложение Спецсеминар на тему «Инклюзивное образование» левой рукой.
Обсуждение: ваши ощущения, ваши мысли по данному упражнению.
Хотя упражнение и необычное, но он все-таки для многих было легким, перейдем к следующему.
2 Упражнение «Объясни смысл текста»
Задание: приглашаются 4 участника, им раздаются тексты несвязанные с их профессией, и которые сложны по запоминанию, так как содержат профессиональные термины. Нужно прочитать текст, понять, постараться запомнить – в течение 2-х минут, а затем объяснить окружающим.
Лишь у одного участника текст легкий, связан с опорой на ощущения, память – лучше всего о природе, природном явлении.
Обсуждение: ваши ощущения, с какими трудностями вы столкнулись, почему сложно было запомнить. Почему легко запомнился вариант о природе – обсуждение - так как он связан с нашими ощущениями, мы можем это представить и вспомнить.
Для чего мы провели данное упражнение? Как мы можем соотнести его с темой нашего семинара?
3 Упражнение «Черный ящик»
Задание: приглашаются 4 участника. Один на ощупь определяет, какой предмет лежит в коробке, объясняет остальным участникам. Они рисуют, то, что представляют из объяснений, могут задавать вопросы.
Пробует определить предмет каждый из участников.
Обсуждение: ваши ощущения, что было сложно, а что легко. Всегда ли то, что мы представляем, оказывается этим в действительности. Всегда ли мы понимаем друг друга.
4 Упражнение «Передача графической информации»
Задание: у меня на карточке нарисованы геометрические фигуры, сейчас я буду вам объяснять, как они расположены, а вы должны будете зарисовать их, так как вы поняли.
При выполнении задания по первой карточке: одного участника вызвать к себе и показать карточку с заданием;
При выполнении задания по второй карточке: одного участника вызвать и показать карточку с неверным заданием;
При выполнении задания по третьей карточке: одного участника вызвать и показать карточку, на которой нет задания;
Обсуждение: демонстрация карточек с заданием, проверка результатов.
- как вы отнеслись к участнику, которому была показана карточка с заданием в первый раз(хотели у него списать, проверить);
- как вы отнеслись к участнику во втором задании(недовольны тем, что он делает не так, разочарование);
- третий участник – такой же как мы.
Таким образом, когда возможности равны, люди находятся в одинаковых условиях.
5 Упражнение «Слепой, глухой, немой»
Задание: Для выполнения данного упражнения выбираются 3 человека, которым будет необходимо играть предложенные на карточках роли людей с проблемами в развитии:
не двигается, не слышит, но говорит и видит;
не говорит, не слышит, но двигается и видит;
не говорит, не видит, но слышит и двигается.
Задания для коммуникации:
для участника, который не двигается, не слышит, но говорит и видит:
- вы собрались на праздник, нужно договориться составить список любимых продуктов;
для участника, который не говорит, не видит, но слышит и двигается:
вы собрались в кино: Завтра в 14.00 идем в кинотеатр на фильм «Кинг-Конг»
Группа не подсказывает
Обсуждение: ваши ощущения в этих ролях, что было трудным, какие при этом возникали эмоции и ощущения.
Подведение итогов
Таким образом, каждый участник образовательного процесса должен иметь равные возможности для получения качественного образования, каждого принимают и считают важным членом коллектива, все участники процесса должны учиться воспринимать детей с ОВЗ как равноправных собеседников и партнеров по общению, а человеческие различия – как характерные особенности индивида.
Литература:
Справочник педагога-психолога № 3, 2014г
К.Фопель Как научить детей сотрудничать
Школьный психолог Л.Евланова Как улучшить способности педагогов и учащихся к восприятию и переработке информации.
Тексты для упражнения «Передай смысл»
Детские церебральные параличи – собирательный термин, объединяющий группу хронических непрогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, вторичных по отношению к поражениям и/или аномалиям головного мозга, возникающим в перинатальном периоде. Отмечается ложное прогрессирование по мере роста ребенка. ДЦП не является наследственным заболеванием.
Глава 8. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ
Статья 37. Необходимая оборона
Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.Валово́й вну́тренний проду́кт— макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства. Впервые это понятие было предложено в 1934 году Саймоном Кузнецом.
Грибы Автор И.С.Соколов-Микитов
После проливного теплого дождя сильно пахнет в лесу грибами.
По опушкам среди берез прячутся в траве крепкие боровики, розовеют мокрые сыроежки. Точно малые ребята, толпятся красноголовые подосиновики. Важно стоят нарядные мухоморы.