Психологическое занятие на формирование толерантных отношений «Мы разные, но мы вместе
ГКОУ АО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Улыбка»
Психологическое занятие на формирование толерантных отношений
«Мы разные, но мы вместе»
Подготовила педагог-психолог: Курьянова Л.В.
март, 2014 год
Цель: формирование у воспитанников установки на толерантное поведение.
Задачи:
-познакомить учащихся с понятием «толерантность».
Раскрыть характеристики толерантного и нетолерантного человека.
Сравнить способы поведения приятия и неприятия других людей;
Научить анализировать ситуацию с позиции другого человека.
воспитывать толерантное отношение к личностным особенностям людей;
воспитывать внимательное отношение к себе и другим.
развивать навыки рефлексии;
развивать способность осознавать свои чувства;
развивать навыки саморегуляции;
развивать коммуникативные навыки.
Методы: групповой дискуссии, игрового моделирования, рисуночный.
Возраст участников: 5-7 класс
Материалы: карточки с надписями козленок, волк, коза, фисташки, рюкзак или мешок, ручки, бланки для ответов, перечень черт толерантной личности.
Ход занятия:
ФИСТАШКИ
Раздайте детям по две фисташки в скорлупе и попросите пока их не есть и не снимать скорлупу. Важно, чтобы упражнение проходило в спокойной, слегка "магической" атмосфере. Многое здесь зависит от тона вашего голоса.
Попросите участников ответить на следующие вопросы:
Какие фисташки на ощупь?
А КАКИЕ ЛЮДИ НА ОЩУПЬ?
Как бы вы описали скорлупу?
КАК БЫ ВЫ ОПИСАЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО?
У фисташек одинаковые размер и форма?
А У ЛЮДЕЙ ОДИНАКОВЫЕ РАЗМЕР И ФОРМА?
Фисташки одного цвета?
А ЛЮДИ - ОДНОГО ЦВЕТА?
Есть ли на фисташках трещины или он чуть-чуть расколоты?
А ЛЮДИ МОГУТ ЛОМАТЬСЯ И ТРЕСКАТЬСЯ?
Потрясите фисташки. Вы чувствуете звук?
А КАКИЕ ЗВУКИ ИЗДАЮТ ЛЮДИ?
Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем снаружи? В чем различия?
А ЛЮДИ ОТЛИЧАЮТСЯ ВНУТРИ И СНАРУЖИ?
Съешьте фисташки. Какие они на вкус?
МОЖНО ЛИ СКАЗАТЬ, ЧТО У ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ ВКУС?
Плохо ли делить фисташки на плохие и хорошие?
А МОЖНО ЛИ ПОСТУПАТЬ ТАК С ЛЮДЬМИ?
Ведущий: “Мы разные, но мы вместе”. Как вы думаете, о чём пойдёт речь? Мы начинаем разговор о толерантности. Что же это такое? Не всем, может быть понятно это слово, многим даже и не знакомо. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества.
Современный культурный человек – это не только образованный человек. Этого мало. Это человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы людей, всего общества в целом.
В своей жизни мы общаемся с представителями разных национальностей, культур, миров. социальных слоёв, поэтому надо уметь уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии., научиться находить точки соприкосновения.
Кроме того, толерантность как качество личности помогает человеку адаптироваться в другой среде, к неожиданно новым для него условиям жизни. Люди, не обладающие этим качеством, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.
Определение слова “толерантность” у разных народов на разных языках звучит по-разному:
– в испанском – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
– во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
– в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
– в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
– в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
– в русском – способность терпеть что-то и от кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо и кого-либо) .
Упражнение «Шеренга»
Участники стоят спинами друг к другу по 2 человека, образуя шеренгу. Задача ведущего пробиться сквозь шеренгу. Ведущим должен побывать каждый.
Упражнение «Рюкзачок успеха» (модификация)
Взрослый объясняет детям, что для того, чтобы в жизни добиться успеха, нужно уметь, прежде всего правильно общаться с людьми. Но это очень сложно. Общение с другими людьми требует наличия у человека разных качеств.
Педагог предлагает детям собрать «рюкзачок успеха». Для этого каждый ребенок на отдельном листочке записывает два качества: первое помогает ребенку добиться успеха в общении, а второе мешает. Затем все листочки подписываются и собираются в один яркий рюкзачок. Далее работа может проходить по одному из вариантов.
I вариант педагог по одному листочку достает из рюкзака, зачитывает написанное, и дети определяют «обладателя» этих качеств;
II вариант, рюкзачок открывается через небольшой отрезок времени, и происходит анализ изменений в каждом ребенке: остались ли хорошие качества, смог ли ребенок избавиться от плохих.
КАК ПОСТУПИТЬ
Ход работы
Разделите участников на пары. Каждая пара получает одну карточку. Участники должны рассмотреть ситуации, выбрать самый подходящий и самый неподходящий вариант поведения.
Каждая пара делает презентацию своей ситуации. Рассказывает о возможных вариантах и о тех, которые были выбраны. Группа комментирует. После этого вся группа должна ответить на вопросы:
что выиграют в каждом из выбранных вариантов те, кто вовлечен в ситуацию?
что проиграют в каждом варианте те, кто вовлечен в ситуацию?
могут ли быть какие-то еще пути решения, кроме предложенных?
кто может помочь разрешить ситуацию?
Обсуждение:
попросите участников вспомнить подобные ситуации, случавшиеся с ними в жизни;
как они вели себя в таких случаях?
что мешает нам иногда поступать так, как мы считаем правильным?
что (или кто) может помочь нам вести себя так, как мы считаем правильным?
что можно сделать, чтобы такие ситуации вообще не возникали вокруг нас?
Карточка 1. КЛИЧКИ.
В компании, в которой вы проводите свободное время, принято называть людей разными кличками. Кому-то достаются приятные клички, кому-то - не очень. Одного из ребят все называют "Толстый", хотя он несколько раз просил так его не звать. На самом деле его зовут Саша. Вы называете его по имени, но все кричат "Какой он Саша, он - Толстый!".
Станете тоже называть его "толстый", иначе все могут начать смеяться над вами?
Будете называть его по имени. Вам наплевать на мнение окружающих.
Попробуете объяснить всем, что называть людей обидными кличками - глупо.
Карточка 2. ПРЕДРАССУДКИ.
В вашем дворе живет девочка - инвалид. Она передвигается с помощью инвалидного кресла. Вчера вы встретили ее во дворе. Она пригласила вас к себе на день рождения. Вы:
откажетесь. Зачем вам общаться с инвалидами?
согласитесь, но потом не пойдете. Наверняка там будет скучно.
пойдете и приведете с собой сестру.
Карточка 3. БОЙКОТ.
Аня - очень странная. Никто в классе не хочет с ней общаться, потому что она одевается не так, как все остальные и вообще какая-то непонятная. На этой неделе вы готовитесь к школьному конкурсу спектаклей. Аня пришла к вам и попросила тоже принять участие в качестве художника. Она, правда, отлично рисует, но все ваши друзья не хотят, чтобы она вошла в группу. Вы - руководитель группы. Ваши действия
Несмотря на протесты друзей разрешить Ане стать вашим художником.
Разрешить Ане участвовать, но дать ей какую-нибудь черную работу, которую никто другой не хочет выполнять.
Найти предлог, чтобы не разрешить Ане участвовать.
Карточка 4. СВАСТИКА.
На стене школьного туалета вы увидели свастику. Ваши действия:
Пройду мимо и не замечу
Напишу рядом "смерть всем черным"
Незаметно сотру ее
Вместе с друзьями начну в школе кампанию против нацистских символов.
Карточка 5. СКИНХЕДЫ.
В вашей школе стало модно быть скинхедом и нацистом. Ваши действия:
Тоже побрею голову и стану носить свастику. Это красиво и все так делают.
Не буду обращать на происходящее внимание
Объясню друзьям и всем остальным, что значит это движение. Организую показ фильмов на эту тему.
Карточка 6. АНЕКДОТЫ.
Все вокруг смеются над армянами и рассказывают про них оскорбительные анекдоты. Мальчик-армянин, который учится в вашем классе, очень обижается. Анекдоты, правда, смешные.
Я тоже вспомню парочку анекдотов.
Объясню армянскому мальчику, что анекдот - это просто шутка.
Попрошу не рассказывать при мне оскорбительных анекдотов.
Карточка 7. ВОЙНА.
Учитель по Гражданской Обороне рассказывает, что все арабы и вообще все мусульмане - террористы и поэтому мы должны их ненавидеть. Ваши действия:
Продолжу играть в "тетрис"
После урока объясню друзьям, что это - предрассудок.
Прямо на уроке возражу учителю.
Обращусь к директору школы.
Карточка 8. РАСИЗМ.
В вашем дворе живет черный мальчик. Его папа - из Нигерии. Вы с ним подружились. Но ваш папа узнал и не хочет, чтобы вы общались с негром, потому что это - опасно.
Я послушаюсь папу, все-таки он - взрослый
Я продолжу общаться со своим другом, но папе не расскажу.
Я попрошу разрешения пригласить друга в гости и познакомлю его с папой. Он поймет, что все нормально и проблема будет решена.
КОЗЫ И ВОЛКИ
Возраст - любой
Продолжительность: 40 - 50 мин. Цели:
исследовать причины, по которым люди вызывают или не вызывают доверие;
изучить ощущения группы и чужака;
поработать с чувствами страха и безопасности.
Вам понадобятся бумажки с надписями "коза" и "волк"
Ход занятия:
Вам потребуются кусочки бумаги по количеству участников группы На части из них написано слово "козленок" На2х- Зх- "коза" На2х-3х- "волк"
Попросите участников вытащить бумажки и не показывать их друг другу. Напомните участникам сказку про семерых козлят. Опишите правила игры:
В одном углу комнаты в тесный круг садятся "козлята" - это "домик". Остальные участники отходят в другой конец комнаты. Каждый из них по очереди подходит к домику, и старается убедить козлят, что он - коза. Цель козлят - решить, пускать или не пускать претендента в домик. Если они впустят волка, он съедает одного козленка (участник выбывает из игры), если прогонят настоящую козу - один козленок умирает от голода (мама не принесла молока). Цель козлят - остаться в живых. Цель коз и волков -попасть в домик.
Обсуждение.
Вообще-то это просто интересная игра, которая позволяет участникам начать общаться друг с другом более доверительно и попробовать себя в различных ролях. Вот что может быть интересно обсудить для целей нашего тренинга:
что чувствовали козлята?
на чем они основывались, когда принимали решение?
почему иногда они ошибались?
часто ли наши впечатления о людях бывают ошибочными?
что чувствовали козы, когда их принимали за волков?
как они пытались убедить козлят?
бывает ли, что не пустив кого-то в группу, группа что-то теряет?
приятно ли было волкам быть волками?
случается ли в жизни, что кто-то оказывается "волком" против своей воли?
Рефлексия
-Что такое толерантность для тебя? Изменилось ли твое мнение о толерантности?
- Что узнал нового?
РАЗНЫЙ СТАРТ
Вам понадобятся: журналы для коллажа, ножницы, клей, бумага, угощение
Ход работы.
Вам потребуется придумать какое-нибудь простое творческое задание. Например, принесите старые журналы, ножницы, бумагу и клей. Тогда заданием станет изображение коллажа.
Разделите группу на три части произвольным образом. Раздайте каждой команде материалы. Рассадите их в разных частях комнаты. Подойдите к первой команде и тихо скажите "сделайте коллаж, изображающий весну". Также тихо попросите вторую группу изобразить зиму.
Подойдите к четвертой группе и скажите "Од авдарку мо парстахи кам". Не отвечайте ни на какие вопросы представителей 3-й группы. Охотно помогайте остальным участникам.
Через какое-то время подойдите к каждой подгруппе. Посмотрите на работу первых двух групп. Дайте несколько советов. Похвалите работу участников.
Подойдите к 3-й группе. Искренне возмутитесь, что они еще ничего не сделали. Поругайте участников. Возмущенно сядьте на место.
Похвалите коллажи двух подгрупп. Повесьте их работы на доску. Подведите участников 3-й группы к "выставке". Покажите им работы других участников со словами "Вот видите, как другие работают". Наградите участников первых трех групп каким-нибудь вкусным призом. В течение всего занятия члены групп не имеют права общаться друг с другом Участники третьей группы не получают награды.
Обсуждение.
Начните обсуждение с раздачи вкусных призов членам 3й группы.
позвольте им спонтанно выразить свои чувства;
что они почувствовали, когда получили непонятное задание?
как развивались события, как менялись их ощущения в связи с этим?
что они чувствовали, когда их ругали и игнорировали?
что они почувствовали, когда не получили вкусных призов?
как чувствовали себя члены остальных групп?
хотелось ли им возмутиться против несправедливости, или им, наоборот, было приятно, когда их хвалили, а другую группу ругали?
почему никто не нарушил запрет на общение между группами и не помог членам четвертой группы (в этом вопросе присутствует элемент провокации). Если вам скажу: "Так вы же запретили нам общаться!", спросите: "Ну и что бы случилось, если бы вы нарушили мой запрет?")
если кто-то все же решился помочь 4й группе, спросите, что его заставило так поступить?
что дало группе это упражнение?
как себя чувствуют люди, приехавшие к нам из другой страны и не понимающие правил нашей культуры и слов нашего языка?
делает ли общество для них поблажки?
как ведут себя члены общества по отношению к ним?
можно ли что-то изменить в нашем поведении и в обществе, чтобы сделать жизнь этих людей легче?
нужно ли что-то менять?
кто еще является "четвертой группой" в реальном мире (напомните о людях, происходящих из деревни и приехавших в город, о выходцах из бедных семей и т.д.)?
Черты толерантной личности
1. Расположенность к другим 2. Снисходительность 3. Терпение 4. Чувство юмора 5. Чуткость 6. Доверие 7. Альтруизм 8. Терпимость к различиям 9. Умение владеть собой 10. Доброжелательность 11. Умение не осуждать других 12. Гуманизм 13. Умение слушать 14. Любознательность 15. Способность к сопереживанию
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Литература
1. Девина, И. Мы с тобой одной крови [Текст] / И. Девина // Школьный психолог – 2009.- №20 – 46-47 с.
2. Казарова, Е. Эмблема толерантности [Текст] / Е. Казарова // Школьный психолог – 2009.- №23 – 8-9 с.
3. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков [Текст] / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова – М: Генезис, 2000.
4. Харрис, Т.Э. Я – ОК, ты – ОК. [Текст] / Т.Э. Харрис – М: Академия, 2006.
5. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников [Текст] / О.В. Хухлаева - М.: Генезис, 2001.
Упражнение «Примерка социальных ролей»
Цель: формирование милосердия и эмпатии к различным социальным группам.
Осознание степени толерантности по отношению к мнению другого человека.
Формирование коммуникативных навыков.
Участникам группы анонимно одеваются на головы бумажные обручи с надписями социальных ролей (президент, банкир, бомж, директор школы, алкоголик, «панк», ВИЧ инфицированный, пенсионер, "гасторбайтер", олигарх и др.).
Участники должны подходить друг к другу и обращаться с просьбами, вопросами, но при этом не называть социальную роль, которую играет человек.
Затем следует обсуждение: комфортно ли чувствовали себя? Догадывались ли о социальном статусе своего героя, если да, то по каким признакам? Насколько мы терпимы к другим людям?
РАЗНЫЙ СТАРТ
Вам понадобятся: журналы для коллажа, ножницы, клей, бумага, угощение
Ход работы.
Вам потребуется придумать какое-нибудь простое творческое задание. Например, принесите старые журналы, ножницы, бумагу и клей. Тогда заданием станет изображение коллажа.
Разделите группу на четыре части произвольным образом. Раздайте каждой команде материалы. Рассадите их в разных частях класса. Подойдите к первой команде и тихо скажите "сделайте коллаж, изображающий весну". Также тихо попросите вторую группу изобразить осень, третью - лето.
Подойдите к четвертой группе и скажите "Од авдарку мо парстахи кам". Не отвечайте ни на какие вопросы представителей 4-й группы. Охотно помогайте остальным участникам.
Через какое-то время пройдитесь по классу. Подойдите к каждой подгруппе. Посмотрите на работу первых трех групп. Дайте несколько советов. Похвалите работу участников.
Подойдите к 4-й группе. Искренне возмутитесь, что они еще ничего не сделали. Поругайте участников. Возмущенно сядьте на место.
Осведомитесь у первых трех групп, сколько времени им еще потребуется. Удостоверьтесь, что первые три группы закончили работу. Похвалите их. Повесьте их работы на доску. Подведите участников 4-й группы к "выставке". Покажите им работы других участников со словами "Вот видите, как другие работают". Наградите участников первых трех групп каким-нибудь вкусным призом. В течение всего занятия члены групп не имеют права общаться друг с другом Участники четвертой группы не получают награды.
Обсуждение.
Начните обсуждение с раздачи вкусных призов членам 4й группы.
позвольте им спонтанно выразить свои чувства;
что они почувствовали, когда получили непонятное задание?
как развивались события, как менялись их ощущения в связи с этим?
что они чувствовали, когда их ругали и игнорировали?
что они почувствовали, когда не получили вкусных призов?
как чувствовали себя члены остальных групп?
хотелось ли им возмутиться против несправедливости, или им, наоборот, было приятно, когда их хвалили, а другую группу ругали?
почему никто не нарушил запрет на общение между группами и не помог членам четвертой группы (в этом вопросе присутствует элемент провокации). Если вам скажу: "Так вы же запретили нам общаться!", спросите: "Ну и что бы случилось, если бы вы нарушили мой запрет?")
если кто-то все же решился помочь 4й группе, спросите, что его заставило так поступить?
что дало группе это упражнение?
как себя чувствуют люди, приехавшие к нам из другой страны и не понимающие правил нашей культуры и слов нашего языка?
делает ли общество для них поблажки?
как ведут себя члены общества по отношению к ним?
можно ли что-то изменить в нашем поведении и в обществе, чтобы сделать жизнь этих людей легче?
нужно ли что-то менять?
кто еще является "четвертой группой" в реальном мире (напомните о людях, происходящих из деревни и приехавших в город, о выходцах из бедных семей и т.д.)?
Критерии толерантности:
равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);
взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.);
равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;
возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;
сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;
позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.
Проявления нетерпимости:
оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
игнорирование (отказ в беседе, в признании);
негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);
этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);
поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);
преследования, запугивания, угрозы;
дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);
расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);
ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что "чужаки" вредны для общества, преследование "чужаков");
национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);
фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);
империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);
эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);
осквернение религиозных или культурных символов;
религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);
изгнание (официальное или насильственное);
сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы);
репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).
Козленок Козленок
Коза
волк
Коза
Волк
Козленок
Коза
волк
Козленок
Коза
волк
Козленок
Коза
волк
13PAGE 15
13PAGE 14515