Семинар практикум на тему Самообразование — одна из форм повышения профессионального мастерства педагога
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Усть-Удинский районный
Дом детского творчества
семинар для педагогов ДДТ
Тема: «Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качества образования »
цель: создание условий для участия педагогов в повышении качества образовательного процесса через один из путей повышения профессионального мастерства - самообразование.
форма: деловая игра
место проведения: ресурсный центр
План проведения:
Подготовительный этап
Домашнее задание педагогам
1. Подготовить сообщения по самообразованию педагогам: Переломовой М.П. по теме: «Повышение уровня креативности речи младших школьников посредством занятий литературным творчеством», Беляеву Е.Н. по теме: «Презентация как обучающий метод на занятиях юный музыкант».
2. Словарная работа в форме презентации: самообразование; саморазвитие; самодеятельность; самоорганизация; самоанализ; самокоррекция; самонаблюдение; самодиагностика; самооценка; самодостаточность; самоирония; самореализация.
3. Обоснование и анализ положительного опыта работы
4. Анкета для педагогов. Цель: выявить факторы, стимулирующие и препятствующие обучению, развитию, самообразованию педагогов.
5. Рефлексия с установкой на саморазвитие.
Эпиграфы к семинару
1. «Мастерство педагога – это специальность, которой надо учиться»
А.С.Макаренко
2. « Совершенство представляет собой знание человека о собственном несовершенстве»
Парадокс Августина
3. «Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием».
А.Дистервег
4. «Необходимо понять, что мышление – самый главный человеческий навык. Качество нашего будущего зависит непосредственно от качества нашего мышления. Это требует должного признания»
Эдвард де Боно
Правила деловой игры
Активность
Время (время на выполнение заданий ограничено)
Разделение мыслей и чувств
Запрет на оценочное суждение
Единовременность происходящего (все группы работают одновременно).
формируем 5 рабочих зон, на которых заранее устанавливаются таблички с названиями групп: «Теоретики», «Практики», «Пессимисты», «Оптимисты», «Эксперты»
ХОД СЕМИНАРА
1.Организационный момент.
Правила общения
- При общении между собой использовать компоненты «Уважаемый коллега»
- В процессе игры можно задавать вопросы трех видов:
1-й – на уточнение (Уважаемый коллега, уточните пожалуйста)
2-й – на отношение (Уважаемый коллега, как вы считаете )
3-й на понимание (Уважаемый коллега, правильно ли я понял/а )
- Не перебивать
- При неправильном понимании ответа или вопроса брать на себя (я наверное недостаточно четко и неясно выразился.)
- Корректность и соблюдение регламента
- Правило противоположное поднятой руки
2. Сообщение темы и цели семинара
3. Выступление группы «Теоретики» (остальные группы слушают и готовят два вопроса на уточнение, понимание, практическую значимость)
Излагают теоретический материал по теме «Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качества образования »
4. «Практики» (показывают практическую значимость, выступление педагогов с темами по самообразованию)
5. «Оптимисты» (доказывают великолепие, потому что)
6. «Пессимисты» (доказывают, что это не реально, не возможно, потому что)
7. «Эксперты» (показывают реальную картину, не повторяя оптимистов и пессимистов)
8. Аналитический блок.
- Самообразование будет продуктивным в том случае, если педагог владеет способами самопознания и самоанализа собственного педагогического опыта, когда понимает как позитивные, так и негативные моменты своей педагогической деятельности, признает свое несовершенство, следовательно, является открытым для изменений.
Факторы, препятствующие саморазвитию (по мере убывания):
недостаток времени;
состояние здоровья;
разочарование в результате имевшихся ранее неудач;
недостаточная поддержка со стороны администрации;
собственная инерция;
Факторы, стимулирующее саморазвитие:
интерес к работе;
возрастающая ответственность за результаты труда;
пример коллег;
организация труда в лицее;
внимание администрации к возникшей проблеме;
новизна деятельности;
обучение на курсах;
пример и влияние администрации;
организация методической работы в лицее;
возможность получения признания в коллективе
Совсем недавно в литературе появились уровни профессионального роста учителя (И.Щербо), уровни его саморазвития:
Нулевой уровень – слабая методическая подготовка;
1-й уровень – стабильные результаты при использовании традиционных программ и учебников;
2-й уровень – применение новых технологий обучения;
3-й уровень – разработка новых форм учебных занятий;
4-й уровень - разработка новых методик при частичном изменении содержания;
5-й уровень – изменение содержания курса без изменения идеологии предмета;
6-й уровень – создание авторского курса с изменением целевой и содержательной части;
7-й уровень – создание авторского курса, не имеющего аналога, но востребованного социальным заказом и образовательным учреждением
Проанализируйте, на каком вы уровне саморазвития!
Принцип творческого саморазвития личности становится сегодня одним из приоритетных и системообразующих, открывает новые педагогические стратегии. В наше время деятельность педагога-профессионала – это непрерывный процесс самообразования и саморазвития.
У современного педагога, обладающего высоким уровнем профессиональной культуры, сформирована способность строить свою педагогическую лабораторию, вырабатывать и постоянно обогащать собственную творческую программу, согретую как ярким умом, так и теплотой любви и уважения к обучающемуся.
Таким образом, педагог должен быть творческого типа. Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых приемов, техник, но и реализации потенциальных возможностей и способностей педагога, его потребности в саморазвитии и самореализации. Только там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат.
Таким образом, можно сделать вывод: важно, чтобы педагог сам мог увидеть свои недостатки и, желая избавиться от них, стремился заняться профессиональным самообразованием. Только тогда педагог будет иметь возможность квалифицированно помогать детям.
Анкета
Цель: выявить факторы, стимулирующие и препятствующие обучению, развитию, самообразованию педагога.
5-да (препятствуют и стимулируют); 4-скорее да, чем нет; 3-и да, и нет; 2-скорее нет; 1-нет
Препятствующие факторы Стимулирующие факторы
Собственная инерция.
Разочарование в результате имевшихся ранее неудач.
Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.
Враждебность окружающих (зависть, ревность), плохо воспринимающих в вас перемены и стремление к новому.
Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководителями, т.е. отсутствие объективной информации о себе.
Состояние здоровья.
Недостаток времени.
Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.
Школьная методическая работа.
Обучение на курсах.
Пример и влияние коллег.
Пример и влияние руководителей.
Организация труда в школе.
Новизна деятельности, условия работы и экспериментирования.
Доверие коллег и администрации.
Внимание к этой проблеме руководителей.
Занятие самообразованием.
Интерес к работе.
Возросшая ответственность.
Возможность получения признания в коллективе.
Подсчитать общую сумму баллов:
75-55 – активное развитие;
54 – 36 – отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий;
35-20 – остановившееся развитие.
- Результат анкеты для педагогов. Цель: выявить факторы, стимулирующие и препятствующие обучению, развитию, самообразованию педагогов в ДДТ.
Анкета «Работа педагога по самообразованию»
1. Нужен ли педагогу план самообразования? _________________ Обоснуйте свое мнение______________________________________________________________________________________
2. Как сочетается ваша индивидуальная тема самообразования с общим планом работы учреждения задачами?____________________________________________________________________________________
Обоснуйте выбор своей темы с точки зрения потребностей ДДТ____________________________________________________________________________________________
3. Планируете ли вы проводить исследовательскую работу?_________________________________________
В чем она заключается? _______________________________________________________________________
4. Какую литературу (психологическую, педагогическую, по содержанию предмета) вы изучали в соответствии с индивидуальной темой самообразования?_____________________________________________________________________________
Какие идеи вам импонируют больше всего? ____________________________________________________________________________________________
5. Какие трудности вы испытываете в работе над индивидуальной темой самообразования______________________________________________________________________________
Как преодолеваете их?_________________________________________________________________________
Какая помощь вам необходима?_________________________________________________________________
6. Расскажите о своем творческом сотрудничестве с коллегами (если оно имело место) в период работы над темой. _____________________________________________________________________________________
7. Что дала самостоятельная работа для повышения вашего профессионального уровня? Каковы ваши дальнейшие планы самообразования? ____________________________________________________________________________________________
8. Каким образом можно применить ваши разработки в педагогической деятельности коллег?______________________________________________________________________________________
Рефлексия с установкой на саморазвитие
1. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
а) целеустремленный; б) трудолюбивый; в) дисциплинированный.
2.За что вас ценят коллеги?
а) за ответственность; б) за умение отстаивать свою позицию; в) за эрудированность, умение быть интересным собеседником.
3.Что вам больше всего мешает профессионально совершенствоваться?
а) недостаток времени; б) отсутствие подходящей литературы и условий;
б) недостаток силы воли и упорства.
4. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
а) требовательный; б) настойчивый; в) снисходительный.
5. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
а) решительный; б) сообразительный; в) любознательный.
6. На основе сравнительной самооценки выберите, какие качества у вас развиты большей степени:
а) сила воли; б) упорство; в) обязательность.
7.Что чаще всего вы делаете, когда у вас появляется свободное время?
а) занимаюсь любимым делом; б) читаю; в) провожу время с друзьями.
8. Что для вас в последнее время представляет познавательный интерес?
а) методические знания; б) теоретические знания;
в) инновационная педагогическая деятельность.
9. Каким вас считают ваши друзья?
а) справедливым; б) доброжелательным; в) отзывчивым.
10. Какой из трех принципов вам ближе всего?
а) «Жить надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитыегоды»;
б) «В жизни всегда есть место самосовершенствованию»;
в) «Наслаждение жизнью - в творчестве».
11. Кто ближе всего к вашему идеалу?
а) человек с сильным духом и крепкой волей; б) человек творческий, много знающий и умеющий; в) человек независимый и уверенный в себе.
12.Удастся ли вам в профессиональном плане добиться того, о чем вы мечтаете?
а) думаю, что да; б) скорее всего, да; в) как повезет.
13. Представьте, что вы стали миллиардером. Что бы вы предпочли?
а) путешествовал бы по всему миру;
б) построил бы частную школу и занимался любимым делом;
в) улучшил бы свои бытовые условия и жил в свое удовольствие.
Используемые ресурсы при подготовке к семинару:
1. Сеть творческих учителей http://it-n.ru/default.aspx
2. Журнал вестник образования России http://vestniknews.ru/
3. Всероссийский интернет педсовет http://vestniknews.ru/