Конспект урока по русскому языку на тему Одушевленные и неодушевленные имена существительные (5 класс, Разумовская)



Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
«Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» (5 класс)
Учитель русского языка и литература Кольцова Ирина Алексеевна
УМК: учебный комплекс под редакцией  М. М. разумовская и др. Русский язык.  5 класс                                          
Тема урока:  Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые         (1 час)
Тип урока:  Урок «открытия»  новых знаний
Цели:  развить понятие о категории одушевлённости; учить различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; понимать их роль в речи; объяснять языковые явления. Распознают имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1.Мотивация к учебной деятельности
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. Приветственное слово учителя Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленность.
- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей». Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Приветствие учащихся УУД: познавательные (извлечение информации из текста);
коммуникативные(формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества)
2. Актуализация знаний
Цель: подготовить мышление учащихся  и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет индивидуальные задания  на применение нового знания.
- Продолжается наше путешествие по стране Имя Существительное. Для начала мы вспомним все, что уже знаем об имени существительном. Проанализируем предложение, выберем в нем имена существительные, определяя их признаки, доказывая правильность своего выбора.
Книга – спутница всей нашей жизни.
(Выводятся слайды №1, №2)I. Тезис.
   Слово … - имя существительное. Докажем это.
II. Доказательства.
Во-первых, оно обозначает предмет, т.к. отвечает на вопросы Кто? Что?
Во-вторых, слово … относится к … роду.
В-третьих, слово … имеет … склонение и изменяется по падежам: … .В-четвертых, слово … изменяется по числам: …
В-пятых, синтаксическая роль этого существительного - ….
III. Вывод:
- Итак, мы доказали, что слова … - имена существительные, так как обладают всеми признаками данной части речи. Используют изученный ранее материал по теме «Имя существительное». Развивают речь, память. Размышляют, что у них не получилось и почему?
Работа в группах. УУД: познавательные(извлечение необходимой информации из текста; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ);
коммуникативные(формулирование понятных высказываний, используя термины, в рамках учебного диалога);
регулятивные (выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения)
3. Постановка учебной задачи.
Цель: поставить цель учебной деятельности  и на этой основе  выбрать способ и средства её  реализации Организовывает погружение в проблему. Задаёт вопрос повышенной сложности
Учитель выступает в роли организатора.
После ответов детей уточняет цель и тему урока.
- Обратим внимание на вопросы к существительным «книга» и «спутница»? Почему они разные? В чем смысл терминов «одушевленный» и «неодушевленный»? Назовите тему урока? (Запись темы урока на доске).
Выводится слайды №3
Работа в парах:
Назовите людей, различных живых существ (кто?);
Назовите явления и предметы неживой природы (что?).
Трудно ли вам было определять категорию одушевленности и неодушевленности у существительных?
Помоги мне определить одушевлённое или нет существительное «толпа»? (Ведь толпа состоит из людей, а отвечает на вопрос что?)
 В русском языке есть слова, которые обозначают живое, но отвечают на вопрос что? и имеют показатель неодушевленности. Так, все существительные, называющие растения  (тюльпан, береза)  или части живого организма (рука, мозг, сердце), считаются неодушевленными.- Но почему, вы спросите меня. Ведь это живая природа?! Как вы думаете, где кроется ответ?
Размышляют над заданием. Работают с информацией, систематизируют её.
Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину  возникшего затруднения (чему учиться)
Предлагают и согласовывают тему урока. Работают в парах.
Предполагаемый ответ учащихся
- Ответ следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали  только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир (живой- с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевленным. УУД: познавательные(пытаются решить задачу известным способом. Самостоятельное выделение и формирование цели);
регулятивные (принимают и сохраняют учебную задачу)
4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения
Цель: построить новый способ действия и сформировать умение применять его  как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа. Предлагает мини – исследование
Учитель выступает в роли организатора.
Фиксирует новый способ действия.
- Выводится слайд № 4 
- Перечислите живые существа, изображённые на рисунке  (дракон, принцесса, кот, король, попугай, мальчик).- Перечислите вещи, которые изображены на слайде (труба, лодка, море, дерево, бочка, солнце, причал).
Как вы это определили?
Слайд №  5 –вывод.
1. - Одушевленность – неодушевленность существительных определяется по нескольким показателям.  Первые два мы знаем (слайд № 5):1) отвечают на вопросы  (кто? что?)
2) значение слова: одушевленные существительные чаще называют живой предмет, а неодушевленные – неживой;
2 - Но есть и еще один показатель, который поможет нам в определении одушевленности – неодушевленности имен существительных (совпадение падежных окончаний).
3.Проведите самостоятельные наблюдения, сделайте вывод. (Выводится слайд 6)
- Просклоняйте имена существительные, выделите окончания (школьник, тетрадь). (Обратите внимание на окончание). (Выводится слайд 7)
Попробуйте сформулировать правило:
у одушевленных – Р.п. мн.ч.= В.п. мн.ч.
у неодушевленных – И.п. мн.ч.= В.п. мн.ч.
Давайте убедимся в правильности наших суждений. Обратимся к учебнику, страница 236, параграф 92
Вывод, что в русском языке есть 3 показателя определения одушевленности у имени существительного ( Вывожу слайд № 8 ).
Работают с информацией, систематизируют её. Учатся работать в группах, определяют функции каждого члена группы. Учатся слушать мнения сверстников. Выполняют взаимопроверку. Планируют свою работу УУД: познавательные (анализ, сравнение, классификация; осознанное построение речевого высказывания; поиск и выделение необходимой информации; );коммуникативные (адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью);
регулятивные (контроль, самооценка, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения)
5.Физ. минутка (пауза релаксации) Создаёт игровую ситуацию
- Немного отдохнем. Давайте,  ребята, проведем такую игру, встаньте. Я  буду называть вам слова. Если имя существительное одушевленное, вы поднимаете руки вверх и хлопаете в ладоши. Если существительное неодушевленное, вы приседаете.
ИТАК
Ученик, сила, портной, рыба, пожар, пальто, пожарник, трактор, тракторист, плащ, лесник, лес, гриб, грибник.- Молодцы, садитесь на свои места. 6. Первичное закрепление знаний
Цель: усвоить учащимися новый способ действия Предлагает послушать сказку и написать её продолжение
– Послушайте сказку Л. Успенского на эту тему. Я, правда, ее немного переделала. Вам же придется дописать концовку сказки. (вывожу слайд № 9).
-     По реке плывет плот. На берегу сидит неподвижно толстый ленивый кот.
       Плот спрашивает у кота:
       - Ты живой?
       - Живой.
       - А чем докажешь?
       - Двигаюсь.
       - Я плыву, а ты сидишь.
       - Захочу – буду шевелиться.
       - Я – великий плот, а коты - неодушевленные. Ты вещь, а я существо.
       Кот подумал и говорит:
       - Я тебе грамматически точно докажу, кто есть кто, а что есть что. Я тебя    винительным падежом убью. Твой именительный не устоит против моего  винительного.
- Ребята, давайте поможем коту, докажем на деле, что он прав. Что вам нужно для этого сделать?
 (Слайд 10)
- Итак, теперь все встало на свои места. Кот живой, а плот – неживой предмет. И в этом нам помогли падежи.
Концентрируют своё внимание на задании. Работают в группах.  Размышляют, анализируют. Делают вывод по этому виду работы УУД: познавательные(извлечение из предметного текста необходимой информации; осознанное и произвольное речевое высказывание);
коммуникативные (умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать).
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: интериоризировать (т.е. пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и  провести рефлексию (коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия. Организовывает  самостоятельную работу на новый способ  действия. Организовывает  самопроверку учебных  решений по эталону.
Создаёт ситуацию успеха для каждого ребёнка, для уч-ся допустивших ошибки. Предоставляет возможность  выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность)
1) - Сейчас проверим, можем ли мы с вами различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.
-Прочитайте  стихотворение А. Яшина. Вставьте пропущенные буквы. Существительные неодушевлённые обозначьте буквой Н, одушевлённые – О.
(Слайд 11)
Орёл
Из-за утёса, как из - за угла,
Почти в упор ударили в орла.
А он сп..койно свой покинул камень,
Не огл..нувшись даже на стр..лка,
И, как всегда,
Широкими кругами,
Не тор..пясь, ушёл за обл..ка.
Быть может, дробь совсем мелка была –
Для перепёлок, а не для орла?
Иль задр..жала у стр..лка рука
И пок..чнулся ствол др..бовика?
Нет, ни др..бинки не ск..льзнуло мимо,
А сер..це и орлиное р..нимо.
Орёл упал,
Но средь д..лёких скал,
Чтоб враг не видел,
Не торжествовал.
-Поделись впечатлением с соседом: что понравилось, какое чувство вызвало стихотворение.
Проверка по эталону – слайд №12
 
Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. Фиксируют положительные результаты своих действий (знаково: +,-  и др.). Оценивают свои результаты в освоении нового способа  действия УУД: познавательные (анализ, синтез, сравнение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; доказательства);
коммуникативные (рефлексия способов и условий действий; учебное сотрудничество);
регулятивные (оценка своей деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; волевая саморегуляция в ситуации затруднения)
8.Саморефлексия деятельности (подведение итогов занятия)
Цель: оценить учащимися собственную учебную деятельность , осознать  методы построения и границы применения  нового способа действий Организует рефлексию учащихся по вопросам «Самооценка», используя выводы по уроку (слайд №13)
Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы:
Сегодня на уроке я научился (лась) (чему?) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сегодня на уроке я мог (ла) бы сделать лучше (что сделать?) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я хотел (ла) бы повторить (что?) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________- А мои оценки вы узнаете на следующем уроке, когда я проверю ваши работы Обращают внимание к записи темы урока и целей. Мысленно соотносят их с теми знаниями, которые получили на уроке. Анализируют свою деятельность, отвечая на вопросы. Слушают высказывания одноклассников. Определяют свой уровень познания в соотношении со сказанным. «Знаю или не знаю» УУД: познавательные (анализ, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности);
коммуникативные (внутренняя оценка деятельности учащихся);
регулятивные (самооценка на основе критерия успешности; самоопределение)
9.Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок Слайд №14
Запишите домашнее задание:
1) упражнение № 700;
2) напишите  сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных;
3) нарисуйте одушевленные и неодушевленные имена существительные (дополнительно) Слушают задание на дом. Выбирают вариант заданий по сложности.