Методическая разработка урока русского языка на тему Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (3 класс)
Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Цели:
формировать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные;
развивать память, внимание, мышление, орфографическую зоркость;
воспитывать любовь к русскому языку.
Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные, планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.
Универсальные учебные действия:
регулятивные: постановка цели и задач учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее достижения, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
познавательные: самостоятельно выполнять задания и упражнения на распознавание одушевленных и неодушевленных имен существительных, овладевать логическими действиями сравнения, анализа, строить рассуждения.
коммуникативные: слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать собственную точку зрения, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Оборудование: таблица «Части речи», загадки, орфографический словарь.
Ход урока
1.Организационный момент.
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
2. Каллиграфическая минутка.
3. Актуализация знаний.
Словарная работа
Берёза, ветер, ворона, карандаш, лягушка, лопата, обезьяна, корова, самолёт, заяц, ученик, рисунок.-Какие слова мы записали?(словарные слова)
-К какой части речи они относятся?
-Что мы знаем об этой части речи?
-На какие группы вы бы их разделили?
4. Самоопределение к деятельности
(Работа в парах.)
— Прочитайте слова.
Собака, туман, город, соловей, рыба, пенал.
— Разделите их на две группы. Допишите в каждую группу по два своих примера.
— По какому признаку вы разделили слова? (Слова, которые отвечают на вопрос кто?, и слова, которые отвечают на вопрос что?)
— Как называются слова, отвечающие на вопрос кто?(Одушевлённые имена существительные.)
— Как называются слова, отвечающие на вопрос что?(Неодушевлённые имена существительные.)
— Сформулируйте тему урока.
5. Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
Упр. 15 (с. 12).
— Прочитайте слова. Назовите пропущенные буквы.
— Как называется эта орфограмма? (Слова с непроверяемым написанием)
— Как проверить написание этих слов? (По орфографическому словарю.)
— Выполните письменное задание к упражнению.
— Назовите одушевлённые имена существительные.
— Назовите неодушевлённые имена существительные.
— Что обозначают одушевлённые имена существительные?
— На какой вопрос они отвечают в начальной форме?
— Что обозначают неодушевлённые имена существительные?
— На какой вопрос они отвечают в начальной форме?
Упр. 16 (с. 12).
— Прочитайте слова. Объясните лексическое значение каждого слова.
— Назовите слова, лексическое значение которых вы затруднились определить. Почему?
— Употребляются ли эти слова в современной речи? Где можно встретить эти слова?
— Прочитайте информацию об этих словах. Как они называются?
— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)
6. Физкультминутка.
7. Закрепление изученного материала.
1.Работа по учебнику
Упр. 17 (с. 13).
— Прочитайте. Объясните лексическое значение каждого слова.
— Найдите в тексте устаревшие слова.
— Прочитайте слова, данные в учебнике, и постарайтесь заменить устаревшие слова синонимами.
— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)
2. Работа над загадками
— Отгадайте загадки. Запишите в два столбика. В первый столбик одушевленные имена сущ., а во второй неодушевленные имена существительные.. 1.Сидит баба, в сто шуб одета. Кто ее раздевает, тот слезы проливает.
2. Что за птица людей боится. Не летает высоко, а поет "ко-ко-ко"?
3. Снег идет, и ветер свищет.
А малютка пищу ищет.
Ты всегда его жалей –
Это серый...
4. Снег на полях,
Лед на водах,
Вьюга гуляет,
А мороз щипает,
Когда это бывает?
5. Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко!
6. В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься скажу.
7. Теремок ползет.
На себе его везет
Хозяюшка богатая,
Рогатая.
-Какие слова вы записали?
8. Рефлексия.
— Замените одним словом, запишите.
• Промежуток времени, равный 60 минутам (час).
• Военнослужащий, стоящий на посту, на часах (часовой).
• Лесной доктор (дятел).
• Модель земного шара (глобус).
— Какие из этих слов отвечают на вопрос кто?, а какие — на вопрос что? Почему?
— Что обозначают одушевлённые имена существительные?
— Что обозначают неодушевлённые имена существительные?
— Что такое устаревшие слова?
— Оцените свою работу на уроке.
9. Подведение итогов урока.
— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?
10. Домашнее задание.
Записать пять одушевлённых и пять неодушевлённых имён существительных.